К звонкам мошенников подключат роботов-защитников

Как еще операторы и власти борются с телефонными аферистами
Вартан Айрапетян

Ежедневно система Роскомнадзора блокирует около 2 млн звонков мошенников. Эффективность борьбы с аферистами повышают разрабатываемые мобильными операторами индивидуальные помощники, не пропускающие спам и звонки злоумышленников, отмечают в Минцифры. Так, МТС начнет определять мошеннические звонки с помощью искусственного интеллекта (ИИ): подозрительных абонентов будут перенаправлять на робота, который сам поговорит с ними. Эти и другие инициативы по борьбе с аферистами обсудили представители операторов и регуляторов на ХХ форуме «Телеком 2024» газеты «Ведомости». В том числе они уделили внимание предложениям по очистке рынка от «серых» SIM-карт, которые используют злоумышленники, верификации абонентов через «Госуслуги» и другим стратегиям.

Разговор не по душам

Cистема Роскомнадзора (РКН) «Антифрод» ежедневно не пропускает около 2 млн мошеннических звонков, сообщил директор департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры Дмитрий Тур. По его словам, более 1000 российских операторов связи подключились к системе по блокировке вызовов с подменных номеров. Кроме государственной системы существуют решения, самостоятельно разрабатываемые крупнейшими операторами связи, добавил он.

МТС тестирует услугу определения мошеннических звонков при помощи технологий искусственного интеллекта, рассказал президент компании Вячеслав Николаев. Он напомнил, что у оператора уже работает услуга «Защитник» с использованием анализа больших данных, которая в 2023 г. заблокировала больше 2 млрд нежелательных вызовов. В сумме это 8,5 млн часов спама и мошеннических звонков. «Мы их очень быстро определяем, вносим в свою базу. Если человек сам подписался на эту услугу, мы можем перенаправить звонок на искусственный интеллект. Он сам поговорит с мошенником», – добавил Николаев.

При этом, если абоненту звонит не аферист, а, к примеру, сотрудник его парикмахерской с напоминанием о записи, клиент получит SMS-сообщение с текстовой расшифровкой звонка, уточнил глава МТС. По словам Николаева, такой подход позволит не только бороться со спам-звонками, но и распознавать методы социальной инженерии, которые все чаще используют злоумышленники. «У нас уже тестируется такая услуга. Мы включаем искусственный интеллект, который в процессе звонка определяет, что, возможно, мы говорим с мошенниками. И вас предупредят об этом прям во время звонка», – сказал Николаев.

Общее количество зафиксированных звонков с признаками спама и несанкционированной рекламы в сети МТС в 2023 г. превысило 8 млрд, что на 36% больше, чем годом ранее. Активнее всего через телефонные обзвоны продвигают свои услуги банки и микрофинансовые организации, стоматологические клиники, агентства недвижимости, коллекторы, салоны красоты и компании с предложениями быстрого заработка в интернете, уточнил представитель оператора. По данным компании, чаще всего спамеры звонили жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Уфы, Новосибирска, Екатеринбурга и Казани. Согласно информации сервиса «Защитник», клиенты, использующие умный определитель номера (он показывает, кто звонит абоненту, даже если номер не записан в телефоне), не отвечают на 87% звонков коллекторов, 75% – представителей организаций, проводящих опросы, 56% – специалистов по юридическим вопросам, а также почти на половину вызовов с предложениями работы и из фитнес-клубов.

Объединяя усилия

Сотовый оператор «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») предлагает на законодательном уровне ужесточить меры по борьбе с распространением «серых» SIM-карт, заявил президент компании Александр Панков. Он пояснил, что значительное количество используемых мошенниками номеров зарегистрировано на чужие данные или же владелец SIM идентифицирован некорректно. По мнению спикера, в первую очередь необходимо ограничить количество SIM-карт, которые можно зарегистрировать на один паспорт. «Мы ни в коем случае не говорим о том, что должен действовать принцип «одна SIM-карта в одни руки». Но какое-то разумное ограничение, которое можно было бы уточнить в процессе правоприменения, представляется разумным», – уточнил он. Кроме того, в «Вымпелкоме» считают важным установить правило, по которому SIM-карта может быть активирована только после появления верифицированных идентификационных данных в системах оператора. Для подтверждения сведений о человеке можно использовать портал «Госуслуги», полагает Панков.

Глава департамента Минцифры Тур отметил, что в борьбе с телефонным мошенничеством достаточно важным элементом должна стать «чистота абонентской базы». То есть каждый человек должен видеть на едином сервисе все номера, оформленные на его паспортные данные, пояснил он. «И если в какой-то момент дилер какой-то или нерадивый оператор заключает договор на эти паспортные данные, то этот гражданин должен получить уведомление о происходящем и иметь возможность оперативно прекратить услуги по этому договору», – заключил Тур.

При этом борьба с мошенничеством требует координации, участниками которой должны выступать как участники рынка – операторы, банки, маркетплейсы, так и регуляторы (Минцифры и МВД), добавил генеральный директор «Мегафона» Хачатур Помбухчан. Такая работа уже ведется, но, например, обмен информацией с МВД требует дополнительного нормативного регулирования, «и это займет определенное время», заключил спикер. По мнению президента ПАО «Ростелеком» Михаила Осеевского, необходимо создать межведомственный орган, который формализует борьбу с телефонным мошенничеством. «Сегодня мы находимся в координации с МВД, ФСБ и друг с другом. Эта проблема надолго, и она никуда не уйдет», – резюмировал Осеевский.

Операторы также ведут борьбу с подменой номеров, когда номер мошенников определяется у абонента как контакт реального человека или какой-либо организации. Ежедневно блокируется порядка 1 млн таких вызовов, причем сотни тысяч из них идут из-за рубежа, рассказал Помбухчан. По его словам, сейчас операторы также работают с новой волной мошенничества со звонками через мессенджеры. Алгоритмы и искусственный интеллект позволяют блокировать и такие сеансы злоумышленников. Вместе с тем Помбухчан согласился с коллегами в том, что необходима совместная работа с другими компаниями, в первую очередь с банковским сектором.

«Если мы видим, что мошенник дозвонился до клиента и идет длительный разговор, мы сообщаем банку о том, что их клиент, предположительно, находится под атакой мошенника. Далее банк может принимать решение: [стоит ли вводить] дополнительные сверки при проведении транзакций, вплоть до блокировки счетов на какое-то ограниченное время», – указал Помбухчан.