Настоящее и будущее цифровых сервисов для бизнеса
Цифровизация ускоряет бизнес-процессы и стимулирует рост выручкиК 2030 г. цифровизация может обеспечить до 30% роста ВВП при должном инвестировании, посчитали в НИУ ВШЭ. Более смелые прогнозы представили эксперты аналитического центра при правительстве Российской Федерации, по оценке которых цифровизация должна обеспечить половину от 23%-ного роста к 2030 г. Значительный вклад в цифровизацию вносят различные B2B-сервисы, которые позволяют снизить размер капитальных затрат. Эксперты МТС, Softline, «Айтеко» и Делобанка рассказали, как эволюция цифровых В2В-сервисов за пять лет повлияла на эффективность бизнеса, а также поделились прогнозами относительно их дальнейшего развития.
Зачем это нужно
Цифровая трансформация бизнеса сегодня необходима для расширения возможностей и увеличения эффективности всех отраслей. Так, например, цифровизация здравоохранения позволяет сократить нагрузку на медицинский персонал и сэкономить время пациента при обращении в клинику. В Москве с появлением ЕМИАС записаться к врачу стало возможно в мобильном приложении или на сайте.
Внедрение цифровых технологий в металлургический сектор помогает в отладке производственных процессов. В качестве примера можно привести применение мобильных беспроводных виброакустических датчиков для определения утечек в трубопроводах предприятий, тестирование которых проводила группа НЛМК совместно с Biometriclabs. Такие датчики обеспечивают постоянный онлайн-мониторинг состояния коммуникаций, проложенных под землей, т. е. потенциально позволяют быстрее находить поврежденные участки. Это поможет снизить число утечек и повысить надежность водоснабжения оборудования. И таких примеров достаточно в любой области современной экономики.
Другой пример пользы цифровизации – это электронный документооборот (ЭДО), рассказал директор по цифровому развитию Делобанка Антон Семенников. По его словам, раньше, чтобы подписать документы, надо было подготовить их в бумажной форме, согласовать с несколькими подразделениями, затем подписать у генерального директора и отправить с курьером контрагенту, чтобы затем ждать возврата своей подписанной копии. «Если раньше предприниматели теряли время на процессы, а не зарабатывали деньги, то теперь с ЭДО сроки сократились в разы, освободилось время на решение стратегических вопросов», – добавил эксперт.
Другая польза цифровизации сервисов для бизнеса – это экономия. «Печать одного черно-белого листа обходится примерно в 6 руб., а если посчитать годовую экономию в крупной корпорации, то даже без учета хранения архива – это миллионы и миллиарды рублей экономии на операционных затратах», – сказал Семенников.
Цифровизируй это
Национальный проект «Цифровая экономика» стартовал в 2019 г. Пандемия, начавшаяся годом позже, доказала, что часть сотрудников можно безболезненно перевести на удаленный и гибридный режим работы. Бизнес увидел в этом возможность снизить капитальные и операционные затраты за счет сокращения числа постоянных рабочих мест, а сэкономленные на аренде и обслуживании офисов деньги реинвестировать в развитие. Необходимо было только создать защищенную среду для работы с персональными данными клиентов и безопасного подключения к внутренним ресурсам компании. Таким образом, удаленный и гибридный график работы стал трендом для компаний и вошел в жизнь их сотрудников. Провайдеры цифровых сервисов в ответ на вызов начали активно развивать облачные сервисы: облачное хранение, облачные вычисления, виртуализацию на разных облаках с использованием контейнеризации и оркестратора контейнеров Kubernetes. Причем технологии, разрабатываемые для удаленной работы, применяются и внутри компаний для усиления безопасности, ускорения и унификации разработки продуктов.Однако компании создают не только коммерческие облачные платформы, как, например, CloudMTS, но и внутренние. Так, МТС разработала The Platform – пространство для облачных экосистемных продуктов компании. Благодаря The Platform удалось обеспечить более высокий уровень сохранности данных и кибербезопасности, а также значительно сократить время разработки продуктов.
Другой тренд цифровизации последних лет – это запрос на интеллектуализацию и автоматизацию давно существующих сервисов для снижения издержек. Например, бизнесу нужны не просто базовые услуги связи, а облачная телефония в связке с CRM или сервис видеонаблюдения вместе с видеоаналитикой. Компании с большим количеством обращений клиентов по типовым вопросам автоматизируют колл-центры с помощью голосовых и текстовых ботов. Они освобождают время операторов для работы со сложными запросами и могут снизить списочную численность сотрудников колл-центра.
Для удовлетворения запроса на комплексные продукты провайдеры цифровых сервисов формируют предложение из своих и партнерских продуктов в рамках одного договора. Например, так поступает МТС. «Мы упростили взаимодействие с клиентами, так как предоставляем разные услуги в рамках одного договора, а также сократили время внедрения новых решений, что, в свою очередь, положительно повлияло на эффективность бизнеса компаний-клиентов», – сказал вице-президент МТС по корпоративному и новому бизнесу Олег Алдошин.
Другие изменения в цифровых сервисах, которые отмечают эксперты, это использование больших данных и искусственного интеллекта. Так, директор по разработке компании «Айтеко» Виктор Бурлаков отметил, что Big Data стала чаще использоваться для анализа и поддержки принятия решений, а число программных продуктов, использующих искусственный интеллект, постоянно растет. Кроме того, по мнению Бурлакова, активно переходили в цифру брокерские системы, а также системы по противодействию киберпреступлениям в банках, в частности телефонному мошенничеству.
Директор по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин, говоря о развитии цифровых платформ за последние пять лет, отметил, что все больше процессов компании переносят в онлайн, в том числе малый бизнес. Сейчас драйвером цифровизации являются импортозамещение и миграция на отечественное ПО, которые активизировались после ухода иностранных вендоров, добавил Алгазин.
Приоритетные направления
Сегодня одним из ключевых драйверов цифровизации для многих компаний стало импортозамещение. Российские компании стремятся заместить ушедших зарубежных игроков. Так, МТС совместно с разработчиком ПО «МойОфис» и российским производителем инфраструктурного оборудования «F+ Tech» представили автоматизированное рабочее место на операционной системе «Аврора» с предустановленным офисным пакетом. В МТС верят, что решение будет пользоваться спросом у крупных корпоративных заказчиков. Физически оно представляет собой планшет или смартфон от F+, защищенные по стандарту IP68.
Однако единовременный переход на отечественные решения требует существенных инвестиций. Бизнес активно растет за счет замещения иностранных компаний, что требует также масштабирования инфраструктуры. В рамках крупного холдинга инвестиции на интеграцию тех или иных программно-аппаратных продуктов могут исчисляться десятками и сотнями миллиардов рублей. Поэтому сейчас широко распространяется модель Anything-as-a-service (что-угодно-как-сервис), к которой стремятся практически все цифровые сервисы. Вместо создания собственной инфраструктуры компании берут ее в аренду. Если качество не устроит, то проще поменять ее на другую.
В начале 2023 г. МТС объявила о запуске облачной платформы «МТС Exolve» – это CPaaS-решение (Communication Platform-as-a-service), яркий пример развития по модели Anything-as-a-service.
Суть в том, что платформа позволяет компаниям разрабатывать собственные приложения для общения с клиентами, обеспечивает бесшовную интеграцию в существующие IT-системы и эффективное управление омниканальными коммуникациями. Например, разработчики коммуникационных сервисов с помощью платформы «МТС Exolve» могут встроить в свои продукты обратный звонок, авторизацию по номеру, интеллектуальный выбор исходящего номера, защиту номера, calltracking, управление голосовыми и текстовыми сообщениями. В результате сокращаются затраты, повышается гибкость и эффективность взаимодействия с клиентами. МТС отмечает высокую заинтересованность в проекте – уже сегодня на платформе зарегистрировано более 3000 разработчиков.
При этом провайдеры цифровых сервисов внимательно следят за мировыми трендами и перенимают лучшие практики. МТС стала первой компанией в России, предложившей Telecom-as-a-service. Это как подписка на МТС Premium, которая включает несколько сервисов, только для бизнеса. В ее рамках компания оказывает комплексные услуги: мобильная и видеосвязь, доступ в интернет, облачные сервисы, ПО и т. д.
Опыт в различных направлениях заимствуется не только за рубежом, но и на внутреннем рынке. Часто компании приобретают узкоспециализированные проекты, обладающие ноу-хау, чтобы сэкономить время и средства на собственный НИОКР. К примеру, МТС получила контроль в компании «СКАУТ-КР», которая разрабатывает решения для умного автотранспорта. Эта компания создает для крупных корпоративных автопарков решения по повышению безопасности движения и экономической эффективности, реализованные на базе собственной SaaS-платформы SKAI с применением технологий интернета вещей (IoT), компьютерного зрения и искусственного интеллекта. МТС интегрирует SKAI в свои продуктовые решения по мониторингу транспорта, маршрутизации и планирования, контроля безопасности и потребления топлива.
Получивший широкое распространение в компаниях IoT стимулировал развитие частных LTE-сетей. Они представляют собой отдельную от сетей общего пользования инфраструктуру, к которой нельзя подключиться извне. Это защищает различные промышленные умные устройства, датчики от несанкционированного доступа. Например, в апреле 2023 г. МТС в сотрудничестве с партнерами впервые в России протестировала на сети интернета вещей МТС стандарта NB-IoT новую технологию оптимизации передачи данных (Non-IP data delivery), которая сокращает издержки, повышает эффективность и безопасность мониторинга поставок и потребления электроэнергии.
Одним из перспективных направлений в импортозамещении стала ВКС (видеоконференцсвязь). Так, в прошлом году МТС закрыла сделку по покупке контрольного пакета акций разработчика решений для видеовстреч, вебинаров и онлайн-мероприятий – группы Webinar, а в 2023-м перевела все бизнес-коммуникации на эту платформу.
«К вопросам с M&A мы подходим точечно, выбирая компании с понятным рыночным потенциалом и близкие к нашей индустрии. МТС стремится стать лучшим цифровым партнером для бизнеса», – пояснил Алдошин. Говоря про ключевые направления развития, он отметил, что МТС делает большую ставку на несколько направлений, среди которых видеонаблюдение и видеоаналитика, частные сети, облачные и геосервисы. Также одно из ключевых направлений – это продукты UCaaS (unified communications): системы видеоконференций, облачная телефония, Telecom API, голосовые и текстовые роботы.
Из этого следует вывод, что крупные корпорации делают ставку на развитие аналитики на основе искусственного интеллекта, предоставление B2B-сервисов по модели Anything-as-a-service, удобных API и генеративных предварительно обученных трансформеров.