Инфраструктура из будущего
Как расширяются метавселенныеГромкая премьера очков смешанной реальности от Apple вернула в топ споры о перспективах метавселенных. Массовый пользователь пока их не оценил, но эксперты по-прежнему уверены, что за виртуальными мирами будущее.
Метавселенные принято рассматривать в контексте цифровизации активов, когда любые права, ценные бумаги, произведения искусства и даже деньги переходят в цифровой формат. Тема метавселенных получила очень сильный импульс к развитию во время пандемии как продолжение господствовавшего тогда тренда на создание дистанционных взаимодействий. Характерно, что Марк Цукерберг объявил о превращении Facebook в Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ) как раз осенью 2021 г. Для рынка это событие стало важным сигналом: крупнейший игрок подтвердил развитие нового формата цифрового взаимодействия между людьми.
Осенью прошлого года Gartner включила метавселенные в число стратегических трендов 2023 г. По определению Gartner, метавселенная – это совместно используемое виртуальное 3D-пространство, созданное слиянием виртуально расширенной физической и цифровой реальности. Gartner прогнозирует, что полнофункциональная метавселенная не будет принадлежать одному вендору и у нее будет своя виртуальная экономика на основе цифровых валют и невзаимозаменяемых токенов (NFT). Gartner прогнозирует, что к 2027 г. более 40% крупных организаций во всем мире будут использовать Web3 в сочетании с облаком дополненной реальности (AR Cloud) и цифровыми двойниками в проектах с метавселенной, нацеленных на увеличение дохода.
Метавселенные делятся на два типа – централизованные и децентрализованные. В первом случае всем управляет одна компания: она выпускает обновления, расширяет пространство и задает правила игры для других участников. Например, компания-владелец может создать улицу с магазинами и продавать на ней отдельные здания.
Децентрализованные метавселенные создаются на базе технологий блокчейн и предполагают равные возможности для участников. Такие площадки гораздо более интересны для инвестиций, так как нет риска, что правила для участников изменятся по воле собственника. Или, например, метавселенная вовсе перестанет существовать. Такое возможно и в последнее время иногда происходит, так как некоторые инвесторы теряют интерес к метавселенным. Например, Disney объявила о закрытии подразделения метавселенной в марте этого года. В команде разработки метавселенных было 50 человек – всех их уволили. Само подразделение появилось недавно – в 2022 г., и Disney делала на него большую ставку, поясняя, что метавселенные – это принципиально новый уровень рассказывания историй.
Не слишком убедительным пока выглядит проект Horizon Worlds от Meta. На фоне огромной суммы инвестиций – более $36 млрд – эта метавселенная пока не стала популярной. В начале этого года количество ее пользователей составляло 200 000 человек (при плане 0,5 млн к концу прошлого года), из которых весомая часть – сотрудники самой Meta, которым руководство настоятельно рекомендовало «влюбиться в Horizon Worlds».
В иных виртуальных мирах дела идут не намного лучше. Проблемы с низкой посещаемостью неоднократно отмечались в Decentraland – метавселенной, ставившей в 2020–2021 гг. рекорды по ценам на цифровую недвижимость (на волне метавселенского хайпа участок под посольство в Decentraland приобрело даже правительство Барбадоса, ставшее первым государством с представительством в цифровом пространстве). Издание Coindesk в своем обзоре писало, что в октябре прошлого года (число в статье не указано) в среде Decentraland было зарегистрировано 38 активных пользователей за 24 часа.
В целом довольно равнодушное отношение подавляющего большинства интернет-аудитории к метавселенным снизило интерес инвесторов к данному направлению. Microsoft закрыла свою платформу виртуального рабочего пространства AltSpaceVR в январе 2023 г., Walmart в апреле свернула проекты метавселенной на основе Roblox. Ранее платформа для знакомств Tinder отказалась от планов создания среды для виртуальных свиданий в метавселенной.
Разочарование в метавселенных многим напомнило кризис доткомов рубежа тысячелетий, когда инвесторы разуверились в интернет-экономике – им показалось, что общество вяло реагирует на появление новых возможностей, а пути капитализации сетевых проектов неочевидны.
Тем не менее мы помним, что произошло дальше: разочарование через какое-то время вновь сменилось оптимизмом, интернет-проекты продолжили развитие и все в итоге сложилось примерно так, как описывалось в наиболее оптимистичных прогнозах. Но произошло это не так быстро, как поначалу ожидалось.
«Отношение инвесторов действительно меняется, – констатирует Артур Заславский, эксперт по метавселенным компании Axenix. – Метавселенные перестали быть объектом краткосрочного инвестирования с целью снятия сливок на волне медийного шума конца 2021 г., теперь это длинные инвестиции в практически применимую технологию, которая может приносить прибыль. Иными словами, метавселенные не разочаровали инвесторов, они обязательно станут неотъемлемой частью нашей жизни по мере повышения уровня развития технологий». По мнению эксперта, важным фактором также станет смена поколений. «У тех, кому сегодня 30–40 лет, метавселенные больше ассоциируются с компьютерными играми и другими развлечениями. Однако для поколений Z и «альфа», иначе воспринимающих информацию, виртуальная реальность дарит уникальный опыт для обучения, работы и жизни. Молодые люди уже готовы проводить очень много времени, например, на виртуальных образовательных платформах», – говорит Заславский.
Несомненно, в настоящее время энтузиазм инвесторов в отношении метавселенных немного остывает из-за растущего интереса к искусственному интеллекту, говорит соучредитель компании «Робот Вера» Владимир Свешников. Он считает, что на долгосрочную перспективу тренд на разработку и развитие метавселенных сохранится: «Крупные компании инвестируют значительные суммы, и кажется, что с технической точки зрения каких-то критических ограничений в этой сфере нет».
Свешников отмечает, что значимым препятствием на пути популяризации культуры метавселенных является отсутствие хорошего аппаратного решения в этой области. «Как только появятся удобные и качественные очки с высоким разрешением, количество пользователей значительно возрастет, – полагает эксперт. – Но с появлением очков дополненной реальности от Apple ситуация может измениться».
Главный редактор журнала Techinsider Александр Грек обращает внимание, что популяризации метавселенных должно способствовать появление некоего killer-application. «Пока в эти виртуальные миры ходят в основном из любопытства, в них нет какого-то привлекательного содержимого, ради которого имеет смысл регулярно и подолгу сидеть в VR-шлеме, – утверждает Грек. – Я сам фанат передовых технологий, в свое время потратился на гарнитуру Oculus Go. И всем рассказывал, что это вот будущее. А теперь она у меня просто лежит. И, что характерно, дети тоже ею не пользуются. Получается, это только как аттракцион на несколько раз. Чтобы люди привыкали носить эти гарнитуры на регулярной основе, нужно нечто принципиально новое».
Заметное снижение интереса к теме метавселенных очевидно, согласен Алексей Бойко, ведущий Telegram-канала ABloud62. По его мнению, случился фальстарт и то, что мы наблюдаем сейчас, вполне сравнимо с кризисом доткомов рубежа тысячелетий: «Только в том случае разочарование было более глубоким, а кризис – более болезненным». Среди факторов, препятствующих популяризации метавселенных, эксперт отмечает несовершенство оборудования: «Пока что возможности создания клиентского опыта в области метавселенных ограничены технологиями. Приборы VR зачастую громоздки или не дают нужного уровня качества, необходимого для «погружения», платформы и каналы коммуникаций едва ли обладают необходимыми мощностями и пропускной способностью».
По мнению Бойко, появления killer-application для метавселенных можно ожидать в игровой сфере, секс-индустрии, виртуальном туризме и дистанционном образовании. «Вероятны и b2b-применения для обучения специалистов различных профессий, – говорит Бойко. – Но я бы не ставил на 1–2 приложения. Потому что метавселенные могут предлагать интересный опыт в самых различных областях человеческой деятельности, где есть потребность в интерактивности».
По мнению Заславского, killer-apps мотивируют людей покупать продукт только потому, что он реализован в конкретном приложении. «Метавселенная работает по-другому – люди не будут готовы покупать какой-либо продукт только потому, что он сделан в метавселенной, – говорит эксперт. – Она помогает человеку делать то, что невозможно или опасно в реальной жизни. Например, мы разработали прототип метавселенной, которая позволит посмотреть на нее своими глазами, пройтись по комнатам, увидеть ближайшую инфраструктуру (магазины, детские сады). Этот опыт будет уникальным для покупателя и создаст конкурентное преимущество застройщику. Но если при этом квартира будет стоить в 2 раза больше, метавселенная не сможет мотивировать покупателя ее приобрести».
Недавно представленные публике очки виртуальной и дополненной реальности Apple Vision Pro начнут продаваться в следующем году по цене от $3500. Многие аналитики обращают внимание, что такие высокие цены на аксессуары служат своего рода шлагбаумом на пути распространения культуры метавселенных. «Для их популяризации нужно заметное удешевление гаджетов, потому что пока нет массового потребления, любой wow-продукт в этой сфере не является мегабомбой для людей», – отмечает Арсений Щельцин, директор АНО «Цифровые платформы». Он обращает внимание на то, что сегодня фокус инвесторов, в том числе венчурных, смещается в сторону более прикладных решений, которые могут окупить себя в ближайшие годы и уже сейчас имеют колоссальный спрос: «К примеру, один из обновленных фокусов – интеграция искусственного интеллекта в деловые и социальные процессы, что позволит инвесторам куда быстрее вернуть вложенные деньги».
Превращение метавселенных из хайповой технологии в реальную происходит во всем мире, констатирует Заславский. «Показательным в этом случае будет пример ОАЭ, которые выпустили стратегию развития до 2030-х гг., в которой предусмотрено активное развитие и применение метавселенных, – говорит эксперт. – В Арабских Эмиратах планируют благодаря этой технологии создать 40 000 новых рабочих мест и получить в бюджет дополнительные $4 млрд. Есть и отраслевые кейсы: например, девелопер Damac Group планирует создание цифровых городов, а компания Medical Realities Tutorial уже создала VR/AR-платформу для обучения хирургов, на которой можно познакомиться с 3D-атласом человеческого тела, а также виртуально присутствовать на операции».
Заславский уверен, что метавселенные будут более успешны там, где человек получает новый опыт: может делать что-то, недоступное по каким-то причинам в реальной жизни. «Примером могут быть прыжки с парашютом или экскурсии – гулять по виртуальной реальности не так интересно, как по настоящему Дубаю или Лувру, но гораздо интереснее, чем смотреть картинки, – утверждает эксперт. – Другой пример – однажды мы готовили концепт метавселенной для обучения технике пожарной безопасности. В случае пожара люди часто теряются и не могут быстро найти выход – в метавселенной можно буквально погрузить их в атмосферу горящего здания и отточить действия в случае экстренной ситуации».
Несмотря на некоторое охлаждение темы метавселенных с точки зрения инвесторов, аналитики по-прежнему высоко оценивают перспективы роста данного рынка. Precedence Research прогнозирует рост объема мирового рынка метавселенных с $68,49 млрд в 2022 г. до $1,3 трлн в 2030 г. Есть и более смелые оценки: например, эксперты Technavio считают, что общий объем рынка перевалит за $1,1 трлн уже к 2027 г.