Tinder на выход
Местным конкурентам предстоит поделить наследство уходящего игрокаПопулярный сервис знакомств Tinder планирует перестать работать в России до конца июня. Это событие вызвало большой резонанс в медиа, так как само название интернет-ресурса стало именем нарицательным для всех платформ знакомств, так же как Jeep для внедорожников и Xerox для копиров.
Кроме механики работы большую роль в становлении популярности сервиса сыграл алгоритм, который учитывает сотни параметров: причем не только те, которые юзеры заявляют сами при анкетировании, но и те, что Tinder собирает из соцсетей. На основе этих данных они начинают манипулировать людьми так, чтобы они смогли найти себе пару.
Алгоритмом единым
Важнейшим элементом сервиса являются алгоритмы, которые определяют, кого пользователи в зависимости от указанных параметров увидят на своем экране телефона. И тут в действие вступает анализ большого количества данных, которые сервис собирает из разных источников.
Некоторые параметры работы алгоритмов описаны в патенте компании. Первоочередные данные, на которые опирается сервис, – это интересы пользователей. Эту информацию в первую очередь сервис использует для определения заинтересованности людей друг в друге. Для этого при первой регистрации в приложении юзеру необходимо ответить на несколько вопросов и указать свое отношение к некоторым привычкам, например отношение к алкоголю, спорту, курению, детям у партнера, чтению книг, любви к кошкам и собакам и т. д.
Каждому заполненному параметру сервис присваивает балльную ценность. И если эти параметры совпадают, то рейтинг пользователей по отношению друг к другу возрастает, а значит, увеличивается обоюдная вероятность увидеть такого человека среди предложенных сервисом в качестве пары. При этом ценность каждого параметра неодинаковая. Например, если оба любят одинаковых животных, то это +65536, одинаковое отношение к употреблению алкоголя +131072, к курению +262144, а вот если схожее отношение к спорту, то это всего +8 баллов, к вечеринкам +16, к диете +4 и т. д.
Tinder – приложение знакомств, созданное североамериканской корпорацией Match Group в 2012 г. В основе сервиса лежит поиск знакомств в соответствии с заданными параметрами и с учетом геолокации. Большую любовь среди пользователей Tinder получил благодаря механике подбора партнеров. Пользователю показывают человека, подходящего под указанные параметры. Посмотрев фото и видео, выстроенные в формате Stories, юзер смахивает (такое движение пальцем по экрану принято называть свайпом) вправо и таким образом ставит Like, т. е. сообщает сервису о симпатии. Если смахивает влево, то таким образом ставит DisLike и говорит, что данный партнер ему не нравится и выстраивать с ним дальнейшие отношения не хочет. Если оба пользователя друг друга свайпнули вправо, у них откроется чат для переписки.
Алгоритмы сервиса пытаются оценить описание, которое пользователи делают о себе. Сервис, отвечающий за совпадения, оценивает его «удобочитаемость», используя разные системы оценки. Самая простая, описанная в патенте, – это определение среднего количества слов в предложении, общего количества слов, содержащих более трех слогов, и общего количества слов в профиле. Также используются другие способы, среди которых подсчет среднего значения на основе прохождения трех тестов, указанных в патенте: Flesh Kincaid Reading Ease, Flesh Kincaid Grade Level и Gunning Fox score.
Flesch Reading Ease дает тексту оценку от 1 до 100, где 100 – наивысшая оценка удобочитаемости. Например, оценка от 70 до 80 баллов эквивалентна школьному уровню восприятия текста. Формула была разработана в 1940-х гг. Рудольфом Флешем. Он был консультантом Associated Press, разрабатывающим методы улучшения читабельности газет. Flesch Reading Ease используется маркетологами, исследователями, авторами и многими другими, чтобы оценить легкость, с которой фрагмент текста будет понят и усвоен.
Flesh Kincaid Grade Level – это формула удобочитаемости, которая оценивает приблизительный уровень чтения текста. Она разработана в 1970-х ВМС США, которые работали с Flesch Reading Ease. Военно-морской флот использовал ее для своих технических руководств, используемых при обучении. В настоящее время она применяется для гораздо более широкого круга приложений. Уровень чтения оценивается от 0 до 18. Оба теста используются в паре, и каждый рассчитывается по специальной формуле, на основе получившегося значения можно сделать вывод. Например, оценка по чтению от 60 до 70 эквивалентна 8–9-му уровню по Flesh Kincaid, поэтому текст с такой оценкой должен быть понят подростками в возрасте от 13 до 15 лет.
В патенте Match Group третий упомянутый тест – Gunning Fox score назван с ошибкой, на самом деле речь идет о Gunning Fog Index. Он был разработан в 1952 г. американским бизнесменом Робертом Ганнингом и оценивает годы «формального образования», необходимые для понимания отрывка текста при первом чтении. С помощью специальной формулы он оценивается по 17-балльной системе. Его суть заключается в том, что короткие предложения, написанные простым английским языком, получают более высокий балл, чем более длинные предложения, написанные сложным языком.
В патенте сказано, что в некоторых вариантах эти тесты могут использоваться для определения «IQ человека, уровня письма или степени нервозности объекта в целом», т. е. на основе описания профиля компания пытается сделать вывод, насколько человек умен. Как именно компания определяет уровень нервозности – не сообщается.
В документе также приведен интересный пример работы алгоритмов сервиса знакомств. Система начала рассматривать различия между возрастом, доходом, образованием, этнической принадлежностью и местонахождением двух человек разного пола, которых условно назвали Гарри и Салли.
«В этом примере Гарри на 10 лет старше Салли, зарабатывает на $10 000 в год больше и имеет степень магистра, а Салли – степень бакалавра. Даже при этих различиях сервис даст профилю Салли высокий балл, что повысит вероятность того, что профиль Салли появится в списке результатов Гарри, – говорится в патенте. – Если бы Салли была на 10 лет старше, зарабатывала на $10 000 в год больше и имела степень магистра, а Гарри – степень бакалавра, сервис дал бы низкий балл профилю Гарри, уменьшая вероятность того, что его профиль появится в списке результатов Салли».
При этом в документе утверждается, что демографические различия были определены эмпирически для мужчин и женщин, т. е. богатый мужчина может встречаться с молоденькой девушкой, а богатая женщина с юношей – нет.
В другом патенте компании говорится о том, как используется информация о местоположении человека. Информация о местоположении может включать в себя следующие данные: координаты долготы/широты, физического адреса, перекрестка, района, округа, города, штата, почтовый индекс, код города, региона, страны или другую подходящую информацию, описывающую географическое положение. При определении точности нахождения человека может быть применен параметр допуска, чтобы указать, насколько точной является информация о местоположении.
«Например, информация о местоположении может включать в себя пересечение двух улиц, а параметр допуска может указывать, что информация является точной в пределах 10 кварталов», – говорится в патенте.
В России Tinder
не является самым популярным сервисом знакомств, а лишь входит в пятерку. По данным компании Mediascope, в апреле 2023 г. месячный охват Tinder в России на десктопных и мобильных устройствах (включая приложение) составляет 1,278 млн человек и, таким образом, занимает 3-е место в категории «Знакомства». Лидером этой категории является «ДругВокруг» с охватом 2,180 млн, далее «Мамба» – 2,151 млн, «Фотострана» – 1,277 млн и Tabor – 1,271 млн.
Таким образом у приложения появляется информация о том, что два человека посещают «место того же типа в одно и то же или разное время». Например, посещают один и тот же парк по утрам, ходят в спортзал три раза в неделю или посетили одно и то же место или мероприятие предыдущим вечером.
При этом учитывается временное пороговое значение пребывания пользователя в определенном месте. Например, 10 секунд, 10 минут, 20 минут и 30 минут. Если разница превышает пороговое значение, то связанные пользователи могут больше не учитываться.
Также в рейтинговании используются и другие интересы пользователей, которые определяются с помощью системы визуального распознавания изображений и видео Amazon Rekognition. О ней в декабре 2018 г. на конференции в Лас-Вегасе рассказал вице-президент по технологиям Tinder Том Жак. На фото или видео ИИ находит различные объекты, чтобы лучше понять пользователя, например, если человек играет на гитаре, значит, он будет отнесен к группе творческих людей, если лазает по горам, то «любитель отдыха на свежем воздухе» и т. д.
В политике конфиденциальности указано, что компания получает информацию о пользователях из соцсетей Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ), так как в приложении можно зарегистрироваться по номеру телефона или через аккаунт в Facebook или Google. Какую именно информацию Tinder получает из этих соцсетей, в политике конфиденциальности не сообщается. Однако оказалось, что для лучшего понимания предпочтений и интересов пользователей приложение знакомств собирает лайки из Facebook и фотографии из Instagram. Это выяснилось благодаря французской журналистке Юдит Дюпорталь. Она воспользовалась Европейским законом GDPR, который обязывает интернет-сервисы выдавать гражданам всю собранную о них информацию. В итоге от Tinder она получила документ объемом 800 страниц. В документе также было 1700 сообщений, отправленных ею за все время пользования сервисом знакомств, а также информация обо всех мужчинах, которые ей приглянулись.
«Я поразилась тому, сколько информации о самой себе я добровольно раскрыла: от мест, где я находилась, интересов и работы до картин, музыкальных предпочтений и любимых блюд», – написала она.
Успех Tinder в России
По данным Data.ai за 2022 г., Tinder в общемировом рейтинге приложений по установкам занял 11-е место, а в рейтинге по доходам – 2-е место.
Основная форма монетизации Tinder – это продажа подписки на какие-то периоды, на месяц, три месяца или более длительный отрезок.
«У Tinder самая дорогая подписка по сравнению с остальными сервисами. При этом на момент нашего анализа данного сервиса стоимость подписки с мобильного приложения на месяц составляла 3000 руб. При заходе с компьютера стоимость подписки снижалась до 1900 руб. в месяц. Если пользователь не приобретает ее, то сервис присылает на почту предложение оформить подписку на приложение со скидкой, в результате чего итоговая стоимость составила порядка 1000 руб.», – рассказали в Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров. По мнению бывшего главы сервиса «VK Знакомства» Владимира Махова, популярность Tinder обеспечена тем, что они первыми пришли на рынок знакомств в виде приложения с механикой геймификации и продолжают постоянно улучшать свой продукт и усовершенствовать алгоритмы работы.
Однако развиваться сервис будет уже без россиян. В марте компания Match Group опубликовала отчет о работе, в котором сообщила о сворачивании бизнеса в России.
В Match Group отказались от комментариев.