Электромобиль завтрашнего дня

Из России для всего мира
Пресс-служба технологической компании АТОМ
Пресс-служба технологической компании АТОМ

Изменить индустрию автомобилестроения в России намеревается множество брендов на протяжение века. Мировая индустрия диктует новые правила создания успешного продукта, отрасль автомобилестроения начала уходить от стандартов инжиниринга и формировать внутри своих компаний крупные ИТ-подразделения. В 2022 году революцию автомобилестроения возглавил технологический стартап АТОМ. Подробнее об идее, способной изменить индустрию.

Главное — идея

Существует негласное, но железное правило: лидеры предыдущей технологической парадигмы сходят со сцены, когда парадигма меняется. Масштабы гигантов и гири прежнего успеха, прикованные к их ногам, не дают им угнаться за молодыми и дерзкими. Корпорация IBM была синонимом слова «компьютер», когда компьютеры были большими. Но революция «персоналок» вытеснила IBM в сферу консалтинга и разработки ПО. На вершине рынка теперь Lenovo и Apple. 

А сейчас в идеологическом кризисе пребывает мировой авторынок. Автомобиль перестал быть модным. Его статус предмета престижного потребления себя изжил и больше не является драйвером развития. Российский бренд АТОМ планирует ворваться в историю с неожиданной стороны: это будет цифровой электромобиль с расширенными IT-возможностями для пользователя, автомобиль с новым ментальным устройством, компактный, простой, удобный, технологичный. 

Константин Циолковский в своей «космической философии» развивал идеи человеческого общества как микромодели Вселенной. В бесконечном космосе каждый атом играет свою роль и все они образуют безупречно работающую систему. Так и АТОМ, названный созвучно этим идеям, станет частью и основой новой городской мобильности.

Представьте, вы садитесь в автомобиль каршеринга. И он на ближайшую поездку становится вашим. Спинки кресел автоматически приходят в ваше любимое комфортное положение. Сегодня у вас хорошее настроение, а значит, включается тема оформления из вашего любимого сериала – визуальный ряд, расположение функций, звуки, цвет подсветки, а может, и запахи? Голосовой ассистент уже предложил вам построить маршрут до дома, да так, чтобы проехать мимо любимых мест и заехать по дороге в парк у дома для короткой прогулки. Автономное движение в пробках и беспилотная парковка позволят чувствовать себя еще уверенней.

Дополненная реальность, транслируемая на лобовое стекло, изменит уровень вовлеченности водителя в процесс вождения, поможет избежать аварий, более качественно ориентироваться на карте и управлять функциями, не отвлекаясь на десятки кнопок. 

Конструкция электромобиля поможет по-новому взглянуть на компоновку внутри салона, позволяя максимально использовать объем для внутреннего пространства водителя и пассажиров. Громоздкие автомобили потеряют свою актуальность, когда компактные и при этом просторные внутри электрокары смогут закрыть потребности пользователя, при этом позволят легко маневрировать и парковаться. «Больше — лучше» не работает с сегодняшним поколением. Лучше, когда легко, удобно и функционально.

Все это имеет дополнительный положительный эффект и на автомобильный трафик в современных мегаполисах.  К примеру, индекс загруженности дорог Москвы составляет 61%, то есть из-за пробок поездка занимает на 61% больше времени, чем в базовых условиях. Продвинутые компактные электромобили решают эту проблему.

Общее дело

Технологические проекты призваны объединяться. В ноябре 2022 года стартап АТОМ получил поддержку от нескольких технологических российских компаний, пополнивших список акционеров вслед за КАМАЗом, Сергеем Когогиным и Рубеном Варданяном. Событие ознаменовалось второй по объему привлеченных средств сделкой в стране за 2022 год, детали сделки стартап не разглашает. В 2023-м АТОМ планирует выход на международный рынок инвестиций. А до 2030 года — выйти на IPO в России и на зарубежных площадках.

Главный тренд в современной мобильности — это совместное использование автомобилей и развитие сервисов новой мобильности. В марте 2022 года стартап подписал соглашение о сотрудничестве с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, города №1 в мире по объему парков каршеринга. Также АТОМ запустил партнерства с крупными игроками рынка каршеринга — Belka Car и City Drive, вместе с которыми стартап намерен качественно изменить работу сервисов.

Всего для новой мобильности АТОМ планирует выпускать электромобили четырех направлений: семейный «Фэмили», двухместный «Дуо», версии для такси и для сервисов доставки. Одним из главных преимуществ городского электрокара станет устойчивый запас хода электромобиля в  500 км, а также высокая внутригородская маневренность, включая разгон до 100 км/ч за 7 секунд.

В АТОМе собрались профессионалы мирового уровня из разных индустрий и стран. Пару молодому прогрессивному главе стартапа Игорю Поваразднюку составляет опытный директор по разработке автомобиля Харальд Грюбель из Германии, ранее работавший с Mercedes, Volkswagen и «АвтоВАЗом». IT-составляющая находится под руководством Дмитрия Агеева, который взращивал Avito и Gett в России, а также был глобальным директором по цифровым инновациям в Yum!Brands. Технологическая работа в Китае ведется под руководством Алекса Хамада, ранее сотрудничавшим с Tesla. За создание устойчивой к морозам электробатареи и электропривода отвечает Ларри Ванг, до того возглавлявший разработку в Byton и китайском Ford. 

Несмотря на наличие 400 инженеров и разработчиков в АТОМе, для создания продукта немаловажно участие крупных международных партнеров. Стиль и дизайн электромобиля возглавляет итальянец Роберто Пиатти — основатель итальянского дизайн-ателье Torino Design — ранее он работал по заказам десятков компаний, включая BMW и McLaren.

Я много лет мечтал создать инновационный электромобиль, подобный тому, над которым мы сейчас работаем совместно с командой проекта. Ссылаясь на многолетний опыт разработки спорткаров, я пришел к выводу, что сегодня в городе скорость уже не так важна, все равно ты увязнешь в пробке, но нужно оставаться подключенным к сети, иметь возможность делать свои дела. Данные выводы отлично сопоставляются с главными идеологическими ценностями электромобиля АТОМ, поэтому я с уверенностью могу сказать, что АТОМ, скорее, продукт, чем электромобиль, ведь он вобрал в себя все ключевые смыслы современного продуктового дизайна

Роберто Пьятти
основатель итальянского дизайн-ателье Torino Design*

Создание современной собственной платформы для электромобиля достигается за счет синтеза российских и китайских компетенций.

ATOM — это удивительная компактная платформа с уникальными функциями, которая, несомненно, предоставит клиентам по всему миру HMI следующего поколения. Мы рады поддержать ATOM в этом удивительном проекте

Цзян Шэн
член правления Iat China Automobile Tech Co*

Почему партнеры и все эти люди так верят в идею АТОМа?

Ждут и рынок, и страна

В 2020 году во всем мире было продано 3,1 млн электромобилей (4,2 % рынка). А сбалансированный прогноз на 2030 год — уже 25 млн. электромобилей. Рынок стоит на пороге электробума, ждет новых идей. 

И Россия дает для таких идей широкие возможности. Во-первых, за последние 30 лет у нас сформировалась мощная IT-индустрия, базирующаяся на физико-математической школе еще советских времен. Во-вторых, отечественная энергетика готова поставлять дешевое электричество почти в любых объемах. По подсчетам, один блок АЭС может снабжать энергией до 1 млн электромобилей. С ростом потребления «Росатом» будет наращивать свою генерацию. И ограничений тут нет. 

Наконец, государство прямо заинтересовано в развитии электродвижения, потому что такой проект даст импульс развитию многих отраслей. Например, сейчас доля РФ в мировой цепочке производства литий-ионных аккумуляторов крайне мала — 5 % цены готовой батареи. Стране отводится роль поставщика сырья с низкой добавленной стоимостью (никель, кобальт, медь, алюминий). 

Преодолеть технологическую дискриминацию позволит собственное масштабное производство и потребление тяговых аккумуляторных батарей, модулей и ячеек. «Росатом» уже приступил к реализации такого проекта в Калининградской области. Ожидается, что АТОМ будет в числе главных партнеров и потребителей создаваемого отечественного производства.

В 2021 году была утверждена правительственная «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ». Согласно документу, только за счет государственно-частного партнерства (с компенсацией до 60 % расходов из бюджета) к 2030 году будет построено 144 тысячи зарядных станций стоимостью от 1,5 млн рублей до 4 млн рублей каждая. И это важнейший фактор успеха для отрасли электромобилестроения.

Будущее наступит быстро

А самое главное — у АТОМа почти все готово к старту. Созданием электромобиля занимается почти 400 инженеров и разработчиков, это четыре активно растущих R&D-центра в России и Китае. Первая версия программных продуктов уже готова и тестируется. 

2022 год показал, что, помимо партнеров проекта, стартап уже представляет интерес для молодой аудитории. Крупные инфлюенсеры и молодежные селебрити поддержали идею проекта и активно участвуют в информационных запусках стартапа в цифровых медиа.  

Уже через 3 месяца команда проекта намерена представить первый прототип электромобиля с частичной функциональностью и интегрированным IT-продуктом. И это лишь малая часть планов стартапа, которые АТОМ намерен реализовать несмотря на сжатые сроки производственного цикла. 

В 2022 году мы разогнали наш АТОМ и сильно приблизились к индустриализации. Важно, что в наши планы к 2025 году входит не только присутствие на российском рынке, но и на рынках Азии и Ближнего Востока. Сегодня команда проекта уже выбирает площадку для будущего производства. Весной мы покажем первый прототип АТОМа и продолжим движение к серийному запуску в России и на мировых рынках

Игорь Поваразднюк
генеральный директор стартапа АТОМ

Первый серийный АТОМ выкатится из сборочного цеха в конце 2024 года, а в продажу электромобиль поступит летом 2025-го года. С учетом экспорта в страны Азии и ОАЭ до 2030 года компания планирует выпустить на рынок до 2 млн. электромобилей. 

Революция происходит здесь и сейчас.

* Torino Design., Ltd. — дизайнерский дом премиум-класса с мировым опытом и премиальными брендами в качестве клиентов. Была основана на идее объединения лучших людей для предоставления высококачественных услуг, уделяя особое внимание компетентности, репутации и видению.

* IAT Automobile Technology Co., Ltd. — компания производитель и проектировщик инновационных платформ и транспортных средств, в том числе электромобилей, со штатом более 2 тыс. инженеров и стоимостью бизнеса более 1 млрд. долл.