Терапия на удаленке

Телемедицина вошла в обиход стремительно – так проще и быстрее получить консультацию врача. У подобных сервисов огромный потенциал: до 50% всех проблем, с которыми обращаются в медорганизации, можно решить удаленно, утверждают эксперты
freepik.com
freepik.com

Все больше людей предпочитают онлайн-консультации очному визиту в клинику. 10% россиян уже пользуются телемедициной, еще 60% готовы попробовать новую услугу. Такие цифры были озвучены в ходе международного круглого стола «Телемедицина: практика применения в России и международный опыт».

По данным BestDoctor, за первые два квартала 2022 г. 84% клиентов сервиса смогли решить свою проблему без очных консультаций с врачом. А упразднение первичного офлайн-посещения врача ускоряет вылечивание до 30% – пациенту гораздо проще написать или позвонить специалисту, чем искать время для поездки в клинику. Согласно оценке сервиса «Сберздоровье», до 50% всех обращений в медорганизации можно решить в удаленном формате.

«Развитие телемедицины – это подарок пандемии коронавируса, разорвавшей географические барьеры. В условиях локдауна люди были вынуждены попробовать дистанционный формат общения с тем или иным специалистом», – рассуждает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант. С ним согласен и директор по цифровой трансформации «Медси» Александр Пилипчук – он отмечает, что ковид положительным образом повлиял на распространение телемедицины, что отражается как на пациентах, так и на врачах. «Восприятие телемедицины как «ненадежной, непонятной и не вызывающей доверия» услуги уходит. Однако вместе с этим появляется понимание ее ограниченности в ряде случаев, что затрудняет широкое распространение», – говорит Пилипчук.

Нажми на кнопку – получишь результат

Новые технологии позволяют проводить полноценную диагностику пациентов с хроническими заболеваниями, такими как артериальная гипертензия, сахарный диабет и др. Например, ученые из Техасского университета в Остине и Техасского университета A&M разработали умную татуировку, которая может непрерывно измерять давление в течение дня, что позволяет упростить мониторинг заболевания и анализ динамики. А компания Tytocare разработала приложение и портативное устройство, с помощью которых можно провести как самостоятельный осмотр, отправив данные врачу, так и онлайн-консультацию со специалистом. Доктор, например, может послушать легкие пациента, сердце, осмотреть уши и горло.

Чтобы назначить комплексную диагностику и рассмотреть медицинский кейс с разных сторон, российскими специалистами была разработана система принятия врачебных решений. Она покрывает 95% наиболее часто встречающихся заболеваний и помогает точнее поставить диагноз пациенту. Платформой пользуется порядка 3500 докторов ежедневно.

«Врачи, получая информацию о состоянии здоровья пациентов, например, при помощи умного тонометра или роботизированного обзвона, видят показатели в динамике и могут быстро оценить, требуется ли человеку помощь, оперативно связаться с ним по телефону или через приложение и дать рекомендации, как следует поступить в той или иной ситуации», – объясняют в пресс-службе «Сберздоровья».

«Прелесть цифрового развития в том, что ключевые технологии сквозные и доступны вне зависимости от отрасли или страны», – добавляет Пилипчук.

Советник от медицины

Среди тех, кто уже использует телемедицинские сервисы, наибольшим спросом пользуются терапевт, гинеколог, лор, невролог, офтальмолог и педиатр. Появляются и новые востребованные специальности. Например, по данным «Сберздоровья», за первое полугодие 2022 г. спрос на медицинских советников вырос в 10 раз по сравнению с сопоставимым периодом 2021 г. Такой специалист ведет пациента от момента обращения к врачу до полного выздоровления и может посоветовать, к какому врачу (очно или онлайн) лучше обратиться, чтобы быстрее решить проблему.

95%

наиболее часто встречающихся заболеваний покрывает разработанная российскими специалистами система принятия врачебных решений. Платформой пользуется порядка 3500 докторов ежедневно

Еще один тренд – онлайн-консультации с диетологом. «Это не просто обсуждение здорового образа жизни, а комплексный подход, когда пациент делает полноценный чекап, после общается с нутрициологом и получает план питания и тренировок, основанный на его конкретных показаниях здоровья», – комментирует Анастасия Спирина, руководитель службы врачей и психологов онлайн-консультаций BestDoctor. Растет спрос на услуги психологов. «В период с марта 2020 г. по февраль 2021 г. в поисковике «Яндекс» вводили запрос «психолог онлайн» более 280 000 раз. Тогда как за аналогичный период 2021–2022 гг. то же самое искали уже почти 359 000 раз. В начале 2020 г. на «Ясно» было около 50 специалистов, сейчас их уже больше 2000. Динамика по числу клиентов примерно такая же: сейчас на сервисе зарегистрировано более 100 000 человек, число проведенных ими сессий скоро приблизится к миллиону», – приводит цифры финансовый директор сервиса видеоконсультаций с психологом «Ясно» Максим Калюжный.

Сервис «Ясно» оценивает объем рынка психологических услуг в России в 91 млрд руб., размер онлайн-рынка – в 2,5 млрд руб. «Проникновение онлайн-сервисов в России на данный момент составляет около 3%. Потенциал гораздо больше – до 5%, в хорошем сценарии – до 10%», – добавляет Калюжный.

При этом скептицизм в отношении к профессии психолога все еще высок. Так, в 2020 г., согласно опросу ВЦИОМа, только 2% россиян обращались к психотерапевту в тяжелой жизненной ситуации. В США этот показатель составляет около 9,5%.

Регионы в деле

Онлайн-консультацией с врачом готово воспользоваться все большее количество людей. Например, за последний год число ежемесячных обращений в виртуальную клинику BestDoctor выросло в 4 раза. По словам Спириной, после пандемии люди поняли преимущества телемедицины и уже сформировался новый паттерн поведения, что доказывает эффективность онлайн-лечения.

Дистанционно пообщаться со специалистами можно как на коммерческой основе, так и в рамках ОМС. Например, записаться на прием в госклинику с помощью сервиса телемедицинских консультаций gostelemed.ru. Некоторые частные клиники также оказывают бесплатные дистанционные консультации. Телемедицина меняет и корпоративное страхование, делая ДМС более гибким и значительно снижая затраты компаний. «Медси» оценивает рынок коммерческих телемедицинских услуг в 4–5 млрд руб.

Несмотря на то что пока возможностями телемедицины пользуются в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга, онлайн-сервисы наблюдают растущий спрос в регионах. Например, у сервиса «Ясно» доля новых пользователей из регионов в феврале 2022 г. превысила долю новых пользователей из столицы. У BestDoctor половина онлайн-консультаций приходится на Москву (37%) и Санкт-Петербург (14%), 3-е место у Самары (8%), далее идут Казань (7%) и Нижний Новгород (6%).

Благодаря телемедицине устанавливаются связи и между врачами из разных городов, т. е. более опытные специалисты могут проконсультировать коллег. Особенно важно это для пациентов, которые живут не в густонаселенных регионах и не могут поехать в крупный город, чтобы получить второе мнение врача.

По мере развития технологий и проникновения их в труднодоступные регионы рынок телемедицины продолжит расти, что в перспективе поможет сократить кадровый дефицит и обеспечит более качественную медицинскую помощь.

Хороший пример из смежного рынка: проникновение онлайн-аптек в РФ сейчас на уровне 31%. Для сравнения: в Германии – 32%, в США – 34%. В России к 2026 г. ожидается рост до 42%.

Доктор, у нас проблемы

Эксперты отмечают, что рынок телемедицины продолжит развиваться, но для этого необходимо преодолеть некоторые барьеры. И речь идет не столько о технологических, сколько о психологических, этических и регуляторных аспектах. Ключевым является законодательное регулирование отрасли. Сегодня врач не может поставить диагноз «на удаленке». В 2021 г. Минэкономразвития разработало программу ЭПР (экспериментальные правовые режимы. – «Ведомости») для телемедицины на три года, но Минздрав ее пока не одобрил.

«Если инициатива Минэкономразвития по смягчению правового режима в телемедицине будет принята, онлайн-лечение станет доступно большему числу россиян. Остро стоит и вопрос защиты персональных данных – уже есть тренд на ужесточение правил передачи информации», – отмечает Спирина.

По мнению эксперта, цифровизация будет интегрироваться в процесс лечения, правовое поле так или иначе станет более гибким, при этом затраты на сферу здравоохранения, скорее всего, сократятся. Все это сделает медицинскую помощь доступнее и поможет повысить уровень жизни большинства россиян.