Российские технологии идут своим путем

Как бизнес импортозамещает практики управления IT
Иностранные практики работы все менее применимы в российских реалиях: предложение зарубежного ПО ограничено, а государство требует использовать отечественные продукты
Иностранные практики работы все менее применимы в российских реалиях: предложение зарубежного ПО ограничено, а государство требует использовать отечественные продукты /Евгений Разумный / Ведомости

Большинство отечественных компаний (80%) сегодня находятся в процессе замещения иностранных информационных систем и ПО, показало исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ). В опросе, проведенном в июне – сентябре 2024 г., приняли участие 353 респондента из 15 секторов экономики. Речь о таких практиках импортозамещения, как появление сборников лучших отечественных практик, разработка российских подходов управления проектами вроде Agile или Scrum и создание системы компетенций взамен западных.

Лучшие практики собираются в библиотеку

Одним из направлений адаптации и импортозамещения практик управления IT может быть разработка российской библиотеки (сборника), описывающей лучшие практики на тему инфраструктуры информационных технологий с учетом специфики национальной экономики и деятельности отечественных предприятий, указали исследователи ВШБ. Дело в том, что иностранные лучшие практики все менее применимы в российских реалиях: предложение зарубежного ПО ограничено, а государство в ряде случаев требует использовать отечественные продукты, отметил заместитель генерального директора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов.

Действительно, в последние годы виден запрос рынка на разработку методологий, которые могли бы применяться в российских реалиях с учетом размеров и отраслевой специфики предприятий, согласен руководитель направления ITSM (IT Service Management) «Инфосистемы джет» Андрей Андрейко. Этот запрос сформирован прежде всего потому, что наиболее известные и хорошо зарекомендовавшие себя практики и методики, такие как ITIL (Information Technology Infrastructure Library – библиотека инфраструктуры информационных технологий), COBIT (Control Objectives for Information and Related Technologies, «Задачи управления для информационных и смежных технологий» – методология управления информационными технологиями), ISO20000 (международный стандарт для управления и обслуживания IT-сервисов), все же нацелены прежде всего на крупные организации без учета специфики конкретного бизнеса, пояснил он.

Сейчас единой библиотеки нет, но существуют, например, реестры российского программного обеспечения (ПО) Минцифры и реестр отечественного оборудования Минпромторга, отметил вице-президент по программным продуктам и решениям Sitronics Group Павел Дрейгер. Так, реестр отечественного ПО Минцфиры содержит информацию о 20 000 программ – он не в полной мере раскрывает все возможности российского рынка, однако это хорошая стартовая информация, указал гендиректор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин. Проект «Цифровой маркетплейс» содержит 11 000 единиц ПО, с кейсами, отзывами, информацией о совместимости, Russoft.ru – более 5000 решений, добавил эксперт.

Ряд крупных игроков (РЖД, «Сбер», «Росатом») уже разрабатывают внутренние библиотеки знаний, которые отражают их опыт внедрения IT-инфраструктур и управления процессами, отметил технический директор «СКБ Контур» Артем Прескарьян. По его словам, многие компании активно делятся своими практиками на платформах CNews, TAdviser, отраслевых мероприятиях.

Кроме того, есть негосударственные профессиональные объединения управленцев в области информационных технологий и цифровизации, где коллеги постоянно обсуждают вопросы технологической независимости, рассказывают, кто с каким результатом реализовал проект, внедрил ту или иную систему, уточнил заместитель генерального директора ЭТП «ТЭК-торг» Евгений Можаев.

Примером формирования библиотеки знаний в области разработки можно считать создание российского аналога GitHub (платформа, где можно хранить код, делиться им и писать вместе с другими пользователями), полагает директор по разработке «Айтеко» Виктор Бурлаков. «Очевидно, что количество идей и вариантов реализации [кодов, представленных на платформе] будет меньше, чем на глобальном уровне. Но из плюсов – все, что будет входить в эту библиотеку, будет применимо на территории нашей страны», – уточнил эксперт.

Agile по-русски

Еще одно направление импортозамещения практик управления информационными технологиями – разработка российской методологии управления IT. Как указывают эксперты, считающиеся зарубежными подходы имеют отечественные компоненты. Так, труды создателя методики производственного обучения российского инженера Дмитрия Советкина легли в основу инженерной школы Массачусетского технологического института, которая впоследствии распространилась на разработчиков и их подготовку и работу, заметил Щельцин. Кроме того, американские и российские разработчики много общались и поэтому в современных подходах Agile и Scrum (методики гибкого управления проектами) есть советские принципы управления – системный подход, коллективное обсуждение и принятие решений, гибкость и адаптивность, перечислил эксперт. Вряд ли целесообразно отказываться от этих подходов, заметил он.

Большинство подходов, используемых в крупных российских компаниях, по сути, представляют собой адаптацию западных стандартов, уточнил директор департамента реализации инфраструктурных проектов ГК Softline Попов. По его словам, это все те же PMBOK (Project Management Body of Knowledge – свод знаний по управлению проектами), ITIL, Agile и др. Также эксперт отметил отечественный свод знаний РИТМ (российская IT-методология), который создается сообществом специалистов в партнерстве с крупными компаниями.

«На мой взгляд, получается хорошо, но до реального применения путь очень неблизкий», – прокомментировал разработку РИТМа руководитель направления информационных технологий госкорпорации «Ростех» Антон Поликарпов. По его словам, работа по выстраиванию отечественной системы управления IT-проектами в стране находится пока на самом начальном этапе. Крупные компании, включая «Ростех», сотрудничают с вузами, читают лекции и ведут семинары для своих будущих коллег, перечислил топ-менеджер. Подобная работа также может быть построена на базе обучающих центров крупных отечественных корпораций, считает он.

Действительно, в России сейчас нет полноценной собственной методологии IT-разработки, но движение в этом направлении есть, отметил Прескарьян. Например, существуют государственные стандарты в области IT, отраслевые и коммерческие инициативы. Так, «Росатом» активно продвигает свои референтные модели управления IT, которые служат примером для других предприятий. «Сбер» и «Газпром нефть» формируют собственные методологии, интегрирующие лучшие международные практики и локальную специфику, перечислил эксперт.

ГОСТы регламентируют и хорошо структурируют разработку для государственных организаций с точки зрения подготовки документации и этапности: от инициации проекта, подготовки концепции и обоснования необходимости до ввода в промышленную эксплуатацию, отметил Бурлаков. С одной стороны, это своего рода дорожная карта, а с другой – чек-лист того, что необходимо для какой-либо информационной системы, пояснил он. Несмотря на продуктовые различия, коммерческий рынок все больше перенимает подходы к разработке у госсектора, добавил эксперт.

Ранее российское сообщество ITSM уже успешно реализовывало проекты по адаптации зарубежных стандартов к российским реалиям, заметил Андрейко. Так, например, стандарт по управлению IT-активами ISO 19770, процесс, который, по сути, расширяет процесс управления IT-активами и конфигурациями, был адаптирован в ГОСТ Р ИСО/МЭК 19770-1-2021.

Компетенции по полочкам

Еще один элемент адаптации и импортозамещения практик управления IT – система российских компетенций в отрасли. После ухода западных систем сертификации в России пока не появился полностью сформированный национальный продукт оценки компетенций, пояснил руководитель стрима «Инженерные инструменты» платформы «Сфера» (разработка IT-холдинга Т1) Евгений Калашников. «Тем не менее необходимость в нем очевидна. Создание платформы, объединяющей стандарты, методологии и лучшие практики, стало бы важным шагом в развитии IT-рынка», – считает эксперт.

Тем не менее можно говорить о формировании элементов системы компетенций. Так, разрабатываются стандарты для определения квалификаций в области IT, такие как ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000 (управление услугами), отметил Прескарьян. Введены профессиональные стандарты в области IT, утвержденные Минтрудом, которые помогают формировать требования к специалистам, добавил он.

При этом сегодня в России каждый крупный вендор пытается создать свою систему обучения и сертификации, указал Поликарпов. По этому же принципу изначально шли и западные компании, напомнил он. Позже появились общеостраслевые «надстройки» – системы стандартизации и сертификации, уточнил эксперт. Например, в Sitronics Group создают свою систему компетенций, рассказал Дрейгер. «И в новых проектах мы уже применяем те знания, которые успели накопить, мы снова используем процессы, которые выработали, регламенты, даже модули и код», – уточнил он.

К тому же крупные компании часто развивают и собственные корпоративные университеты, где обучают сотрудников с учетом специфики своих бизнес-процессов и технологий, добавил менеджер по развитию бизнеса «Мойофиса» Алексей Дмитриев. По его словам, это хороший пример того, как крупные игроки рынка создают системы обучения и повышения квалификации, соответствующие актуальным требованиям.

Следующим логичным шагом было бы объединение требований госстандартов и уже наработанного опыта применения управленческих подходов в единый свод лучших практик или методологий, считает Поликарпов. «Потребность отрасли в этом высока. По моим ощущениям, задача будет решена в ближайшие несколько лет», – считает он.