Иван Пичугин: «Крупному бизнесу необходимы не коробочные продукты, а уникальные решения»

Вице-президент по работе с федеральными корпоративными клиентами «Ростелекома» – о трендах на рынке телекомрешений для бизнеса
Пресс-служба «Ростелеком»
Пресс-служба «Ростелеком»

Инвестиции российских компаний в цифровые технологии за четыре года выросли более чем на 80% и достигли более 4 трлн руб., говорил премьер Михаил Мишустин в мае 2024 г. Бизнес столкнулся с большим количеством новых вызовов – от необходимости искать замену иностранному ПО и оборудованию до дефицита кадров. О трендах на рынке и о том, почему компании все чаще отдают на аутсорсинг функции, которые еще недавно предпочитали иметь внутри, «Ведомости. Технологиям и инновациям» рассказал вице-президент по работе с федеральными корпоративными клиентами «Ростелекома» Иван Пичугин.

– Как изменились запросы бизнеса за последние годы? Какие тренды вы выделяете?

– Российский крупный и средний бизнес активно ищет возможности оптимизации расходов и повышения эффективности. Цифровизация – это основной инструмент, с помощью которого можно решить обе задачи. Но теперь компании предпочитают выносить за свой периметр те решения, которые не относятся к core-бизнесу (т. е. основному. – «Ведомости. Технологии и инновации»).

Например, 5–8 лет назад бизнес предпочитал владеть всеми необходимыми IT- и телекомактивами: программным обеспечением, центрами обработки данных, а также средствами обработки и передачи данных. Одни компании их покупали, а затем ежегодно платили за обновление и обслуживание. Другие выделяли внутренние IT- и телекомструктуры для обслуживания собственных задач, при этом всегда переплачивали, потому что одна часть ресурсов им оказывалась не нужна, другую приходилось докупать и интегрировать в рекордные сроки. Сейчас мы видим обратный тренд. Модель «Инфраструктура как сервис» (IaaS) позволяет бизнесу арендовать все необходимое у сторонней компании и платить при этом только за те ресурсы, которые ему нужны в данный момент.

Помимо этого кадровый голод на рынке массовых профессий рождает огромный интерес к роботизации как рутинных процессов, так и физической роботизации на складах, в клининге, в агросекторе и производстве.

Другой связанный с этим важнейший тренд – запрос на высокий уровень безопасности данных. Для бизнеса критически важно, чтобы информация, которую он отдает в облако, не оказалась у злоумышленников или конкурентов, и сейчас облака востребованы как площадка для мощных вычислительных ресурсов корпоративных клиентов с учетом закрытого периметра информационной безопасности.

Иван Пичугин

вице-президент «Ростелекома», директор по работе с федеральными корпоративными клиентами
2010
окончил ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева».
2010–2020
прошел путь от менеджера отдела согласований, руководителя направления по работе с массовым сегментом (с 2015 г.) до директора филиала одной из компаний в сфере телекоммуникационных услуг в Красноярске (с 2017 г.).
2020
директор Екатеринбургского филиала ПАО «Ростелеком».
январь 2022
назначен вице-президентом, директором опорного филиала ПАО «Ростелеком» в Екатеринбурге.
июль 2024
занимает должность вице-президента, директора по работе с федеральными корпоративными клиентами ПАО «Ростелеком».
– И все это происходит в первую очередь ради экономии?

– Не только. Как я уже упомянул, одна из проблем в экономике сегодня – это нехватка людских ресурсов. Несколько лет назад крупный бизнес мог себе позволить содержать собственного оператора связи и системного интегратора, сейчас очень вероятно, что для этого просто не найдется достаточно специалистов. Подход «услуги и решения как сервис», по сути, позволяет делить кадровый ресурс между компаниями.

– Как эти тренды отразились на вас?

– Мы развиваем линейку собственных продуктов и сервисов, востребованных у клиентов, а если им чего-то не хватает, ищем решения на рынке и постоянно расширяем портфель.

Помимо предоставления широкого спектра цифровых сервисов и телекоминфраструктуры для бизнеса компания активно разрабатывает IT-продукты. Клиентам доступны экосистема «Лукоморье», которая предлагает удобную среду для разработчиков, владельцев продуктов и IT-команд, и линейка продуктов «Базис», в которой есть решения для организации динамической инфраструктуры и виртуальных рабочих мест. У нас также есть коммерческое решение в области управления данными – платформа, которую крупный бизнес может использовать для работы с разными массивами собственных данных. Кроме того, «Ростелеком» развивает отдельное технологичное продуктовое направление, в рамках которого предлагает, например, для финансовых организаций сервисы для противодействия мошенническим действиям в интернете «Фаззи лоджик» и средства автоматизации бизнес-процессов «Фазум», а для клиентов в сфере туриндустрии – специализированную IT-платформу «Ростелеком Travel Tech».

Помимо этого мы, конечно, постоянно наращиваем пропускную способность своих сетей и вычислительные мощности серверов, чтобы обслуживать спрос на облачные сервисы и растущий объем трафика в корпоративном секторе.

– Как взаимодействуете с вендорами, у которых есть нужное вам решение? Вы предпочитаете покупать технологии или приглашать их разработчиков в качестве партнеров?

– Все зависит от конкретного проекта. Но, как правило, крупным компаниям, с которыми мы работаем, необходимы не коробочные продукты, а уникальные решения, созданные с учетом специфики бизнеса. Поэтому довольно распространенная для нас история – это создание взаимовыгодных партнерств с вендорами. При этом у нас нет установки ограничить или поставить под контроль потенциальных конкурентов – наоборот, мы хотим, чтобы решений и игроков на рынке становилось больше.

Последние несколько лет мы также активно развиваем такое направление, как совместные лаборатории с клиентами. Работает это так. Компании «Икс» нужно создать продукт, которого нет в России. Мы договариваемся о совместном эксперименте, выделяем бюджет и сотрудников, а дальше вместе разрабатываем необходимый продукт и тестируем его на производстве клиента, используя его индустриальный опыт и технологическую мощь «Ростелекома». Также лаборатория отслеживает и формирует тренды для индустрии. Таким образом клиент получает интегрированную команду и технологию, одновременно оптимизируя свои ресурсы на поиск, быстрое создание и внедрение решений и инноваций.

– Можете привести примеры продуктов, разработанных в совместных лабораториях?

– По такой модели лаборатория, специализирующаяся на ритейл-индустрии, создала виртуального ассистента для магазина, который взаимодействует с сотрудником и покупателем, помогая ритейлеру оптимизировать ресурс персонала в торговых объектах.

Также мы создали несколько решений, связанных с использованием технологий машинного зрения для обеспечения безопасности на производстве, и запустили решение для добывающих компаний на базе сетей Private LTE, позволяющее развернуть частную сеть высокоскоростной беспроводной связи там, где обычная сотовая связь недоступна, например в шахтах и на месторождениях.

– Если говорить об IT-составляющей в b2b-секторе, то как изменилась повестка за последние три года?

– Очевидно, что основной запрос во всех отраслях – это технологическая независимость. Мы помогаем клиентам в подборе IT-решений и инфраструктурного телекомоборудования – здесь мы один из крупнейших игроков.

Кроме того, растет спрос на решения на базе искусственного интеллекта, машинного обучения и систем видеоаналитики, позволяющие повышать эффективность бизнес-процессов и производства.

– Есть ли примеры того, что вы уже сделали для импортозамещения телекомоборудования?

– В 2023 г. «Ростелеком» запустил производственную линию по выпуску телекомоборудования. Созданная техническая база позволяет выпускать более 1 млн единиц оборудования в год, в том числе IP-видеокамеры, роутеры, коммутаторы, маршрутизаторы, ТВ-приставки и другое оборудование. В 2023 г. уже произведено более 300 000 устройств различного назначения.

В этом году на конференции ЦИПР (Цифровая индустрия промышленной России. – «Ведомости. Технологии и инновации») «дочка» «Ростелекома» – компания «Булат» продемонстрировала первый произведенный в России образец базовой станции мобильной связи операторского уровня. Ранее он успешно прошел тестовые испытания, которые подтвердили соответствие уровней передачи сигнала расчетным, качество мобильного голосового соединения и доступность услуг передачи данных, сопоставимые с решениями мировых лидеров отрасли. Производство опытной партии оборудования стартовало в апреле 2024 г., тогда же получено подтверждение внесения решения в реестр отечественного ПО.

– Основным технологическим трендом в мире в последний год был генеративный искусственный интеллект (ИИ). Что вы можете сказать о востребованности этой технологии в корпоративном секторе в России?

– У генеративного ИИ, безусловно, огромный потенциал в области взаимодействия бизнеса с клиентами, особенно в сегменте b2с (т. е. бизнеса и потребителей. – «Ведомости. Технологии и инновации»). Сейчас решения на базе генеративного ИИ могут существенно поднять эффективность работы офисных сотрудников. Возможно, что мы увидим и другие способы его использования.

Что касается корпоративного сектора, то и компании из разных отраслей достаточно активно внедряют технологии ИИ в свои процессы. У наших клиентов, например, востребованы сервисы предиктивной аналитики и цифровые двойники. В нефтяной отрасли подобные решения помогают снижать операционные затраты и существенно сокращать время реагирования на отклонения в работе скважин.

Также клиенты используют разработанные в «Ростелекоме» решения в сфере умных устройств с ИИ, которые без участия человека на базе датчиков компьютерного зрения в режиме 24/7 следят за безопасностью персонала и позволяют оперативно реагировать на любые инциденты.

Промышленная видеоаналитика и компьютерное зрение, проектирование и моделирование цифровых двойников, безопасное производство – это то, что действительно интересно бизнесу в контексте ИИ. Особенно в условиях запроса на снижение операционных затрат и автоматизацию рутинных процессов, в том числе производственных. Это значит, что внимание компаний из разных отраслей к технологиям ИИ будет сохраняться, и это качественный вызов для компаний-разработчиков, в том числе и для нас.