Алексей Нащекин: «Дорогам нужен интеллект»
Генеральный директор концерна «Телематика» Алексей Нащекин – о развитии искусственного интеллекта в транспортной сфереВ 2023 г. искусственный интеллект оказался в центре внимания во всем мире. Нейронные сети проникли во многие сферы – от маркетинга и образования до телекоммуникаций и промышленности. Активно используются эти технологии и в транспортной сфере. Алексей Нащекин, глава концерна «Телематика», одной из крупнейших компаний российского рынка интеллектуальных транспортных систем, объединяющей десятки технологических компаний, в интервью «Ведомости. Инновациям и технологиям» поделился своим видением текущего положения отрасли, а также рассказал о роли и перспективах искусственного интеллекта и других технологий в автомобильном и железнодорожном транспорте.
– Еще 5–10 лет назад интеллектуальные транспортные системы в основном оперировали иностранными решениями. Но и наша компания занималась этим направлением, мы разрабатывали и развивали собственные продукты. В этом процессе, конечно, огромную роль сыграли государственная поддержка и инициативы по внедрению инноваций.
Сейчас продуктовая линейка концерна «Телематика» покрывает все потребности наших клиентов в области дорожных технологий. Уход иностранных компаний из недружественных государств сильно не повлиял на компании наших клиентов.
– Дорогам нужен интеллект. У России одна из самых разветвленных транспортных сетей в мире: 85 000 км железных дорог, 1,5 млн км автомобильных магистралей, не считая воздушные линии и судоходные пути.
Управлять всеми этими сложными транспортными системами, анализировать большие данные и даже предотвращать аварийные ситуации помогает как раз искусственный интеллект. В нашем Центре компьютерного зрения разработаны решения, которые уже сейчас управляют дорожным движением, идентифицируют транспорт и осуществляют весогабаритный контроль на федеральных и региональных трассах.
Как это происходит? На видеооборудование устанавливается специальное программное обеспечение – искусственный интеллект, который следит за инцидентами на дороге: распознает остановку автомобиля на полосе движения, появление пешеходов, животных или посторонних предметов на дороге. После обнаружения события система автоматически запускает соответствующий сценарий, связывается с необходимыми службами для решения ситуации.
В городской дорожной сети система может полностью управлять движением, помогает решить вопрос с заторами, вредными выбросами, повышает безопасность дорожного движения.
На скоростных магистралях искусственный интеллект играет особенно важную роль в повышении безопасности дорожного движения. После обнаружения определенного события на дороге система автоматически выводит сообщения на дорожные информационные табло для всех участников движения, например об изменении скоростного режима или закрытии полосы. Также нейронная сеть мгновенно вызывает аварийных комиссаров при возникновении аварийной ситуации на дороге. То есть сигнал приходит не от человека, а напрямую от системы. Это происходит за счет технологии V2X (vehicle-to-everything – автомобиль, подключенный ко всему. – «Ведомости. Инновации и технологии»), при которой информация передается по каналу связи от дороги. Таким образом, помощь может приходить за считанные минуты, а каждая сэкономленная минута – это, возможно, чья-то спасенная жизнь.
Наша нейросеть умеет различать более 100 марок, 1000 моделей транспортных средств и номера 60 стран. Эти характеристики полезны при проезде по безбарьерным трассам: у водителя не возникает необходимости останавливаться перед чередой шлагбаумов. Сила технологий в их проникновении в нашу повседневную жизнь, благодаря им она становится более комфортной и безопасной. «Видишь суслика? Нет? А он есть!» – так и с информационными технологиями. Они действительно сопровождают нас практически везде.
Компьютерное зрение и искусственный интеллект не «рождаются умными», они ими становятся. Описанная выше технология компьютерного зрения обучалась с использованием сотен миллионов отснятых видеоматериалов с дорожными объектами и событиями, которые происходили в разное время суток и при различных погодных условиях.
Еще один интересный технологический тренд в дорожной отрасли – цифровые двойники, виртуальная симуляция реального процесса. Минтранс России сделал первую цифровую высокоточную модель скоростной автомагистрали М11 в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры». Цифровой двойник (полная цифровая копия магистрали) не только содержит трехмерную карту дороги, но и показывает динамические данные о дорожной ситуации в режиме реального времени. Благодаря этому будет обеспечиваться безопасное движение автономного (без водителя в кабине) транспорта за счет информирования об изменениях на пути движения на десятки километров вперед. Результаты пилота лягут в основу транспортно-логистических коридоров будущего.
– На железнодорожном транспорте системы управления с использованием искусственного интеллекта глубоко внедрены в технологические процессы. Разработки нашего концерна уже используются на всех железных дорогах в России. Специалисты компании разработали комплексные решения для диагностики подвижного состава и грузов, используя самые современные нейросетевые разработки. Такие комплексы уже применяются на десятках станций РЖД. Данная технология позволяет в режиме реального времени создавать 3D-модель составов, определять габариты, вес, нагревы, отрицательную динамику. В итоге персонал станции получает результаты диагностики подвижного состава также в режиме реального времени. Это ускоряет формирование составов, улучшает обслуживание и ремонт, повышает безопасность процесса перевозки.
Особо хотелось бы отметить проект «Цифровая железнодорожная станция», который комбинирует системы искусственного интеллекта при формировании цифрового двойника грузовой железнодорожной станции. Использование инновационных технологий позволяет значительно увеличить пропускную способность сортировочных грузовых станций, нарастить скорость формирования составов и повысить безопасность за счет автоматизации и роботизации процессов.
Разработанные специалистами концерна современные системы интервального регулирования помогают значительно увеличить пропускную способность и уплотнить нитки графика движения, экономя инвестиции и увеличивая погрузку. Данная система уже внедряется на Восточном полигоне РЖД.
А современные системы управления движением на МЦД (Московские центральные диаметры. – «Ведомости. Инновации и технологии») улучшают эффективность использования сети и сокращают интервалы между поездами до 3–4 минут.
И это только верхушка айсберга возможностей современных технологий. В будущем нас ждут беспилотный транспорт, умные железные и автомобильные дороги, которые позволят транспорту «общаться» со всей окружающей инфраструктурой и другими машинами. В детстве меня восхищали сцены из фильма «Назад в будущее». А сейчас мы находимся в самом эпицентре построения этого будущего. Каждый день дороги становятся быстрее, комфортнее, безопаснее и, конечно же, умнее.
– Я бы сказал, что ситуация обстоит с точностью до наоборот. На текущий момент в стране низкий уровень безработицы, люди по-прежнему востребованы. Сейчас огромный спрос на специалистов практически всех профессий. А совершенствование технологий только стимулирует появление новых специальностей и развитие общества в целом. Основной ценностью были и остаются люди. Уже сейчас мы видим острую необходимость в кадрах в нашей отрасли. По данным Минцифры, в России не хватает примерно 700 000 айтишников для реализации масштабных инфраструктурных проектов.
В 2023 г. особенно важным для нашего концерна было именно сохранение и усиление ключевых экспертиз.
Могу с уверенностью сказать, что сейчас в концерне сформирована одна из лучших команд по направлениям искусственного интеллекта, систем управления и микроэлектроники. И мы продолжаем вкладываться в развитие кадрового потенциала.
Только благодаря сильной и мотивированной команде мы выполняем такие сложные проекты для крупнейших компаний.
– Только активное участие бизнеса в формировании кадров для молодых отраслей поможет в устойчивом развитии дорожных технологий. Лидеры рынка уже пришли к тому, что нужно готовить персонал под свои потребности. Мы взаимодействуем с профильными вузами и привлекаем молодых специалистов, берем студентов на практику.
Важно также развивать молодых специалистов, формируя кадровый резерв, и раскрывать потенциал сотрудников. Для этого у нас действует внутренняя школа обучения персонала технологическим и управленческим навыкам. Многим именно она помогла подняться по карьерной лестнице внутри компании. Образовательную программу мы разработали совместно с РАНХиГС: после прохождения корпоративной школы концерна «Телематика» сотрудники получают документ о повышении квалификации государственного образца. Нормальная практика, когда сотрудники проходят путь от специалистов до генеральных директоров.
Приоритет нашей корпоративной культуры – развитие талантов внутри концерна. Речь не только о профессиональной деятельности, но и о творческом потенциале сотрудников.
В этом году мы запустили корпоративную киноакадемию, где в качестве выпускной работы нужно было снять фильмы. В результате сотрудники получили необычный опыт и освоили новые профессии – кинорежиссера, оператора, монтажера и даже актера. Получилось пять захватывающих фильмов.
– В этом году мы укрепились в направлениях искусственного интеллекта, нейронных сетей и машинного зрения, открыли новое направление робототехники, значительно усилили вектор транспортной безопасности, запустили новые производственные линии оборудования. Финансовые показатели удвоились, а операционная эффективность выросла.
В планах – усиливать свою экспертизу, расширять линейку продуктов и еще больше прирастать сильными кадрами. Поэтому мы ждем энергичных и амбициозных специалистов к нам в команду.