Портал на любой случай: «Госуслуги» отмечают 15-летие

Что сделано за 15 лет цифровой трансформации госуправления
За 15 лет «Госуслуги» кардинально изменили взаимодействие с государственными структурами в России
За 15 лет «Госуслуги» кардинально изменили взаимодействие с государственными структурами в России /Максим Стулов / Ведомости

Полтора десятка лет назад взаимодействие с государственными структурами в России неизбежно ассоциировалось с бумажной волокитой. Чтобы получить справку, оформить пособие или записаться к врачу, граждане вынуждены были часами простаивать в очередях, а процесс подачи документов занимал недели. С запуском портала «Госуслуги» в декабре 2009 г. ситуация изменилась кардинально. Сегодня оформить документы или оплатить государственные услуги можно в пару кликов, не выходя из дома.

15 декабря 2024 г. «Госуслуги» отмечают юбилей – 15 лет. Сейчас это не просто сайт, а настоящая экосистема, где доступно более 1600 государственных и муниципальных услуг для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Количество зарегистрированных пользователей достигло 112 млн, а ежедневно подается около 2 млн заявлений.

В 2024 г. через портал было подано более 660 млн заявлений, совершено 154 млн оплат. С момента запуска сервиса пользователи оформили почти 60 млн полисов ОМС, записались к врачу более 180 млн раз и подали более 2,3 млн заявлений на регистрацию брака.

Выступая на Tadviser Summit в мае 2024 г., министр цифрового развития Максут Шадаев напомнил, что срок обработки межведомственных запросов, необходимых для предоставления сервисов через портал «Госуслуги», – до сих пор пять дней.

«Но фактически сейчас в самых прогрессивных ведомствах речь уже идет о секундах, минутах, часах. По-моему, больше суток уже нигде нет. 80% запросов отрабатываются максимум в несколько часов. Наша задача – чтобы они отрабатывались в режиме онлайн», – заявил он.

Уже сейчас есть услуги, которые оказываются проактивно или в режиме онлайн, с результатом практически сразу после отправки запроса, рассказал представитель Минцифры. Есть услуги, которые можно получить в диалоговом окне с роботом Максом, продолжает он: «Робот Макс уже отвечает на вопросы пользователей, в том числе на умных устройствах. Он может рассказать, как воспользоваться нужным сервисом, прислать ссылку в приложение «Госуслуги» или, если нужно, подать заявление». 

Мы стремимся к тому, чтобы он отвечал более точными и краткими фразами, ориентируясь на конкретные вопросы пользователей и их жизненные ситуации, добавил представитель Минцифры. На портале уже запущена бета-версия робота Макса, в которой используется две российские большие языковые модели на конкурсной основе, уточнил он.

В 2023 г. Россия запустила новую концепцию оказания госуслуг – сервисы по принципу «жизненных ситуаций». Они объединяют в одном окне несколько услуг, необходимых для решения комплексной задачи: от открытия бизнеса до восстановления утраченных документов. На данный момент таких сервисов 23, ими уже воспользовалось 1,7 млн человек. Например, при переезде в другой регион можно сразу зарегистрировать новое место жительства, прикрепиться к поликлинике и перевести детей в школу.

«Сервисы «жизненные ситуации» нужны, чтобы люди получали государственные услуги в одном месте, быстро и удобно. Это упрощает взаимодействие с государством и экономит время, особенно в сложных жизненных моментах», – отметил вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

Деньги на цифровизацию

Цифровизация государственных сервисов была одной из ключевых задач нацпрограммы «Цифровая экономика», стартовавшей в 2019 г. и завершающейся в 2024-м. Федеральный проект «Цифровое государственное управление» включал целевой показатель – увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95% к 2030 г. Бюджет федпроекта на пятилетку составлял 411 млрд руб.

В рамках национального проекта «Экономика данных», который стартует в 2025 г., планируется дальнейшее развитие цифровой инфраструктуры, повышение уровня защиты персональных данных и обеспечение бесперебойной работы сервиса, сообщил представитель аппарата Григоренко.

В ноябре 2023 г. «Ведомости» со ссылкой на презентацию Шадаева писали, что на реализацию всего нацпроекта было заложено более 1,5 трлн руб., но эта сумма планировалась на более длительный срок – с 2025 по 2030 г. Более 1 трлн руб. планировалось потратить на направления «Цифровая инфраструктура», «Искусственный интеллект», «Цифровые платформы в госуправлении». Всего в «Экономику данных» войдет 10 федеральных проектов.

Но затем сумма заметно корректировалась: в феврале президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию сообщил, что реализация нацпроекта потребует 700 млрд руб. на пять лет.

В начале октября на заседании комитета по информационной политике Госдумы Шадаев заявил, что новый нацпроект – «это порядка 450 млрд руб. на ближайшие три года».

В презентации, которую министр представил на заседании комитета, общая сумма бюджета нацпроекта на три года составила 457 млрд руб., из которых чуть меньше половины, 205 млрд руб., будет направлено на федпроект «Цифровое государственное управление». В частности, 7 млрд руб. Минцифры планирует направить на развитие информационных систем, прежде всего системы паспортно-визовых документов нового поколения, заявил тогда Шадаев.

В ходе реализации федпроекта планируется реализация такой системы, когда государственные информационные системы автоматически фиксируют изменения в данных гражданина и на основе этой информации оказывают необходимые услуги еще до того, как человек подаст заявление, объясняет руководитель IТ-подразделения агентства «Полилог», автор Telegram-канала «ГОС ИТ Богатырева» Людмила Богатырева.

Внедрение нейросетей и ИИ в процесс предоставления услуг – это одна из ключевых точек роста для всей системы, считает Богатырева. Таким образом, в рамках нацпроекта будет вестись большая работа, т. е. по оцифровке работы самих органов власти с услугами, знает она: все больше услуг будет оказываться на основе данных, а не на основе решений чиновника. Кроме того, дальнейшая работа предполагает устранение цифрового неравенства в части оказания региональных госуслуг за счет использования единых подходов и инфраструктуры электронного правительства, напомнила эксперт.

Как на Севере и в Сингапуре

«Госуслуги» в России – действительно уникальное приложение, говорит генеральный директор компании «Логвинов консалтинг сервис» Олег Логвинов. «Казалось бы, все просто: собери профили всех граждан в единой базе, предоставь им доступ к услугам ФОИВов, РОИВов и других госучреждений и предоставляй себе все сервисы через одно окно. Но почему-то в других странах люди не имеют такой возможности получать справки и взаимодействовать с государством через интернет. А все это потому, что для реализации такого приложения нужна интеграция всех ведомств в единую экосистему с едиными форматами данных, едиными справочниками, а это колоссальная работа», – объясняет он.

Впрочем, Россия далеко не единственная страна, которая разрабатывает электронные сервисы для взаимодействия граждан с государством. Сингапур также считается лидером в сфере цифровизации. Портал Singpass позволяет не только получать государственные услуги, но и управлять личными финансами, записываться на прием к врачу и даже оплачивать коммунальные счета. В США схожий функционал предоставляют платформы вроде Healthcare.gov или MySocialSecurity. В странах Северной Европы, таких как Эстония и Дания, внедренные цифровые платформы позволили автоматизировать большинство госуслуг. Эстония, к примеру, предлагает более 99% государственных услуг онлайн, а идентификация граждан осуществляется через единый электронный идентификатор.

От зарубежных братьев российский портал «Госуслуги» отличает наличие «одного окна» для всех услуг, навигация через ассистента, а также глубокая оцифровка процесса оказания госуслуг на стороне самих органов власти, что позволяет делать все больше услуг в проактивном и онлайн-режиме, объясняет Богатырева.