Как оптимизировать логистику

Импортозамещение ‒ одна из основных тенденций на рынке логистических IT-услуг
Istock
Istock

Логистическая отрасль ‒ связующий элемент различных секторов экономики, говорил замминистра экономического развития Максим Колесников в отчете АНО «Цифровая экономика», посвященном успешным практикам в отрасли. Вот почему внедрение квалифицированных решений в логистике может дать мультипликативный эффект для всей экономики, отмечает гендиректор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

Последние два года выдались для отрасли беспокойными. Российский рынок логистики в 2022 г. составил 4,7 трлн руб., увеличившись за год на 12,5%, подсчитали эксперты из АНО «Цифровая экономика». В 2022 г. на нее обрушился шквал проблем: перестали работать привычные маршруты доставки грузов, заморозились банковские транзакции, непредсказуемо менялись цены, писал «Эксперт». Если до недавнего времени основным торговым партнером России была Европа, то теперь им стал Китай. Товарооборот с ним в 2023 г. превысил $240 млрд, увеличившись на 26,3% год к году. Диверсификация коридоров поставок и проработка новых маршрутов потребовали от перевозчиков огромных усилий, отмечала логистическая компания «Sota Logistic». Российские компании смогли быстро адаптироваться к изменениям, в 2023 г. рынок прибавил 17%, говорила управляющий партнер M. A. Research Людмила Симонова (цитата по сайту Московской торгово-промышленной палаты).

Внутри страны рост рынка стимулирует бурное развитие интернет-торговли. Кроме того, российская промышленность наращивает обороты и нуждается в оперативной доставке по всей стране, сообщил Дмитрий Хрущалев, замгендиректора по развитию группы «Деловые Линии» (его цитирует РЖД). На внутреннем рынке наблюдается резкий рост спроса со стороны грузовладельцев, нехватка перевозчиков и транспорта, и этот тренд в 2024 г. будет только нарастать, считает Симонова. Отсюда рост цен на логистические услуги, в том числе из-за увеличения затрат на топливо и на оплату труда, говорит управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Средняя зарплата по отрасли в первом квартале 2024 г. выросла на 12% год к году до 75 215 руб. Число вакансий, по данным «Авито Работа», за тот же период увеличилось на 91%. Но закрываются они крайне медленно ‒ в среднем в течение 25 дней, отмечает Косарева.

С одной стороны, рынок логистики растет, с другой ‒ снижается эффективность логистической деятельности. В индексе, который ее оценивает, Россия в 2024 г. займет 90 строчку из 139, оказавшись между Бангладеш и Узбекистаном, прогнозирует Всемирный банк. Для сравнения: в 2018 г. у страны было 75-е место.

В этих условиях для владельца груза решающими факторами при выборе перевозчика становятся конкурентоспособные цены и расширение спектра услуг, в том числе повышающие прозрачность услуг и производительность.

Облако как решение

Оптимизировать процессы, повысить их эффективность и улучшить клиентский опыт можно за счет цифровизации логистики. Например, ИТ-системы позволяют управлять транспортом и грузами, эффективно планировать маршруты, а также реагировать на изменения в режиме реального времени.

До недавнего времени на российском логистическом рынке доминировали зарубежные поставщики IT-систем (Transporeon, SAP и проч.), однако многие из них покинули российский рынок. И это породило ряд проблем. «Отечественные пользователи иностранного софта сталкиваются с блокировкой приложений, ограничением функционала, отсутствием обновлений, невозможностью обратиться в техподдержку», ‒ перечисляет трудности компаний Косарева. Эта неопределенность ставит под угрозу бизнес-процессы компаний ‒ как перевозчиков, так и владельцев грузов ‒ и их возможность бесперебойной работы. Поэтому перед участниками рынка встал вопрос импортозамещения решений ушедших из страны компаний.

Некоторые из них создают собственные логистические IT-решения. К примеру, в Wildberries гибридная модель логистики, сообщил представитель маркетплейса. «Используем как собственный автопарк, так и привлекаем логистических подрядчиков. Расширяем мощности за счет тех водителей и перевозчиков, которые не имеют собственного грузового автомобиля или автопарка. Система открыта: частные перевозчики и курьеры могут присоединиться к WB Drive ‒ платформе компании для осуществления перевозок. На долю 900 партнеров приходится 60% от общего логистического объема поставок», ‒ рассказывает он. 

Производитель березовой фанеры «Свеза», поделился опытом его директор по планированию и логистике Дмитрий Леонтьев, использует широкий спектр логистических решений, начиная от «Системы управления транспортом» (TMS), которая охватывает все процессы управления цепочками поставок, до специальных приложений, таких как «Проверка данных продукций по QR-коду» или «Электронная очередь обработки логистических документов». «За последние несколько лет мы реализовали два направления изменений: во-первых, заместили импортные решения отечественными аналогами, во-вторых, продолжили развивать собственные продукты, в том числе систему управления складами (WMS)», ‒ добавил он.

Промышленная группа «ТехноНИКОЛЬ» разработала прототип ИТ-решения вначале для собственного пользования, подтвердила эффективность подхода и выделила создание массового логистического продукта в отдельный бизнес. Сейчас платформа MasterTMS, которая объединяет грузовладельцев, перевозчиков и экспедиторов, доступна и для других грузоотправителей, развивает проект компания «ТН Цифровая логистика».

MasterTMS ‒ это облачное решение для организации магистральных FTL-грузоперевозок (от англ. Full Truck Load, означающее полную загрузку автомобиля – «Ведомости. Технологии и Инновации»). Владелец груза ‒ ритейлер, дистрибутор или производитель ‒ проводит на платформе закрытые конкурсы среди своих перевозчиков и выбирает лучшие предложения, говорится на сайте MasterTMS. Здесь же можно выбрать оптимальный маршрут (он выстраивается с учетом более чем 50 параметров), отслеживать положение груза и вести документооборот.

Клиенты, которые внедрили MasterTMS для управления цепями поставок своей продукции, экономят на отгрузках от 12 до 27% за счет снижения транспортных и административных расходов, рассказывает гендиректор «ТН Цифровая логистика» Андрей Петкевич. Автоматизация, продолжает он, в том числе упрощает документооборот. Вся коммуникация между грузоотправителем, получателем, диспетчерами и водителями сосредоточена в одном месте. Претензионная работа также ведется на платформе, ее же силами разрешаются конфликты. Как следствие, снижается нагрузка на юридический и логистический отделы компании. Кроме того, компании не нужно инвестировать в собственную IT-инфраструктуру и поддерживать ее, заключает Петкевич.

Компании-грузовладельцы могут пригласить на платформу перевозчиков, с которыми они уже работают. Сами перевозчики смогут видеть предложения других исполнителей, что увеличивает конкуренцию, и как результат, снижает стоимость и повышает уровень качества оказываемых услуг, говорится на сайте MasterTMS. В плюсе и перевозчики: функционал системы TMS снижает их затраты на диспетчеризацию. Водитель может пользоваться системой тогда, когда удобно: подтверждать заказы, выставлять и отправлять бухгалтерские документы в один клик, подтвержденные электронной цифровую подпись (ЭЦП) и т. д., указано на сайте.

Производитель полиграфической продукции «Печатня» недавно расширил бизнес. Однако увеличение полиграфических мощностей и складских площадей повысило нагрузку на логистический отдел, говорит руководитель отдела транспортной логистики «Печатни» Алексей Изотов. Тогда руководство компании решило внедрить программу для логистов MasterTMS. По словам Изотова, экономия транспортных расходов уже в первый месяц пользования системой составила 12%. Логисты стали быстрее создавать заявки, поскольку им больше не нужно было вести параллельную работу в мессенджерах и таблицах, объясняет Изотов. «В процессе внедрения MasterTMS мы собирали обратную связь от партнеров-перевозчиков. Они высоко оценили новое ПО и мобильное приложение», ‒ говорит он.

Компания «Белла Волга», которая занимается оптовой продажей средств гигиены и изделий медицинского назначения, работает с несколькими перевозчиками. До недавнего времени заявки между ними распределялись непрозрачно, рассказывает руководитель отдела логистики Андрей Алабин, при этом итоговая стоимость перевозки на фоне меняющегося рынка спроса и предложения была хаотичная и нестандартизированная. Благодаря ИТ-решению от «ТН Цифровая логистика» процесс поиска и найма автотранспорта стал прозрачным с момента размещения заявок до определения итоговой стоимости перевозки по каждому направлению, говорит Алабин. «Исчез человеческий фактор, повысилась конкуренция между транспортными компаниями, выросло качество предоставляемых услуг», ‒ отмечает он. По его словам, эффект от использования платформы «настолько очевидный, что у руководства не возникает вопросов» относительно стоимости системы.

Алабин говорит и о других преимуществах для бизнеса: «Автоматизация упрощает документооборот. Все взаимоотношения между заказчиком и перевозчиком определены единой платформой, ведется подробная история взаимодействий. Плюс платформа дает возможность анализировать информацию с помощью внутренней отчетности».

Логистические процессы ‒ одни из самых значимых в бизнес-модели любой компании, отмечается в отчете АНО «Цифровая экономика». Вот почему качественное управление ими способно повысить операционные показатели, снизить затраты и увеличить конкурентоспособность бизнеса. Это можно сделать за счет внедрения ИТ-технологий. Среди ключевых трендов цифровой трансформации логистики ‒ импортозамещение, а также развитие цифровых компетенций компаний, говорится в докладе «Цифровая трансформация транспортно-логистической отрасли РФ».