Меньше кода – больше дела
Low- и no-code становится в России популярным решениемВо всем мире к переходу на решения low-code / no-code (LCNC), предполагающие создание продуктов без написания кода с нуля, компании подталкивает дефицит ИТ-специалистов, а также потребность в более быстрой и дешевой разработке. Россия не исключение. Уход иностранных игроков с российского рынка в 2022 г. создал для отечественных вендоров платформ LCNC поистине уникальные условия – они работают, практически не конкурируя друг с другом, отмечают эксперты.
Согласно данным консалтинговой компании Gartner, если в 2019 г. выручка компаний из сегмента low-code / no-code составляла $9,2 млрд, то в 2022 г. – уже $22,5 млрд. По прогнозам аналитиков, через два года рынок должен вырасти до $31,9 млрд. Как отмечает аналитик Gartner Варша Мехта, компании все чаще обращаются к low-code технологиям разработки, чтобы удовлетворить растущие потребности в гибком подходе по созданию приложений, а также быстром их конструировании. С продолжением тренда на цифровую трансформацию бизнес-процессов, увеличение потребности в простых ИТ-решениях, а также на стандартизацию технических работ сферы использования LCNC будут расширяться. Эксперты Gartner полагают, что к 2025 г. 70% новых приложений будет создаваться с использованием технологий LCNC.
Помимо прочего подход low-code / no-code, как указывает редактор Financial Times, демократизирует ИТ-процессы: «Зарождающееся движение no-code дает надежду на возвращение времен свободы интернета. То, что раньше требовало от разработчиков месяцев или даже лет обучения, теперь может быть создано большинством полуграмотных в области технологий людей».
Ушедшие иностранцы и уехавшие айтишники
В России первопроходцами в технологии LCNC были представители мира финансов, говорит директор компании ELMA (low-code платформа ELMA365) Алексей Трефилов. «До февраля 2022 г. российский рынок развивался более или менее эволюционно: прослеживался четкий положительный тренд с ежегодным ростом его объемов», – отмечает Роман Щапов, коммерческий директор разработчика и ИТ-вендора компании Goodt (группа «Ланит»).
По его словам, на рынке доминировали иностранные игроки: «Корпоративные стандарты гигантов рынка обеспечили массовые закупки решений у иностранных вендоров, поэтому российские решения оставались в тени». Однако после февраля прошлого года многие зарубежные компании ушли из России, говорит Дмитрий Свалов, технический директор BSS, компании – разработчика комплексных программных решений. «Крупнейшие из них, занимавшие более половины российского рынка до указанных событий, – Salesforce, Appian, Creatio, Mendix, OutSystems, SAP и Microsoft», – отмечает Свалов. «Рынок заметно поредел в вопросах продуктового разнообразия», – считает Трефилов.
Зато уход иностранных игроков позволил занять освободившиеся ниши их российским конкурентам. «Теперь рынок повернулся на 180 градусов, и стало очевидно, что отечественные компании умеют создавать качественные продукты и доводить их до конечных пользователей. В том, что касается работы с конечным клиентом и консалтинга, мы тоже не уступаем иностранным конкурентам», – утверждает Щапов. По его словам, многие оставшиеся в России международные компании, «вынужденно пересевшие на локальные решения», отмечают, что с российскими разработчиками «работать не менее интересно и комфортно».
По его словам, другим фактором, подтолкнувшим рынок вверх, стал отъезд в прошлом году из страны «ощутимого количества ИТ-специалистов» и последовавший за ним кадровый голод у большинства компаний. «Возникла острая необходимость в использовании инструментов, которые не потребуют привлечения дорогих и дефицитных разработчиков. Поэтому для LCNC-платформ 2022-й стал достаточно урожайным годом, и 2023-й сохраняет эту динамику», – говорит Щапов.
Десятая часть для России
В прошлом году размер российского рынка LCNC-систем составил 8 млрд руб., указывает основатель ГК Artsofte Николай Адеев. По его словам, сейчас уже есть «оформленный бизнес-запрос на быстрые цифровые инструменты», которые может обеспечить LCNC-инструментарий, в финтехе, проптехе (технологиях в недвижимости), ритейле, т. е. в отраслях – лидерах по цифровизации. «LCNC-платформы активно применяются в финансовом секторе и банковском деле, здравоохранении, образовании, розничной торговле и электронной коммерции, недвижимости, производстве, маркетинге, HR и логистике», – добавляет Свалов. «Безусловно, огромный потенциал применения таких технологий лежит в промышленности, но там динамика цифровизации пока отстает от вышеперечисленных сегментов», – отмечает Адеев.
«За последние два года появилось много новых российских low-code / no-code продуктов», – говорит Трефилов. Правда, по его словам, многие из них уже прекратили свое существование. «В основном это разработки небольших команд, которые раньше не имели опыта в разработке и запуске корпоративных систем. Для успеха на нашем рынке мало создать хороший продукт – нужна серьезная инфраструктура, чтобы работать с требованиями бизнеса», – считает он. Как указывает директор по продукту ELMA365 Раис Ахкямов, многие новые российские продукты «часто являются фасадом для существовавших ранее решений западных поставщиков».
Будущий рост
«Будущее российского рынка LCNC я вижу в исключительно светлых тонах», – говорит Щапов. Он полагает, что стоит ждать серьезного роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. «По итогам этого года, по моим оценкам, рынок вырастет на 30% по отношению к прошлому», – указывает топ-менеджер. «Темпы роста в России этого класса систем соответствуют общемировым – примерно на 20% год к году», – также оптимистичен Адеев. «Российский рынок LCNC будет расти органически на 5–7% в год за счет роста областей применения LCNC-инструментов», – полагает Ахкямов.
«Помимо основного трека low-code и no-code платформы будут использоваться в стеке импортозамещающих технологий в корпоративном секторе», – считает Щапов. Есть прогноз по поводу экспансии российских решений в «нейтральные» и «дружественные» регионы, говорит Адеев. «На волне импортозамещающих процессов появляются более современные LCNC-платформы, способные конкурировать на глобальных рынках», – объясняет он.
На российском рынке LCNC практически нет конкуренции среди компаний, указывает директор по развитию Case Studio Артем Белычев: «На данный момент поставщики low-code / no-code решений практически не конкурируют между собой, забирая долю рынка у заказной разработки на общепринятых стеках. И тому способствует текущий тренд на импортозамещение». В итоге, по словам Адеева, «по самым скромным прогнозам», к 2028 г. российский LCNC-сегмент имеет все шансы достичь 30 млрд руб.
Как отмечает Щапов, распространение LCNC-технологий «позволяет закрыть дефицит квалифицированных и дорогостоящих разработчиков», ускоряет развитие цифровых решений. Все это помогает компаниям быстрее переходить «в цифру» и влияет на весь ИТ-рынок. «Неизбежно повысится скорость выпуска новых цифровых сервисов, динамика изменений в компаниях и ведомствах, где такие платформы являются ядром цифровизации. И однозначно сместится фокус затрат и сфера применения традиционных разработчиков на более творческие задачи», – считает Адеев.
Впрочем, классическая разработка никуда не денется, говорит Трефилов. «Я не верю, что low-code и no-code решения полностью заменят разработку корпоративных решений уровня enterprise (решения с высоким уровнем производительности и надежности. – "Ведомости. Технологии и инновации".). Но на этапе прототипирования гипотез, апробирования новых направлений, поиска возможностей развития корпоративных сервисов и принятия решения, в каком направлении идти, low-code и no-code подходят идеально», – подчеркивает Щапов.