Рекламу сети Xiaomi проверит прокуратура

ФАС направила в надзорное ведомство жалобу АППСИМ
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба РФ направила в Генпрокуратуру жалобу Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) на рекламу в сети Xiaomi Ads. Суть жалобы – обилие мошеннических объявлений в данной среде, аудиторией которых становятся многочисленные пользователи смартфонов Xiaomi.

В АППСИМ рассказали, что к ним поступило несколько жалоб от пользователей на рекламные объявления, которые отображаются в фирменных приложениях компании Xiaomi, после чего они провели исследование софта, встроенного в их смартфоны.

«Компания Xiaomi в операционную систему Android своих фирменных смартфонов встраивает приложения собственного производства «Очистка» и «Безопасность», которые нельзя удалить без получения Root-прав, т. е. обычные пользователи не могут самостоятельно удалить эти приложения», – пояснил представитель АППСИМ.

Приложение «Безопасность» позволяет оценить уровень защищенности устройства от вирусов и прочих уязвимостей, а при нажатии пункта «Очистка» пользователя перебрасывает в одноименный сервис. Он ведет анализ всех файлов, скачанных на телефон, и предлагает пользователю избавиться от «Мусора», т. е. файлов, которые, по мнению Xiaomi, не представляют ценность для пользователя, но занимают свободное место на устройстве. После удаления «Мусора» в приложении «Очистка» появляются рекламные объявления, размещаемые через рекламную систему Xiaomi Ads.

«К сожалению, в Xiaomi уделяют очень мало внимания модерации рекламы, в результате чего пользователи видят откровенно мошеннические объявления, ведущие на скам-ресурсы, на которых у пользователей обманом выманивают деньги, заставляя совершить платеж за несуществующую услугу», – отметили в АППСИМ.

Среди объявлений, например, была реклама с изображением президента России Владимира Путина с текстом: «Президент обязал «Газпром» выплатить от 45 000 каждому»; другое объявление с фотографией главы «Газпрома» Алексея Миллера и текстом: «А. Миллер рассказал о возможности получения дохода для граждан РФ. Узнай, как начать зарабатывать».

Такие объявления ведут на фишинговый сайт, где пользователя под разными предлогами просят ввести данные банковской карты, например для оплаты госпошлин или услуг юриста. Заплаченные деньги уходят в карман злоумышленникам, а доверчивые граждане не получают обещанных выплат, добавили общественники.

В ассоциации также отметили, что был зафиксирован и другой тип рекламы, которая имитировала системные оповещения смартфона. Например, реклама, на обложке которой написано: «Внимание. Найдено 99 угроз на телефоне. Игнорировать. Очистить». Вне зависимости от того, на какую кнопку нажать, пользователя все равно переводило на страницу Google Play, где можно скачать приложение, которое должно «защитить» его от опасности.

По словам руководителя компании «Интернет-розыск» Игоря Бедерова, такая мошенническая реклама показывает себя «достаточно эффективно».

«Я лет пять наблюдаю за развитием мошеннической схемы с выплатами и компенсациями якобы от государства. Люди продолжают верить в то, что им кто-то даст денег. Если в ковид, с его выплатами, это еще можно было объяснить, то про «дивиденды от «Газпрома» можно не мечтать. «Газпром» – это АО, которое платит только акционерам», – заключил Бедеров.

Также в АППСИМ рассказали о появлении в рекламной сети Xiaomi рекламы букмекерской конторы c текстом: «1000 р., 5000 р., 10 000 р. Сколько заработаешь ты? Забрать». В этом объявлении, по мнению общественников, усматриваются признаки нарушения ч. 2 ст. 27 закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама «основанных на риске игр, пари в сети интернет».

По данным Минцифры, в России зарегистрировано 304 млн устройств мобильной связи, т. е. по два телефона на каждого жителя страны, включая грудных детей. При этом компания GS Group оценивает число активных смартфонов примерно в 100 млн штук. По оценкам «Т-Ж», на Xiaomi приходится 25%, т. е. владельцы около 25 млн устройств могут быть «потенциальными потребителями» рекламных предложений.

В АППСИМ напомнили, что до отключения рекламной сети Google Ads на YouTube регулярно появлялись аналогичные рекламные объявления. Тогда жалобы в ФАС на такую рекламу оказались неэффективными.

«В видеороликах, размещенных на сайте www.youtube.com, по ссылкам, указанным в обращении, отсутствуют какие-либо сведения о товарах и деятельности лиц, как объекте рекламирования, направленные на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к ним в целях продвижения на рынке. В этой связи указанные видеоролики, размещенные на сайте www.youtube.com, не отвечают законодательному понятию «реклама» и не являются рекламой», – ответили в марте 2020 г. в ФАС в ответ на жалобу АППСИМ в отношении рекламы в Google Ads, прокручиваемой на YouTube. А также порекомендовали пожаловаться в МВД на мошенническую рекламу.

В ассоциации пояснили, что в МВД не было возможности обратиться, так как для подачи заявления необходимо наличие пострадавшего, а их найти не удалось.

«Мы не видели особого смысла искать пострадавших, так как доказать сам факт того, что именно из-за рекламы человек попал на мошеннический сайт, где его обманули, было бы почти невозможно», – заявили в АППСИМ.

МВД обязано реагировать на заявления граждан, но только если факт совершения преступлений будет подтвержден, тогда откроется уголовное дело, а если жертв преступления не будет, то дело может развалиться, рассказал глава «Интернет-розыска» Бедеров.

В МВД не ответили на запрос «Ведомости. Технологий и инноваций».

Спустя три года после подачи жалобы в ФАС против мошеннической рекламы в Google Ads в ассоциации «решили попробовать достучаться со второго раза до ФАС» и направили жалобу на рекламную сеть Xiaomi Ads: «Мы просили ФАС провести проверку компании Xiaomi из-за систематических нарушений в их рекламной сети в приложении «Очистка», направить им обращение о недопущении показа рекламы, нарушающей действующее законодательство РФ, и в частности закон «О рекламе».

В пресс-службе ФАС «Ведомости. Технологиям и инновациям» рассказали, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, «распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, его продвижение на рынке».

«Информация, которая не отвечает указанным признакам, не является рекламой независимо от того, стоит ли на ней пометка «реклама», – рассказали в ФАС, добавив, что обращение с жалобой на мошеннические действия в мобильном приложении Xiaomi Ads было перенаправлено в Генеральную прокуратуру РФ.

В АППСИМ заявили, что поддерживают решение ФАС перенаправить жалобу в Генпрокуратуру, так как «мошенников нужно наказать в соответствии с действующим законодательством».

В ответ на запрос «Ведомости. Технологий и инноваций» в Генпрокуратуре сообщили, что обращение было перенаправлено в прокуратуру Москвы, запрос туда остался без ответа.

«Очень странный отказ ФАС, на наш взгляд, ведь эти объявления соответствуют всем признакам закона «О рекламе». Если что-то выглядит как реклама, через это продвигается какой-то интернет-ресурс и под этим объявлением стоит отметка «реклама», то какие еще нужны признаки?» – добавили в АППСИМ.

Руководитель рабочей группы Общественной палаты по защите прав пользователей в интернете Александр Малькевич уверен, что найти авторов мошеннических рекламных объявлений и наказать их ФАС не может, так как «эти люди чаще всего находятся за рубежом, многие на Украине, и это их война с нами».

«Рекламная сеть должна нести ответственность за тот контент, который она публикует. Видимо, ФАС не хочет сражаться с такими гигантами, но делать это нужно», – уверен он. По мнению руководителя Центра поддержки бизнеса «Профконсалт» Ивана Терешкина, под понятие «реклама» попадают только объявления электронных приложений, тогда как остальное можно назвать «платным размещением информации нерекламного характера».

«Среди представленных приложений можно обнаружить ненадлежащую рекламу, в частности она не должна вводить потребителя в заблуждение относительно объекта рекламирования – приложения «Память заполнена» и «Обнаружены угрозы», а также представлять собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, – букмекерской конторы», – отметил он.

Относительно показа указанных объявлений в рекламной сети Xiaomi Ads юрист порекомендовал общественникам «повторить свой запрос в ФАС для получения более соответствующих обстоятельствам ответных действий антимонопольного органа».

Нарушение закона «О рекламе» может повлечь наложение административного штрафа до 1 млн руб.

«Виновными признаются именно нарушители: если доказана вина сети за распространение недостоверной рекламы, т. е. сеть знала о ее незаконности, то наказывают именно ее за каждый случай, а разработчиков этих приложений – за само приложение, в котором есть незаконные элементы; все зависит от нарушений», – пояснил Терешкин.

Обращение в прокуратуру и правоохранительные органы в отношении «очевидно мошеннических предложений от лица широко известных корпораций» будет правильным шагом со стороны АППСИМ для защиты граждан от действий мошенников, уверен юрист.

«Правоохранительные органы могут привлечь к ответственности как самих рекламодателей, так и рекламораспространителя – включая административную и уголовную ответственность должностных лиц и блокировку интернет-ресурсов», – объяснил Терешкин.

В российском представительстве Xiaomi от комментариев отказались.