Лидером по числу жалоб на местные проблемы стал Краснодарский край

    «Диалог Регионы» проанализировал работу обновленных муниципальных центров управления
    «Диалог Регионы»
    «Диалог Регионы»

    В автономной некоммерческой организации (АНО) «Диалог Регионы» подвели первые итоги работы обновленных муниципальных центров управления (МЦУ), созданных в 2024 г. в шести субъектах России (Архангельская, Иркутская, Липецкая, Нижегородская, Рязанская, Сахалинская области), проанализировав количество и тематики сообщений граждан, адресованных органам власти. При формировании МЦУ учитывали практики работы в Курской области и Краснодарском крае, сказал представитель пресс-службы «Диалог Регионы». Из этих регионов лидер по числу обращений с января по 8 декабря – Краснодарский край (146 100), и на первом месте в муниципалитетах там проблема отсутствия электричества. На втором – Нижегородская область (84 200), где чаще всего фиксировали жалобы на ненадлежащее качество или отсутствие отопления (9300).

    На третьем – Рязанская область (93 900), в которой отмечали недовольство очисткой дорог от снега и наледи (6200). Муниципальный центр управления Рязани проанализировал сообщения жителей и выявил, что 20% от их общего количества касаются работ, не требующих больших затрат и привлечения специальной техники, говорит представитель «Диалога». Поэтому «на основе аналитики» была создана резервная бригада и в каждом районе города «выделен сотрудник коммунальной службы, который получает задачи напрямую от МЦУ». Сегодня нужно «искать новые, все более эффективные алгоритмы работы, выстраивать комплексный подход к решению проблем», поэтому главы муниципалитетов должны использовать МЦУ в работе, заявил губернатор Павел Малков (его слова передает пресс-служба «Диалога Регионы»).

    Где и о чем сообщают властям

    Архангельская область (61 000 сообщений), о нарушении правил очистки дорог от снега и наледи – 3400;
    Липецкая область (31 100), о нарушении очистки дорог от снега и наледи – 3000;
    Иркутская область (29 700), о ремонте дорог – 1600;
    Сахалинская область (29 200), о нарушении правил очистки дорог от снега и наледи – 4200;
    Курская область (11 400), об отсутствии воды – 659.

    О создании МЦУ еще в 2021 г. сообщали власти Астраханской, Ростовской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и пр. В задачи МЦУ входят мониторинг, обработка обращений и предложений граждан, которые поступают из открытых интернет-источников, социальных сетей, а также официальных государственных порталов, описывали функционал организации на сайте ХМАО. В апреле 2021 г. ТАСС сообщал, что 55 муниципальных образований в том или ином формате реализуют работу «по направлениям деятельности ЦУР», а 64 муниципальных центра управления действуют в Подмосковье. Советник генерального директора «Диалог Регионы» Александр Похлебаев тогда говорил, что работа МЦУ будет увязана с центрами управления регионами, которые были созданы практически во всех регионах.

    Поручение правительству и губернаторам «рассмотреть вопрос о создании и функционировании в муниципальных образованиях МЦУ, предусмотрев выделение соответствующего финансирования» с привлечением «Диалог Регионы» президент дал в начале июня 2023 г. Тогда генеральный директор «Диалог Регионы» Владимир Табак пояснял, что с увеличением объемов задач, «например, по обратной связи жителей в интернете, растет нагрузка на муниципальных служащих»: «ЦУР занимается маршрутизацией сообщений из интернета, муниципальные сотрудники готовят ответы на 67% из них» (цитата по «России-24»). Этим он объяснял, что «необходимы дополнительные специалисты, которые будут обучены методологии по работе в соцсетях, в том числе работе с госпабликами». На ПМЭФе в июне 2024 г. Табак подписал соглашения о обновленных МЦУ на территории Липецкой, Иркутской, Сахалинской, Рязанской областей. Также обновленные МЦУ были созданы в Архангельской и Нижегородской областях. Еще в 23 субъектах МЦУ были созданы за счет местных бюджетов.

    Создание МЦУ объясняют ростом нагрузки на муниципальных служащих. С начала 2024 г. было зафиксировано 7 млн сообщений. В среднем по России 64% сообщений пришлось на муниципалитеты – 4,5 млн. Это на 1,8 млн больше, чем за тот же период прошлого года, говорит заместитель гендиректора «Диалог Регионы» Кирилл Истомин (слова приводит пресс-служба АНО). Кроме того, по данным «Диалог Регионы», в 2019 г. у муниципального служащего, ответственного за информационную работу, в среднем было 10 задач. В 2024 г. их количество выросло на 90% до 19 задач. При этом «возросло количество госпабликов, которые органы местного самоуправления должны вести по федеральному законодательству»: «В 2022 г. функционировало 60 000 официальных страниц, в 2023 г. их уже стало 170 000».

    84 центра управления регионами (ЦУР) были созданы в субъектах России по поручению президента РФ Владимира Путина в 2020 г., с 2023 г. они работают в новых регионах. Основная задача ЦУРов – обеспечение качественного диалога представителей власти и граждан в интернете. «Задача МЦУ – стать таким же эффективным инструментом для глав муниципалитетов, как ЦУР для губернаторов. МЦУ систематизируют данные, формируют реестры проблем территорий, внедряют проектный алгоритм решения системных задач, повышают качество ответов на обращения граждан, оперативно выявляют информационные риски, осуществляют превентивное и адресное информирование жителей. Аналитика МЦУ позволяет принимать управленческие решения и корректировать планы развития территорий», – сказал представитель «Диалог Регионы».

    Судя по всему, МЦУ востребованы жителями регионов там, где большая плотность населения (например, Краснодарский край) и/или большая территория субъекта (например, Архангельская область), говорит политтехнолог Илья Паймушкин. «Наибольший прирост обращений в таких муниципальных центрах управления там, где проблемы не решались годами, и это серьезный сигнал для губернаторов, который говорит, что надо уделять внимание муниципальному уровню по снятию проблематики в той или иной сфере на местах», – сказал эксперт «Ведомостям». Руководитель департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына говорит, что есть кейсы, когда МЦУ помогал решать проблемы. «Так, в Ангарске жители массово жаловались на состояние одной из дорог. Асфальт в городе начали планово ремонтировать, но проблемный участок почему-то трогать не стали. Оказалось, что он не находился на балансе Ангарска, поэтому по формальным критериям в программу обновления не попал. В итоге МЦУ в диалоге с жителями и ЦУР нашли решение – дорогу взяли на баланс города и оперативно отремонтировали», – приводит она пример. Качество реагирования муниципальной власти на запросы жителей должно повышаться, считает она.