Утвержден третий этап модернизации БАМа и Транссиба на 3,7 трлн рублей
Это позволит увеличить провозную способность магистралей до 270 млн тонн к 2032 годуКабмин РФ одобрил запуск третьего этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб) за 3,7 трлн руб. Об этом сообщается на сайте правительства России. Соответствующий указ подписал премьер Михаил Мишустин.
Задачи проекта расписаны на 11 лет вперед
Цель инвестиционного проекта по модернизации – увеличить пропускную способность Восточного полигона железных дорог и расширить поставки продукции через дальневосточные порты. Это позволит увеличить провозную способность двух крупных магистралей со 180 млн т по итогам 2024 г. до 210 млн т по итогам 2030 г. и до 270 млн т к концу 2032 г. По поручению президента России Владимира Путина утвержден третий этап работ до 2035 г. на общую сумму более 3,7 трлн руб. Строительство будет вестись на 24 участках: 12 из них относятся к Транссибу, 10 – к БАМу. Еще две линии должны соединить магистрали между собой.
В ходе модернизации железнодорожной инфраструктуры планируется построить вторые тоннели – Северомуйский, Кодарский и Кузнецовский, а также мост через реку Амур. Кроме этого, правительство наметило строительство обхода Хабаровского транспортного узла, прокладку вторых главных путей на некоторых участках железной дороги и развитие Находкинского транспортного узла.
«Расширение Восточного полигона создаст новые возможности для промышленных предприятий, – сообщил Мишустин. – Особенно в добывающих и обрабатывающих секторах. Поможет также нарастить грузопоток и сократить общее время в пути. Увеличатся объемы заказов, появятся новые рабочие места. Будут благоустроены территории вдоль магистралей. Что повысит качество жизни людей в Сибири и на Дальнем Востоке».
Как рассказал «Ведомости. Страна» генеральный директор агентства Infoline-аналитика Михаил Бурмистров, проект сейчас безальтернативный с учетом эскалации напряженности отношений со странами Европы. Это происходит на фоне опасений, что даже после 2030 г. в каком-то значимом объеме часть торговых связей не будет восстановлена.
«Исходя из этого, принципиально важным становится развитие экспорта и международной торговли со странами Азии. Здесь серьезной альтернативы портам Дальнего Востока просто нет. В целом можно констатировать, что третий этап является более дорогим, чем первый и второй, в том числе более дорогим с учетом удельной стоимости, расширения в пересчете на тонны перевезенного груза», – считает Бурмистров.
По его словам, создание дублера Северомуйского тоннеля, а также вторые пути не только позволят увеличить объем отправок, гарантировать устойчивость работы инфраструктуры в случае, если произойдут какие-то повреждения. «Уровень террористической угрозы сейчас критически вырос. И в целом по миру этот показатель будет расти. Фактически – это некая плата не только за большие объемы, но и за больший уровень надежности», – отметил эксперт.
Если говорить о трудностях, то сейчас будут серьезные финансовые вызовы, потому что это серьезное давление на бюджет. Но с учетом возможной деэскалации ситуации на Украине и определенных перспектив по снижению военных расходов бюджета останется кадровый вопрос, но его придется решать более высоким уровнем автоматизации труда.
Модернизация прошла модернизацию
Еще в 2013 г. «Российская газета» писала, что на модернизацию БАМа и Транссиба предполагалось выделить 562 млрд руб. до 2018 г. Почти половина этих средств, а именно 260 млрд руб., составила господдержка. Тогда президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить подробный план-график реализации проекта модернизации двух магистралей. Отмечалось, что110 млрд руб. государственных средств предполагалось выделить из бюджета, 150 млрд руб., – из Фонда национального благосостояния. ФНБ должен был выделять средства по 50 млрд руб. в год, взамен ОАО «РЖД» обязалось передавать фонду свои привилегированные акции. Путин заявлял на совещании, посвященном развитию магистралей, что к модернизации могут быть привлечены в том числе и частные инвесторы.
Уже в 2014 г. РЖД оценила проект модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 1,2 трлн руб. Тогда РЖД спрогнозировала, что к 2020 г. грузоперевозки в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах должны вырасти на 55 млн т до 271 млн т в год. В основном такого роста планировалось достичь за счет перевозки грузов горнодобывающих компаний.
11 июля 2023 г. «Ведомости» писали, что инвестиции на втором этапе проекта и в начале третьего этапа проекта превысят 1,5 трлн руб.
Тогда РЖД скорректировала программу модернизации Восточного полигона (БАМ и Транссиб), сообщал замгендиректора госкомпании Андрей Макаров. Общая стоимость второго этапа программы достигнет примерно 1,1 трлн руб. со сроком завершения в 2025 г. Третий этап предполагает разделение на три подэтапа. На реализацию первого из них понадобится еще более 460 млрд руб. Но деньги из бюджета и ФНБ на эти работы пока не заложены. По словам Макарова, вложения 1,1 трлн руб. рассчитаны до конца 2025 г. для строительства 280 объектов. Второй этап рассчитан до 2024 г., но после завершения основных работ часть средств пойдет на завершающие – например, на строительство выемок, откосов, канав, добавил топ-менеджер. Он напомнил, что провозные способности Восточного полигона после завершения второго этапа модернизации составят 180 млн т в год.
Как отмечал Макаров, к 2025 г. будут выполнены и основные работы по электрификации. «По крайней мере на линии Комсомольск – Волочаевка», – уточнил он. Гендиректор РЖД пояснил, что все линейные объекты и проекты электрификации второго этапа развития ВП прошли Главгосэкспертизу.
Третий этап модернизации Восточного полигона РЖД разделила на три подэтапа. На первом из них, по словам Макарова, финансирование оценивается «не менее чем в 460 млрд руб.», при этом провозная способность увеличится до 197 млн т в год. Первый подэтап предполагает развитие участка от Улака (Амурская область) до Ванина (Хабаровский край) под вывоз угля и включает 84 объекта, пояснил топ-менеджер. Срок реализации этого подэтапа – 2027 г., уточнил он. Оценка была сделана в прошлом году, сейчас она «может быть больше».
В рамках второго подэтапа, который будет длиться до 2030 г., провозная способность сети должна составить уже 210 млн т в год, в эксплуатацию введут еще 45 объектов. Восточный полигон смогут использовать грузоотправители европейской части России, уточнил Макаров.
Полностью третий этап должен завершиться в 2032 г., а провозная способность вырастет до 255 млн т, напомнил топ-менеджер. В целом, по словам Макарова, в 2019 г. на Восточном полигоне выполнены работы на 40 млрд руб., в 2020 г. – на 69 млрд, в 2021 г. – на 78 млрд, в 2022 г. – на 138 млрд, в 2023 г. – на 250 млрд, а в 2024 г. планируется 400 млрд. Он отметил, что все планируемые затраты в 2023 и 2024 гг. – собственные средства РЖД. Для освоения денежных средств в полном объеме РЖД планирует продолжать авансировать подрядчиков. В 2021 г., по данным Макарова, компания выплатила более 30 млрд руб. авансов для закупки оборудования и комплектующих, а в 2022 г. – порядка 40 млрд руб.
23 апреля этого года «Ведомости» сообщали, что президент РФ на юбилее БАМа отмечал: за последние 12 лет мощность магистрали выросла втрое. По словам Путина, БАМ сыграл огромную роль в освоении таких районов России, как Восточная Сибирь и Дальний Восток. Строительство магистрали позволило ввести в оборот экономики РФ месторождения различных полезных ископаемых, включая угль, железную руду, олово, золото и углеводороды, сообщил президент. БАМ также поспособствовал тому, что экономика России вышла на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, добавил глава России. В ходе реализации проекта третьего этапа развития БАМа и Транссиба предстоит проложить сплошные пути, ввести в строй более 300 инфраструктурных объектов.
16 апреля пресс-служба РЖД заявляла об открытии нового парка для приема и отправки грузовых поездов с восточного направления на станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги (ДВЖД). Парк позволит увеличить пропускную способность станции с 91 до 112 пар поездов в сутки в нечетном направлении. Благодаря появившейся инфраструктуре ожидается наращивание грузопотока в сообщении с тихоокеанскими портами, основу которого составляют уголь, нефтяные и контейнерные грузы. Парк был построен по программе «Транссиб за семь суток». Специалисты уложили более 7 км путей и организовали 13 стрелочных переводов, построили четыре приемоотправочных пути. Кроме того, было отсыпано почти 100 000 куб. м земляного полотна и смонтировано более 11 км контактной сети.