Госсовет: развитие спасательной инфраструктуры на Севморпути требует допсредств

    Финансирование необходимо получить в 2025–2027 годах
    iStock
    iStock

    Ежегодное увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) влечет за собой повышение риска техногенных аварий, в связи с чем необходимо оперативное развитие аварийно-спасательной инфраструктуры и размещение подразделений МЧС России, ФМБА и Морспасслужбы. Решение этих задач требует выделения финансирования уже в бюджетном цикле 2025–2027 гг. К такому выводу пришли участники заседания комиссии Госсовета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика». Об этом сообщается на сайте правительства Мурманской области, в столице которой прошло совещание.

    «Без развития служб спасения выполнение тех задач, которые поставлены президентом, невозможно, тема крайне актуальна, это вопрос национальной безопасности, комфорта и удобства СМП и Арктической зоны России и их развития. <…> Есть план, и решения ранее зафиксированы, но сегодня нужно поговорить, достаточно ли финансовых ресурсов для выполнения плана», – заявил в начале заседания губернатор Мурманской области и председатель профильной комиссии Госсовета Андрей Чибис.

    Он призвал членов совещания сформулировать позицию, о которой будет доложено президенту РФ Владимиру Путину. Участники заседания в свою очередь отметили, что важно рассмотреть возможность выделения финансирования уже в бюджетном цикле 2025–2027 гг., так как потребность в аварийно-спасательной инфраструктуре будет только нарастать, а стоимость ее создания – увеличиваться.

    Глава МЧС России Александр Куренков сообщил, что министерство совместно с заинтересованными ведомствами и субъектами уже ведет работу над системой безопасности Арктической зоны и Севморпути. Обращаясь к Чибису, он добавил, что рассчитывает на соответствующую поддержку.

    Сейчас уже запущены арктические центры МЧС в западной части Севморпути – Архангельске, Мурманске, Нарьян-Маре, Воркуте, Дудинке и Певеке.

    «Спасатели находятся на боевом дежурстве, подразделения оснащены современной техникой и оборудованием, личный состав полностью экипирован. Вся инфраструктура для работы авиационного звена обеспечена», – рассказал врио директора департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС Тимофей Сулима.

    Кроме того, запланировано создание четырех новых Арктических комплексных аварийно-спасательных центров в Певеке, Диксоне, Тикси и Сабетте, а также семи арктических авиационно-спасательных звеньев: в Мурманске, Архангельске, Сабетте, Диксоне, Тикси, Певеке и Анадыре. Изучается возможность строительства аварийно-спасательной инфраструктуры в населенном пункте Хатанга Красноярского края.

    Спецпредставитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов рассказал о динамике грузооборота по Севморпути.

    «3% прирост относительно прошлого года. Если рассматривать увеличение транзита в восточном направлении – почти 3,1 млн т, более 40% прирост относительно прошлого года. <…> Значителен прирост портовых мощностей. Увеличивается и тоннажность судов», – сказал Панов.

    Он также отметил, что в случае разлива нефти или нефтепродуктов в акватории СМП ущерб превысил бы 100 млрд руб. уже в первые сутки после экологической катастрофы, передает «Интерфакс». В связи с этим создание аварийно-спасательной инфраструктуры является критически важным как для недопущения таких рисков, так и для оперативного реагирования при их возникновении, сказал Панов.

    Чибис подчеркнул, что компании заинтересованы в использовании Севморпути и России важно обеспечить безопасность «ключевой транспортной артерии». Он еще раз призвал найти финансовые средства для этого.

    «Да, бюджет принят, но с учетом крайней необходимости скорейшего развития аварийно-спасательной инфраструктуры это вопрос репутации и доверия компаний, которые будут использовать СМП. <…> Нужно зафиксировать потребность найти эти деньги с учетом экономии, корректировки бюджета, других вариантов», – сказал губернатор.

    Комиссия также пришла к выводу, что целесообразно для развития Арктики и СМП сделать комплексный национальный проект.

    «Такой подход уже поддержан на разных уровнях, и продолжается обсуждение», – отметил Чибис в завершение.

    Северный морской путь – кратчайший между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Выгода СМП для транзита в том, что этот маршрут оказывается на 15–20 дней короче транспортировки через Суэцкий канал.

    В августе 2022 г. премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил план развития СМП до 2035 г. Он включает в себя мероприятия по пяти направлениям: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность судоходства, управление и развитие судоходства. На реализацию плана было выделено 1,8 трлн руб.

    В январе «Росатом» сообщил, что объем грузопотока по СМП в 2023 г. составил более 36,254 млн т, что на 250 000 т больше целевого показателя. В сравнении с показателем за 2022 г. (34,34 млн т) объем грузопотока СМП вырос почти на 5,6%.

    В сентябре этого года РБК сообщил, что «Росатом» составил два сценария развития СМП до 2040 г., которые предполагают меньший грузопоток по сравнению с планом развития транспортной магистрали. Сценарии представили на закрытом заседании совета участников судоходства, писало агентство.