Чечня возглавила рейтинг Минтранса по безопасности дорожного движения в регионах
Хуже всего дела обстоят в Калмыкии, Туве, Ингушетии, Курганской области и ЗабайкальеЧечня по итогам 2023 г. возглавила рейтинг регионов России по безопасности дорожного движения (БДД), разработанный общественным советом при Министерстве транспорта совместно с Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) и ГК «Урбантех». Показатели исследования помогут предотвращать аварии в регионах, заявили разработчики на презентации рейтинга.
Согласно данным на сайте совета, в 2022 г. Чечня также занимала 1-е место рейтинга БДД с индексом 0,69. По итогам прошлого года значение индекса увеличилось до 0,71 (при средней оценке БДД по всей России в 0,28).
Уровень БДД в рейтинге регионов от Минтранса делится на четыре уровня: передовой, высокий, средний и низкий. Второй год подряд в лидерах рейтинга вместе с Чечней находятся Коми (0,57), Калининградская (0,51) и Свердловская области (0,46), а также Ямало-Ненецкий автономный округ (0,51). Значительно увеличила дорожную безопасность Томская область (0,46), переместившись в 2022–2023 гг. с 24-го места рейтинга на 5-е, отметил зампредседателя общественного совета Илья Зотов. Среди регионов с самым низким рейтингом – республики Калмыкия (0,03), Тува (0,04), Ингушетия (0,14), Курганская область (0,15) и Забайкальский край (0,1).
Показатели исследования покажут регионам конкретные недоработки в БДД, а также помогут предотвращать аварии в регионах, уверен директор центра исследований «Умного города» факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Константин Трофименко. По его словам, разработчики рейтинга рассмотрели «десятки разных факторов», которые могут влиять на количество аварий в субъектах. В числе таких параметров – уровень потребления спирта жителями региона, но исследователи обнаружили «отсутствие прямой зависимости» между этим показателем и количеством ДТП в регионе, заявил он.
В текущем рейтинге учитывались ДТП с участием гражданских автомобилей, грузовых транспортных средств, пешеходов и др. А в следующих ежегодных рейтингах его составители планируют включить в статистику аварии при участии такси и средств индивидуальной мобильности, в том числе электросамокатов, рассказала председатель общественного совета при Минтрансе Татьяна Горовая.
Как составлялся рейтинг
Индекс, по которому совет при Минтрансе построил рейтинг, рассчитывается по трем показателям в каждом регионе: транспортный риск (количество погибших в ДТП на 10 000 транспортных средств), социальный риск (количество погибших в ДТП на 100 000 жителей) и тяжесть последствий ДТП (отношение количества погибших к общему числу пострадавших от ДТП).
В рейтинг не вошли новые регионы России (из-за нехватки данных), города федерального значения (движение в них медленнее и безопаснее из-за высокой плотности населения), а также Чукотский и Ненецкий автономные округа (малое количество населения и аварий в регионах).
При этом в Москве индекс транспортного риска составил 0,63 (при индексе 3 по всей России), социального риска – 2,34 (12,3 по РФ), а тяжести последствий ДТП – 3,3 (8,87 по всей стране).
Горовая также указала на рост количества ДТП по России в 2023 г. в сравнении с 2022 г., но объяснила это малой мобильностью граждан во время пандемии ковида в 2020–2022 гг. Количество ДТП в России по итогам 2023 г. выросло на 4,5% примерно до 132 400 происшествий и около 14 500 случаев гибели в них, говорится в данных статистического портала Госавтоинспекции. За первое полугодие 2024 г. в стране произошло почти 56 400 случаев ДТП, что сопоставимо с показателями первого полугодия 2023 г. – 56 900 случаев, следует из статистики. Горовая считает, что по итогам 2024 г. показатель будет ниже, чем годом ранее, благодаря реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и перестройке логистических маршрутов на дорогах.
Для улучшения качества и безопасности дорог в России был запущен в 2019 г. национальный проект «Безопасные качественные дороги». Он реализуется в 84 регионах РФ, уточняется на сайте нацпроекта. В этом году объем финансирования проекта был увеличен на 3 млрд руб. (до 606,5 млрд руб.), отметил зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов.
Как следует из майского указа Владимира Путина о национальных целях развития, в 1,5 раза к 2030 г. и в 2 раза к 2036 г. планируется снизить смертность в результате ДТП (по сравнению с показателем за 2023 г.).
Лидеры рейтинга по БДД являются небольшими регионами, через которые проезжает малое количество транзитного транспорта, из-за чего этим субъектам проще наладить безопасность на дорогах, отметил в беседе с «Ведомостями» председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. По его словам, для объективности рейтинга также необходимо учитывать уровень качества жизни жителей региона и количество поездок там. На увеличение количества ДТП в 2023 г. по стране в первую очередь повлияло ухудшение качества автопарка в России, считает эксперт. Так, в России увеличилось количество подержанных машин, доля транспорта старше 10 лет составляет 70%, утверждает он. При этом растет и число «менее безопасных» машин, в их числе отечественные автомобили без подушек безопасности, заключил Похмелкин.