На ВЭФе представили инвестпроекты развития Дальнего Востока
Сегодня объем поддержанных ВЭБ.РФ проектов составляет 1,6 трлн рублейНа Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) в рамках форсайт-сессии «Дальний Восток 2030: Проекты развития», организованной ВЭБ.РФ, были представлены семь инвестиционных проектов Дальнего Востока. Обсуждались знаковые инициативы, которым в течение ближайших шести лет предстоит сформировать новый образ региона. Проекты охватывают все основные направления его развития: промышленность, туризм, логистику, инфраструктуру для экспорта продукции, ЖКХ, городскую среду.
Новый миллионник
Утверждены мастер-планы шести городов, которые станут точками экономического развития Дальнего Востока, сообщил заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко. Эти концепции, разработанные для Владивостока, Артема, Уссурийска, Арсеньева, Большого Камня и Находки, призваны создать комфортную среду для жителей. Они включают, в частности, благоустройство городской среды, развитие логистики, запуск легкого метро.
«Федеральный центр и Минвостокразвития РФ поддерживают проект, выделены конкретные деньги, определяются девелоперы», – сообщил Стецко. По его словам, для правительства Приморского края это основа будущего развития региона.
«Большой Владивосток» – самый крупный и объединяющий другие планы проект. Он включает не только мероприятия в границах Владивостокского городского округа, но и строительство нового города Спутник (Новый Владивосток), а также преобразование городов Артем и Большой Камень. Для создания Спутника выделена территория площадью 1400 га в 30 минутах езды от центра Владивостока. Планируется, что в городе будут жить 80 000 человек, построят не менее 2,5 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости. В мастер-плане Артема намечено развитие транспортной инфраструктуры, создание деловых центров и расширение жилищного строительства.
Реализация планов создания «Большого Владивостока» должна привести к образованию первого на Дальнем Востоке города-миллионника: к 2030 г. на этой территории будет проживать около миллиона человек. В Приморье появится более 60 000 новых рабочих мест, утверждает Стецко. Речь идет о высокооплачиваемых и высокопроизводительных рабочих местах во всех отраслях экономики, включая обрабатывающее производство, логистику, туризм, а также морской курорт Приморье.
«Владивосток нельзя рассматривать как отдельный город, это агломерация», – считает генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Николай Запрягаев.
План развития Владивостока очень большой и комплексный, а его основной риск – задержка инфраструктурных проектов, необходимых для развития агломерации, уверен партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов. По его мнению, ключевой проект для новой территории – это городская электричка, связывающая Артем с островом Русский. От его реализации зависит успех всей агломерации, отмечает эксперт.
«Для успешности проекта “Большого Владивостока” критически важна инфраструктура: транспортная и инженерная, включая водо- и газоснабжение», – отметил вице-президент – директор департамента по работе с государственным сектором Сбербанка Михаил Чачин. По мнению банкира, без инфраструктуры не будет спроса на жилье, то есть новые жители не приедут. «Банк может помочь опытом строительства в Подмосковье, инновациями в технологиях, инфраструктуре, энергосбережении и безопасности», – заявил он.
Один остров на две страны
В студии ВЭБ.РФ на полях ВЭФа обсуждался будущий проект развития острова Большой Уссурийский, который расположен на реке Амур в 20 км от Хабаровска. Там проходит граница между Россией и Китаем: 176 кв. км острова относится к российской территории, 174 кв. км – к китайской. О развитии острова по принципу «Один остров – две страны» Россия и Китай договорились еще 20 лет назад. При этом согласование концепции заняло 10-15 лет, сообщил Муратов.
«Направления, которые мы обозначили в концепции, – очень разные, начиная от туризма и заканчивая финансами и наукой», – рассказал замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков. По его словам, предстоит формирование мастер-плана, который должен быть принят как жителями Хабаровского края, так и бизнесом. На территории острова будут возведены туристско-рекреационные комплексы, центр международного сотрудничества, включая конгрессно-выставочные пространства, отели. Проект предполагает российско-китайское сотрудничество в сфере науки, образования, медицины, здравоохранения, биоэкономики, цифровой экономики и информационных технологий.
Кроме того, предстоит строительство дополнительных 30 км дороги для соединения Хабаровска с островом. Запрягаев рассказал, что грузопоток через будущий грузопассажирский пункт пропуска составит порядка 1,5 млн т в год, пассажиропоток – порядка 1,5 млн человек в год.
Мост к острову появится к 2028 г., рассказала первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Марина Авилова. «Весь бизнес, все инвесторы заинтересованы в развитии Большого Уссурийского», – добавила она.
«Проект развития острова Большой Уссурийский – уникальный пример стратегического партнерства России и Китая. Единая межгосударственная концепция, подписанная в мае этого года, – реальный шаг к его реализации. А сегодня при участии Минвостокразвития России, КРДВ, правительства Хабаровского края мы приступаем к разработке мастер-плана этой территории», – сообщил заместитель председателя правления ВЭБ.РФ Артем Довлатов.
Порт на море и суше
В число приоритетных проектов развития Дальнего Востока до 2030 г. вошло расширение порта «Суходол», который облегчит доступ угледобывающих компаний России к портовой инфраструктуре, рассказал гендиректор ООО «Морской порт «Суходол» Сергей Кропотов. Сейчас проект находится на стадии ввода в эксплуатацию. В строительство инфраструктуры и инженерных сетей, приобретение оборудования уже вложено 43,8 млрд руб. Финансирование ВЭБ.РФ и ВТБ реализуется в рамках программы «Фабрика проектного финансирования». Обновленный порт предоставит 7500 рабочих мест, для сотрудников планируется построить отдельный поселок.
Кроме того, в Приморском крае будет построен мультимодальный транспортно-логистический центр «Артем». По словам генерального директора ООО «ФинИнвест» Александра Кахидзе, он станет крупнейшим «сухим портом» в России. «На сегодняшний день аналогов такого порта в России не существует», – заявил Кахидзе на форсайт-сессии ВЭБа. Этот порт – один из основных объектов мастер-плана, который позволит перестроить по логистике не только город Артем, но и весь юг Приморья, считает Стецко.
Промышленность, ЖКХ и туризм
Развитию промышленности на Дальнем Востоке будет способствовать строительство Баимского ГОКа, считает губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов. После запуска предприятие станет мощным социально-экономическим локомотивом для региона и всей страны, заявил он. Проект, объем инвестиций на реализацию которого превышает 1 трлн руб., предполагает сооружение более 40 объектов производственной и сопутствующей инфраструктуры, включая новый порт, автодорогу и линию электропередачи. Баимский ГОК создаст более 6000 рабочих мест, а также увеличит доходы региона, отметил губернатор.
«Последнее десятилетие на Чукотке была проблема с оттоком людей, а благодаря трудовой миграции отток населения прекратился. Это прямое влияние реализации проекта на регион», – рассказал генеральный директор ООО «Управляющая компания Баимская» Георгий Фотин.
Одним из центров притяжения туристов на Дальнем Востоке вскоре станет Камчатка: через три года планируется ввести в строй международный туристский кластер «Три вулкана». «Проект перезагрузит территорию Камчатки. Он будет притягивать не только туристов, но и бизнес», – отметил гендиректор компании-девелопера «Васта Дискавери» Сергей Бачин. Финансированием проекта занимается консорциум ВЭБ.РФ и «Сбера».
Развитие Дальнего Востока предполагает также модернизацию комплекса ЖКХ. При поддержке ВЭБ.РФ в Сахалинской области планируется построить масштабный водозабор «Южный», в селе Новотроицкое возведут очистные сооружения. Модернизация подразумевает три ключевых направления: водоснабжение, водоотведение и котельные, заявил заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев. На ЖКХ у региона заключены концессионные соглашения на сумму свыше 50 млрд руб.
Инфраструктурные проекты Дальневосточного региона, которые предстоит реализовать в ближайшие годы, стали одной из ключевых тем ВЭФ-2024. Приоритетными являются инициативы, вошедшие в долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития городов, утвержденные правительством РФ. Сегодня таким образом поддержано более 40 проектов на общую сумму более 1,6 трлн руб.