Как в Комсомольске-на-Амуре производят авиалайнеры Superjet 100
ПАО «Яковлев» модернизирует производственную площадку для выхода на прежние объемы выпускаПАО «Яковлев» модернизирует производственную площадку в Комсомольске-на-Амуре, где выпускаются авиалайнеры Superjet 100. На заводе ожидают сертификации импортозамещенного двигателя ПД-8, которым будут оснащаться самолеты вместо французско-российского SaM146.
Машиностроительный комплекс, ориентированный, в частности, на выпуск морских судов и самолетов, составляет основу промышленного потенциала Хабаровского края. По данным Банка России, в мае 2024 г. индекс роста промпроизводства в регионе был выше среднероссийского: 7,7% против 5,3%. В период с января по май этот показатель в Хабаровском крае составил 6,6%.
На заводе ПАО «Яковлев» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») в Комсомольске-на-Амуре без отрыва от сборки самолетов Superjet 100 (SJ 100) идет модернизация производственной площадки, которая должна завершиться до конца текущего года. Цель изменений в сборочном цехе – перестраивание производственного стандарта, благодаря которому значительно снизится количество времени, затраченного на выпуск одного лайнера. «При нашем обычном такте мы каждую неделю выпускаем самолет. Когда мы выйдем на старые объемы, тратить один день на то, чтобы просто переставить самолет внутри цеха, мы позволить себе не можем», – говорит представитель ПАО «Яковлев» Антон Шатковский.
В общество входят производственный центр в Комсомольске-на-Амуре, Иркутский авиационный завод, компании «Аэрокомпозит», «РАпарт» и РАТА. В первом полугодии 2024 г. «Яковлев» получил 444 млн руб. чистого убытка по РСБУ, следует из отчетности компании. Годом ранее она получила чистую прибыль в размере 3,2 млрд руб.
В 2013 и 2017 гг. производственный центр в Комсомольске-на-Амуре выпустил по 28 SJ 100. Объемы выпуска гражданских авиалайнеров резко сократились после введения в 2022 г. секторальных санкций в отношении России со стороны стран Запада. Superjet 100 создавался в международной кооперации и на 70% состоял из импортных комплектующих. Наполовину отечественным было и сердце авиалайнера – двигатель SaM146, разработанный российско-французским предприятием PowerJet. Учредителем СП со стороны РФ было входящее в ростеховскую ОДК рыбинское НПО «Сатурн» (сейчас – «ОДК-Сатурн»), со стороны Франции – компания Snecma.
Последний SJ 100, оснащенный двигателями SaM146, покинул производственный центр в Комсомольске-на-Амуре 29 августа 2023 г. В остальном это был самолет с импортозамещенными системами – опытный образец для испытаний. Как сообщалось тогда в релизе Минпромторга, в ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолета в воздухе. На смену силовым установкам SaM146 придут двигатели ПД-8, разработкой которых «ОДК-Сатурн» занимается уже самостоятельно, говорит Шатковский. Они пока не прошли сертификацию, без которой невозможно проведение летных испытаний.
Летом 2024 г. в Комсомольске-на-Амуре отремонтировали дорогу к производственному центру ПАО «Яковлев», и теперь сотрудники добираются на работу с комфортом. К заводу прилегает большая парковка, 20 ближайших к проходной мест на которой предоставлены авторам лучших кайдзен-предложений – инновационных и рационализаторских решений, которые значительно упрощают производство. Эту концепцию ПАО «Яковлев» позаимствовал в Японии, где она применяется на ведущих промышленных предприятиях, в том числе автопроизводителе Toyota. «В производственном центре ежеквартально проходят конкурсы лучших кайдзен-предложений, авторы которых поощряются. Одним из призов является тренировочный полет на тренажере SJ 100 в Сколкове. Представляете, какие бывают эмоции у наших коллег, когда им удается «посадить» самолет на тренажере», – рассказывает Шатковский. Также победителей конкурсов кайдзен-предложений направляют в командировки на передовые промышленные предприятия для обмена.
В производственном центре ПАО «Яковлев» сейчас работают 1200 человек, средняя зарплата рабочего – 100 000–120 000 руб. Кадры – самый ценный актив завода, признается Шатковский. По его словам, на то, чтобы за только что трудоустроенным работником не пришлось приглядывать мастеру и он мог выполнять задачи самостоятельно, уходит в среднем год, в некоторых случаях – три года. «Поэтому мы держимся за каждого сотрудника. К тому же в Комсомольске-на-Амуре много других заводов, которые не меньше, чем мы, нуждаются в квалифицированных кадрах», – говорит представитель ПАО «Яковлев».
В этом году «Яковлев» выиграл субсидию Минпромторга России на компенсацию сотрудникам части затрат на аренду жилья – теперь каждый работник, не имеющий собственного жилья в Комсомольске-на-Амуре, может получить компенсацию до половины затрат на съем квартиры. Итоговый размер компенсации определяется индивидуально и зависит от количества членов семьи и площади арендуемого жилья. Воспользоваться возможностью компенсации аренды недвижимости могут все работники независимо от должности и стажа работы.
По соседству с производством SJ 100 располагается еще один филиал ОАК – Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), который производит истребители Су-35С и многофункциональные комплексы фронтовой авиации пятого поколения Су-57. У КнААЗа ПАО «Яковлев» арендует взлетно-посадочную полосу, с которой готовые самолеты поднимаются в воздух для проведения летных испытаний и отправляются в Ульяновск для нанесения ливреи, а затем – в центр поставок в Жуковском, где их принимают заказчики.
Прежде чем выкатиться из ангара, каждый SJ 100 проходит через пять производственных участков. На первом участке собирается фюзеляж авиалайнера. В производственный центр с предприятий кооперации поступают пять отсеков фюзеляжа, которые устанавливаются в специальные стенды и сводятся друг с другом, а затем склепываются. Для второго производственного участка сотрудники ПАО «Яковлев» разработали специальную малярную камеру, в которой действует проточно-вытяжная система кондиционирования. Эта камера, которую могут перемещать два человека, обволакивает нужную часть фюзеляжа и позволяет в герметичных условиях производить покраску без изоляции производственного участка от других. «Дело в том, что мы хотим все работы выполнять в одну смену. А для выполнения малярных работ приходилось выводить из цеха работников других производственных участков и останавливать вообще производство. Поэтому эти работы до разработки малярной камеры выполнялись во вторую смену», – объясняет Шатковский.
На одном из производственных участков фюзеляж самолета впервые поднимается в воздух – на 1 мм над уровнем идеально ровного пола в ангаре – по технологии воздушной подушки. «По-другому перекатить фюзеляж в другую часть ангара невозможно, а так его шесть человек толкают – этой силы достаточно», – говорит представитель ПАО «Яковлев».
Еще одна инновационная разработка производственного центра – стенд прозвонки кабельной сети самолета (общая длина всех установленных в SJ 100 кабелей составляет 87 км). «Раньше на этом участке работало около 100 человек: один сотрудник стоял здесь, второй стоял в конце самолета. Один другому говорил: «Звоню, кабель № 348». Второй там ловил сигнал. И так каждый кабель. Это очень трудоемкая работа. Теперь же кабели просто подключаются к стенду прозвонки и он прозванивает весь самолет автоматически, после чего выдает протокол ошибок. Работа доводится до того состояния, когда протокол ошибок выходит нулевой», – объяснил Шатковский.
10 июня импортозамещенный Superjet 100, но пока на российско-французских двигателях, приступил к сертификационным летным испытаниям. Как заявлял тогда заместитель генерального директора ОАК по гражданской авиации – генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский, слова которого приводила пресс-служба «Яковлева», до конца 2025 г. предстоит выполнить около 200 полетов и их интенсивность возрастет с присоединением к испытаниям еще двух опытных образцов, которые в настоящее время ожидают установки двигателей ПД-8 в Комсомольске-на-Амуре. В производственном центре ПАО «Яковлев» с нетерпением ждут сертификации новых отечественных двигателей.