Резонансный законопроект о Байкале поддержали ученые и общественники
Инициатива сможет обеспечить реальную защиту Байкала и достойную жизнь местных жителей, считают экспертыРеализация конкретных мер по охране Байкала за счет пожарной безопасности прибрежных поселков и защиты лесов от пожаров, снижение антропогенной нагрузки на Байкал за счет создания туристической инфраструктуры, уменьшение сброса неочищенных сточных вод, социальная справедливость для жителей байкальских поселков, выполнение требований ЮНЕСКО – задачи, которые хотят реализовать инициаторы поправок в закон «Об охране озера Байкал». Они поддержаны общественниками в Бурятии и сейчас готовятся ко второму чтению в Госдуме.
Поправки в закон «Об охране озера Байкал», внесенные в Госдуму группой сенаторов и депутатов летом, стали одними из самых обсуждаемых в конце прошлой сессии нижней палаты парламента. Авторы инициативы, депутаты и сенаторы, считают нужным до 2030 г. разрешить проведение точечных рубок, позволив в центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала обслуживать и ремонтировать дороги, строить очистные сооружения, создавать в границах существующих населенных пунктов коммунальные объекты и прочую инфраструктуру, ведь «жизнь не стоит на месте». А до 2025 г. инициатива позволит устранить несоответствие лесоустройства и границ населенных пунктов, считают они.
Законом «Об охране озера Байкал» предусмотрены несколько прилегающих к Байкалу территорий со своими правовыми режимами. Центральная экологическая зона – это сам Байкал и территории непосредственно вокруг озера. Общая площадь ЦЭЗ – 8,9 млн га. В состав ЦЭЗ входят в том числе особо охраняемые природные территории (ООПТ) – заповедники, национальные парки, заказники, а также обычные территории лесного фонда, не относящиеся к ООПТ. Помимо этого, в территорию ЦЭЗ входят все прибайкальские населенные пункты как со стороны Иркутской области, так и со стороны Бурятии. Всего 160 населенных пунктов с населением порядка 140 000 человек. Рассматриваемый законопроект, как отмечают его авторы, не затрагивает ООПТ. Деятельность и ограничения в заповедниках, нацпарках и заказниках регулируются отдельным федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и поправки в закон «Об охране Байкала» на них не распространяются.
Законопроект прошел первое чтение 11 июля. Правительство России его в целом поддержало, отметив, что документ «направлен на решение накопившихся проблем и вопросов, касающихся экологической безопасности и социально-экономического развития Байкальской природной территории (БПТ)»: «Необходимость урегулирования указанных вопросов возражений не вызывает». Основные споры возникли из-за термина «сплошные рубки», который ряд экологов воспринял с тревогой из опасений уничтожения леса в прибрежной территории.
Неопределенность формулировок сплошных и выборочных рубок в действующем Лесном кодексе, принятом в 2004 г., приводит к тому, что коммерческая заготовка леса, когда лесорубы получают деляну и рубят лес гектарами на продажу, и случаи, если внутри поселка (не в лесу, а именно внутри поселка) между двумя соседними домами надо срубить «три дерева» для прокладки водопровода или линии электропередачи, относятся к сплошным рубкам. Авторы законопроекта как раз намерены разделить заготовки леса и обычную жизнедеятельность в прибайкальских поселках. Какая-либо коммерческая заготовка леса на Байкале запрещена и остается запрещенной в любом случае, даже в случае принятия поправок, отмечают их авторы.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что проектируемые нормы и приложения к проекту устанавливают ограниченный перечень объектов, при строительстве, реконструкции и эксплуатация которых разрешаются точечные ограниченные рубки лесных насаждений, которые юридически все равно называются сплошными рубками. Хотя по факту таковыми и не являются.
Туда вошли сооружения инженерной защиты (селезащита, защитные дамбы) территорий и объектов, объекты систем коммунальной инфраструктуры (очистные, водопроводы и проч.), необходимые для обеспечения функционирования населенных пунктов и туристических особых экономических зон (ограниченных по площади и в рамках установленных границ), автомобильные дороги соответствующего значения, противопожарные разрывы и т. д.
Глава Бурятии Алексей Цыденов подчеркивает: рубить лес на Байкале в коммерческих целях запрещено и власти республики этот запрет «категорически поддерживают». В поправках речь идет в первую очередь «о деятельности в границах населенных пунктов», отмечает он.
По словам Цыденова, жесткий запрет на любую рубку деревьев и кустарника внутри населенных пунктов в границах ЦЭЗ возник фактически случайно. Дело в том, что при принятии в 1999 г. закона «Об охране озера Байкал» закон и действующий в то время Лесной кодекс разделяли коммерческую заготовку леса и рубку насаждений для целей жизнедеятельности прибрежных поселков.
Ни авторы закона, ни ЮНЕСКО нормальную жизнь поселков не ограничивали.
В законе об «Охране озера Байкал» 1999 г. запрещались рубки главного пользования, к которым относилась коммерческая заготовок древесины. Прочие рубки разрешались. При этом к прочим рубкам относились санитарные рубки, расчистка лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, противопожарных разрывов и проч.
Но затем в 2004 г. поменяли Лесной кодекс, и понятие «рубки главного пользования» в нем заменили понятием «сплошные рубки» и «выборочные рубки», а понятие «прочие рубки» вообще исчезло. Формулировки сплошных и выборочных рубок в Лесном кодексе сейчас так написаны, что, по сути, любые рубки насаждений для любых целей и в любом месте – хоть в лесу, хоть в палисаднике детского сада – можно отнести к сплошным рубкам. И именно это и приводит ко всем проблемам в прибайкальских поселках. Поскольку на всей остальной территории России таких ограничений нет, то неточность формулировок между сплошными и выборочными рубками актуальна только для Прибайкалья.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин 15 октября уже поручил комитету по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды проработать этот вопрос при работе над законопроектом депутатов и сенаторов. «Эта норма требует корректировки, нам надо проработать этот вопрос и найти иное решение», – сказал председатель нижней палаты парламента. По сведениям «Ведомости. Страны», решение о ее терминологической корректировке будет принято, хотя в комитете затруднились назвать точный срок, когда проект будет готов ко второму чтению.
Власти Бурятии отмечают: поправки разработаны в интересах жителей побережья Байкала, которые, к примеру, лишены защиты от лесных пожаров, сегодня пожары могут свободно перекидываться между лесом и населенным пунктом из-за отсутствия просек. Другие возможности, которые открывает принятие поправок, говорят представители республики, – это снижение уровня сброса неочищенных сточных вод за счет строительства очистных сооружений, обеспечение строительства безопасных дорог и снижение нагрузки от дикого туризма на Байкал за счет появления туристической инфраструктуры.
По требованиям ЮНЕСКО, да и без всякого ЮНЕСКО, мы знаем, что все канализационные стоки должны быть очищены. Для этого надо строить очистные сооружения. Президент страны Владимир Путин дал прямое поручение (Пр-454 от 24 марта 2021 г. на инициативное письмо главы Бурятии) построить 21 очистное сооружение для защиты Байкала от загрязнения, отмечают в республике. А чтобы построить очистные, надо под них выделить землю и срубить деревья на месте строительства. Но даже это сегодня нельзя.
Что говорят местные жители и эксперты
Власти Бурятии убеждены, что поправки помогут восстановить социальную справедливость для жителей побережья, которые на данный момент фактически «лишены ряда конституционных прав». Об этом сообщила «Ведомости. Стране» председатель общественной палаты (ОП) региона Татьяна Думнова. По ее словам, жители прибайкальских районов ожидают принятия закона как можно скорее: «Сейчас нарушаются конституционные права граждан. Важно, чтобы в прибрежной зоне была нормальная жизнь, чтобы люди оставались, а не уезжали навсегда».
Одно из последствий жизни без принятия актуального закона – «обезлюживание» территории, утверждает она.
Возникает проблема со строительством современной инфраструктуры. Как рассказывает глава Баргузинского района Михаил Мишурин, дорогу в Баргузин (село в 315 км к северо-востоку от Улан-Удэ) сегодня закончить невозможно: «Она требует расширения. Для этого строителям необходимо очистить клочок земли от деревьев в пару соток». Закон в нынешней редакции это не позволяет, сетует он.
«Сегодня у нас в поселке Гремячинск (138 км к северо-востоку от Улан-Удэ. – «Ведомости. Страна») есть решение суда о строительстве подъездной дороги к земельным участкам местных жителей, – приводит другой пример глава Прибайкальского района Бурятии Сергей Семенов. – Но мы не можем ее построить в связи с тем, что нам мешают деревья, выросшие именно в границах поселения. В итоге я не могу построить дорогу, но и не могу ее не строить, и в том и другом случае меня могут привлечь к уголовной ответственности».
По словам регионального министра природных ресурсов и экологии Натальи Тумуреевой, глав поселений ежегодно штрафуют за отсутствие противопожарных разрывов (просека шириной до 10–20 м, очищенная от горючих материалов, с минерализованной полосой или дорогой для создания препятствий на пути пожара). В 2017 г. из-за отсутствия противопожарных разрывов полностью сгорел поселок Черемушки (обошлось без пострадавших).
Замедление с принятием поправок в закон «Об охране озера Байкал» может затруднить движение по федеральной трассе Москва – Владивосток (а точнее, ее участку «Байкал»). Во время выступления в Совете Федерации 11 октября вице-премьер – полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев отмечал, что в 2013 г. президент Владимир Путин «объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век». По его словам, от развития Дальнего Востока зависит и развитие всей нашей страны и «важнейшим вопросом является логистика: возможность вывезти грузы, произведенные российскими предприятиями, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона».
Автомобильная трасса Москва – Владивосток – фактически единственная артерия подобного рода, связывающая восток и запад России. «Ее участок, проходящий через Иркутскую область и Бурятию вдоль Байкала, – это буквально игольное ушко трассы, – отмечает собеседник, знакомый со строительством Р-258. – Многие действующие дороги и мосты на автодороге сейчас находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, для их ремонта требуется строительство объездной дороги, что юридически сейчас невозможно, поскольку для этого нужно вырубить одну-две сотки деревьев».
Действующая редакция поправок в закон «Об охране озера Байкал» не будет иметь масштабных последствий для экосистемы водоема, говорит директор Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН Ендон Гармаев. «Это все делается по просьбам местного населения, людей, которые проживают на рассматриваемой территории веками и которые в одночасье оказались заложниками природоохранного законодательства. И касается это совершенно незначительной территории с лесным покрытием, а окружающая среда конкретно от этих мероприятий не пострадает», – сказал он «Ведомостям». По словам Гармаева, в законопроекте «каждое мероприятие, связанное с рубкой деревьев, прописано и прокомментировано, где (с указанием точных координат), с какой целью, на какой площади могут быть проведены рубки, и предусмотрены различные механизмы компенсации». «Если речь идет о переводе небольшой части лесного фонда, то это исключительно в границах поселений», – уточнил директор Байкальского института природопользования.
Гармаев также отмечает, что строительство отдельных очистных сооружений в центральной экологической зоне сейчас формально делают невозможным отдельно растущие деревья. «И это, отмечу, в границах поселений, потому что их срубить по закону нельзя, а магистральные трубы, которые должны соединять потребителя с очистными коллекторами, не могут обходить или огибать эти деревья», – говорит он.
По словам директора Байкальского института природопользования, научные работники на постоянной основе проводят мониторинг и аналитическую работу состояния окружающей среды и использования природных ресурсов на Байкальской природной территории, а также социально-экономической ситуации.
Кроме того, существующее законодательство не позволяет жителям побережья Байкала оставить в наследство свои земельные участки, поскольку они находятся в аренде или временном пользовании. Из-за этого молодые семьи не могут воспользоваться материнским капиталом и другими инструментами (кредиты и ипотека) позволяющими строить жилье на своем участке, отмечают власти Бурятии и местные эксперты. И все это в границах существующих поселков. Никто не говорит о каком-либо расширении поселков или захвате новых территорий, подчеркивают в республике.
17 июля глава Бурятии в интервью «Ведомостям» заявлял, что власти уже долгие годы обещают людям дать возможность легально жить в собственных домах. «Люди не могут ребенку своему в наследство дом оставить, потому что дом незаконный, и им давно говорят: «Подождите, сейчас все будет нормально». Люди говорят: «Где? Когда?» У нас есть поручение президента 2017 г. еще о том, чтобы вот эти лесные поселки все оформить. До сих пор мы этим занимаемся, вот закон пытаемся поправить», – объяснял Цыденов.
Также, по словам Тумуреевой, существует проблема с гражданскими захоронениями: «Существующие кладбища входят в границу поселений, но есть пересечения с лесным фондом». Кладбища по законодательству должны находиться на землях специального назначения, но перевести их из лесного фонда невозможно, сказала она.
Реальная проблема захоронений в населенных пунктах на Байкале, по словам главы Бурятии, стоит с 2015 г. Из-за запрета перевода земель под кладбища людей хоронят на неспециализированных территориях. «Мы хотим перевести землю из лесного фонда в фонд промышленной земли под кладбище. Это не где-то в лесу, это в границах населенного пункта. Только так можно создать условия, чтобы там завтра можно было похоронить и послезавтра можно было похоронить. Люди, к сожалению, умирают. Повторюсь, что проблема уже почти 10 лет актуальна и наконец сейчас может решиться», – отмечал Цыденов.
Поправки в закон «Об охране озера Байкал» могут решить эту проблему.
В поправках в закон «Об охране озера Байкал», по словам Тумуреевой, учтены «давно назревшие вещи», которые могут решить проблемы нелегального туризма. «Люди на Байкале и инвесторы, которые хотят заниматься туризмом, не заинтересованы в вырубке всего леса. Они понимают, что люди едут на Байкал и в лес отдыхать», – отметила министр.
Для спасения Байкала, по словам главы ОП республики Думновой, «нужно строить нормальные гостиницы, очистные». «В Турке (село в Прибайкальском районе Бурятии. – «Ведомости. Страна») сделали особую экономическую зону (площадь ОЭЗ чуть больше 4000 га. – «Ведомости»). Зачем ее сделали, если нормально развивать не можем? Нам нужны рабочие места, нам нужен цивилизованный туризм», – говорит она.
Высокую антропогенную нагрузку, которую переживает Байкал в последние годы, необходимо упорядочить, что невозможно сделать без принятия изменений в законодательство, подчеркивает Думнова. «Необходимо регулирование туризма, а это прежде всего создание туристической инфраструктуры с соблюдением экологических требований», – отмечает она. По словам Гармаева, «сегодня надо максимально отойти от дикого туризма на берегах Байкала и находить новые возможности организации цивилизованного отдыха, в том числе через реализацию особых экономических зон туристско-рекреационного типа». Надо подчеркнуть, что особые экономические зоны для развития туризма на Байкале созданы еще в 2007 г., у них определены границы и поставлены на кадастр. Общая площадь этих ОЭЗ составляет всего 0,04% – не 4%, а именно 0,04% от общей площади ЦЭЗ. Мизер, который на общей карте и не найти.
Думнова отмечает, что один турист создает четыре рабочих места для местного населения: «Именно через места размещения для туристов, через обустроенные экологические тропы экологи могут мониторить количество туристов».
У общественного и научного сообщества есть опасения, что точечное снятие ограничений для местных жителей в поселках создаст возможность злоупотребления для бесконтрольной вырубки леса. Но и местные власти, и главы Бурятии и Иркутской области, и местные общественные организации также против допуска каких-либо злоупотреблений. И задача стоит правильно сформулировать поправки в закон, чтоб и проблему решить, и злоупотреблений не допустить.
«В таком подходе есть полный консенсус между авторами законопроекта и научным и общественным сообществом. Байкал – наше достояние, которое мы все вместе должны защищать и хранить для наших детей и потомков. Цивилизованные условия жизни, защита лесов от пожаров, качественная очистка всех стоков, снижение антропогенной нагрузки от дикого туризма – это обязательные условия для сохранения уникального достояния России – Байкала», – отмечает Цыденов.