Самая высокая конкуренция на губернаторских выборах будет на Дальнем Востоке и в Сибири
Наиболее напряженной будет кампания в Хакасии, пишут в АПЭКСамая высокая конкуренция на губернаторских выборах 2023 г. прогнозируется на Дальнем Востоке и в Сибири. Об этом говорится в аналитическом докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) с которым ознакомились «Ведомости. Страна». Это может усилить внимание федеральных чиновников к этим территориям во второй половине июля – августе 2023 гг., прежде всего по вопросам, касающимся реагирования на ЧС, модернизации коммунальной инфраструктуры и расселения аварийного жилья, говорится в докладе.
АПЭК обозначил восемь регионов в которых будет высокая конкуренция или конкуренция выше среднего. На первом месте в этом списке – Хакасия. Это единственный регион, где кандидат от «Единой России» (депутат Госдумы Сергей Сокол) конкурирует с действующим губернатором от оппозиции (Валентин Коновалов). Сокол ведет агрессивную предвыборную кампанию, главным инструментом которой стала регулярная критика регионального правительства.
Проблемы региона, в том числе в сфере коммунального хозяйства, соблюдения трудовых прав работников образования, создают проблемный фон для кампании Коновалова, говорится в докладе АПЭК. Важным фактором мобилизации оппозиционного электората остается проведения одновременно с губернаторской кампанией также выборов в заксобрание и совет депутатов Абакана – к примеру, Коновалов включил в общерегиональную часть списка КПРФ на выборах беспартийных – спикера парламента республики Владимира Штыгашева, главу комитета по бюджету и налоговой политике верховного совета региона Олега Иванова и адвоката Олега Земцова.
Алтайский Край, Ивановская область, Красноярский край, Новосибирская, Смоленская и Омская области, а также Республика Якутия считаются регионами, где уровень конкурентности выше среднего. В них на выборах может наблюдается традиционно высокий протестный потенциал, если есть дополнительные факторы уязвимости у действующих глав или врио губернаторов.
«При таком сценарии могут использоваться дополнительные стимулы для мобилизации оппозиционного электората – например, проведение одновременно с выборами губернаторов также кампаний в заксобрания регионов, – указано в докладе. – В ряде случаев накопленный за предыдущие годы проблемный багаж действующего руководства регионов (например, в Якутии и Алтайском крае) или пока незначительный уровень укорененности врио губернатора в соответствующем субъекте (скажем, как у Виталия Хоценко в Омской области) может стать дополнительным стимулом для более плотной работы федеральных властей не только с региональной, но и с локальной повесткой».
В других регионах эксперты вовсе не ожидают проблем.
К примеру, в АПЭК считают, что к протестные регионом со средним уровнем конкуренции можно отнести Приморский край, Амурскую, Псковскую и Орловскую области. В этих заметный протестный потенциал с учетом достаточно высокого уровня поддержки оппозиционных партий в ходе предыдущих кампаний, но снижены возможности для реализации конкурентного сценария выборов. Например, из-за отказа от участия в выборах или отказа в регистрации в качестве кандидатов наиболее влиятельным оппозиционным игрокам регионального уровня, говорится в докладе.
Стабильными регионами с нишевыми кампаниями оппозиционных кандидатов считаются субъекты с устойчивыми позициями действующих губернаторов или врио. В докладе к ним отнесли Москву и Московскую область, а также Воронежскую, Магаданскую, Нижегородскую, Самарскую, Тюменскую области и Чукотский автономный округ. Патерналистским регионом с ограниченным уровнем конкуренции в АПЭК назвали Кемеровскую область.
Губернаторские кампании в большинстве случаев менее заметны, чем выборы в заксобрания, считают в АПЭК. На этом фоне отказ партий «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» от выдвижения кандидатов в губернаторы в целом ряде регионов, в том числе там, где у них были достаточно прочные позиции по итогам парламентской кампании-2021 вряд ли будет для этих партий фатальным. Но такая тактика «может стать дополнительным аргументом в пользу переформатирования этих политических проектов в будущем», указано в документе.
На протестном фланге в большинстве губернаторских кампаний выше шансы на второе место у кандидатов от КПРФ. В ряде регионов активны коммунисты. Например, Борис Чернышов в Москве, Александр Глисков в Красноярском крае, Владислав Числов в Орловской области (там губернатор – коммунист), Антона Минакова в Псковской области. Они могут расширить возможности ЛДПР в конкуренции за колеблющийся протестный электорат в перспективе и привести к новому усилению ее внимания к социальной повестке, полагают в АПЭК. Впрочем, дискуссия о возможном усилении ЛДПР идет уже не первый год.
Результаты кампаний действующих губернаторов и врио глав регионов может повлиять на географию предвыборных рабочих поездок Владимира Путина в конце 2023 г. – первые месяцы 2024 г. Президент может посетить регионы, в которых в ходе нынешних губернаторских кампаний будут представлены наиболее перспективные практики по в вопросах эффективно работающих каналов обратной связи с населением, а также проектов по укреплению технологического суверенитета России, отметили в АПЭК.