«Коммерсантъ»: кабмин поручил запустить третий этап развития БАМа и Транссиба
Правительство одобрило реализацию третьего этапа развития БАМа и Транссиба с увеличением провозной способности до 255 млн т. Проект предусматривает строительство трех тоннелей и мост через Амур по схеме EPCF, передает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
По словам собеседника издания, проект реализуется в рамках поручений президента РФ Владимира Путина, которые он составил 30 декабря 2023 г. Строительство дорогостоящих тоннелей и моста будет осуществлять «БТС–Мост» бизнесмена Руслана Байсарова. Общая стоимость проекта оценивается в более чем 500 млрд руб.
Как отмечает источник газеты, до 31 марта правительству совместно с ОАО РЖД и «БТС-Мостом» поручено обеспечить заключение «договоров генерального подряда с условием отсрочки платежа» на строительство вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей и моста через Амур. Участникам проекта необходимо уточнить финансовую модель, примерные сроки и цену строительства с учетом вероятного удорожания.
Средства по схеме EPCF будут получены из тарифа, который платят грузоотправители. Правительство со своей стороны одобрит бессрочное продление льготной ставки налога на имущество в 1,6%. Кабмин также откажется от требований к ОАО РЖД по приведению всех пути в нормативное состояние к 2035 г. Этот срок будет сдвинут минимум на 10 лет, пишет издание.
В «БТС-Мост» и РЖД отказались отвечать на вопросы издания по поводу этого проекта.
В декабре 2023 г. в ходе заседания IV Железнодорожного съезда Путин анонсировал проекты по модернизации и улучшению доступности железнодорожных перевозок в стране в ближайшие годы. Он сообщил о развитии транспортного меридиана с севера на юг, который пройдет через Урал и Сибирь. На этом маршруте будет модернизирован центральный участок Транссиба, включая Западно-Сибирскую железную дорогу, на территории Омской, Новосибирской, Кемеровской и Томской областей, Алтайского края.
Еще один коридор от Арктики на юг будет построен на Дальнем Востоке. На его базе запущена железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур, Тихоокеанская железная дорога.
28 декабря «Ведомости» писали, что рекордный объем инвестиций по итогам 2023 г. будет направлен на расширение Восточного полигона РЖД – Транссиба и БАМа.
На развитие главного маршрута для поставок в Азию экспортных товаров, в том числе угля, металлов, нефти, сельскохозяйственной продукции, на 2023 г. зарезервировано 250 млрд руб., что почти в два раза больше, чем в 2022 г. (138 млрд руб.). Затраты 2024 г. должны перекрыть и этот рекорд – они заявлены на уровне 400 млрд руб. На данный момент РЖД законтрактовала работы на объектах на 866 млрд руб.
По итогам второго этапа (2018–2025 гг.) пропускная способность вырастет в 1,5 раза до 180 млн т грузов в год. Третий этап, который завершится в 2032 г., должен увеличить мощность магистралей Восточного полигона до 255 млн т.