Депутатскими маршрутами
В чем польза визитов руководства Госдумы в регионыВ середине августа, в самый разгар депутатских каникул, совет Госдумы провел выездное заседание в Тверской области. Руководители парламентских фракций во главе с председателем палаты парламента Вячеславом Володиным посетили молочную ферму, а также провели совещание с губернатором Игорем Руденей и министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым. Он тоже приехал в регион.
Это уже четвертый совместный выезд представительной федерального партийно-политического руководства с Охотного ряда «к земле» с начала лета – до этого 5 июня был Мурманск, 3 июля – Калининград и 24 июля – Москва. Нынешняя поездка, по всей видимости, далеко не последняя. По некоторым данным, уже на следующей неделе, 21-го числа, планируется визит в Нижний Новгород для обсуждения темы речного транспорта.
Спикер Госдумы любит повторять, что «у политиков нет отпусков», теперь у него появился способ занять думских (да и не только) политиков во время летнего отдыха. Выездные заседания совета нижней палаты парламента – довольно редкий формат, который начал практиковаться с 2018 г., первая поездка была на Ямал. Но по-настоящему активно их начали использовать только теперь.
До недавнего времени считалось, что регионы из федерального центра с официальными визитами посещает либо правительственная делегация, либо президент. Теперь же у губернаторов появилась возможность показать достижения вверенных им в управление территорий руководству Госдумы. Заодно указать на пробелы в отраслевом законодательстве, заручившись поддержкой всех фракций при дискуссии с правительством.
В отличие от первых двух событий, визит депутатов не носит инспекционный характер и исключает для губернаторов аппаратные риски, но, с другой стороны, и дополнительных бюджетных бонусов по итогам визитов никто не ждет, но это пока что. Например, по итогам поездки в Тверь готовится проект постановления Госдумы, в котором будет указано на необходимость более справедливой методики распределения бюджетных субсидий на поддержку сельского хозяйства между регионами. Сегодня они одинаковые, но с учетом особенностей почвы, чтобы аграриям Черноземья и Нечерноземья получить один и тот же результат, им нужно приложить разное количество усилий.
Конечно, такие инсайты могут случаться и в стенах на Охотном ряду, но ничто не заменит осознание перспективности развития СПГ, полученное думцами в поселке Белокаменка Мурманской области. Кажется, формат выездных заседаний совета Госдумы постепенно эволюционирует в новый вид депутатского контроля – раньше были парламентские слушания, теперь появятся парламентские видения.
Насколько сильно такое десантирование в регионы повлияет на законотворческий процесс? Приживется ли такой формат и какие у него есть ограничители?
С точки зрения думского регламента выездные заседания являются факультативной практикой. Прямой взаимосвязи между поездкой руководства парламента в регион, посвященной какой-то теме, и законотворческим процессом нет. В перспективе их можно было бы формализовать и привязать, например, к рассмотрению проекта федерального бюджета, или планированию правительственных часов, которые сегодня формируются через «кабинетные» предложения комитетов и фракций.
С другой стороны, очевидно, любая поездка сопровождается невольным командообразованием, и можно говорить об условном межпартийном «тверском консенсусе» или «калининградских договоренностях» по тому или иному законопроекту или оценке эффективности работы министерства. Помимо всего прочего, для оппозиционных фракций надпартийные встречи с губернаторами могут привести к улучшению отношений последних с региональными отделениями партий.
То есть поездки по стране совета Госдумы приживутся и станут постоянными, по крайней мере, до конца работы восьмого созыва в 2026 г.
При этом у выездных заседаний совета Госдумы есть свои естественные ограничители, которые могут не позволить их по-настоящему формализовать.
Во-первых, плотный график пленарных заседаний в сессию обычно не позволяет выезды дольше, чем на один день, в понедельник. Во-вторых, традиционные заседания думского совета, на котором идет обсуждение именно предстоящей законотворческой повестки, никто не отменял, и совмещать одно с другим может быть трудно сложнее. В-третьих, слишком частое собрание флеша из пяти руководителей парламентских фракций в одном месте и в одно время может привести к тому, что избиратели укрепятся во мнении, что «все партии на одно лицо».
Тем не менее, пока что руководство Госдумы активно осваивает новый формат политической коммуникации, губернаторы и лоббисты регионов на Охотном ряду могут попытаться извлечь из него дивиденды, показав свое гостеприимство.