Игорь Артамонов: «Во всем плохом есть хорошее»

    Губернатор Липецкой области о помощи аграриям и итогах первого губернаторского срока
    Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов
    Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов /Максим Стулов / Ведомости

    Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов, избранный в 2019 г., собирается на второй срок. В рамках блиц-интервью на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) он рассказал о последствиях аномальных майских заморозков для аграриев, перспективах электромобилей на дорогах региона и реконструкции аэропорта Липецка, которая ведется в период простоя воздушной гавани из-за специальной военной операции.

    – В мае в регионах Черноземья фиксировались беспрецедентные заморозки. Какой ущерб был причинен сельскому хозяйству Липецкой области?

    – Нам пришлось пересеивать 44 000 га озимых, а безвозвратные потери по ягодам и плодам составили почти 60%, но думаю, что на самом деле еще больше. По нашим оценкам, общий объем потерь составил 3 млрд руб. Поэтому мы нуждаемся в помощи федерального центра. Вы слышали, [на совещании с членами правительства 4 июня] президент узнавал, не возникнет ли дефицит яблок. Если мы хотим урожая яблок, нужно помочь.

    – Обращались ли сельхозпредприятия к региональным властям за помощью?

    – Конечно. Если речь вести о предприятиях, которые выращивают пшеницу, то там уже начались выплаты от страховых компаний. Но выплаты – это то, что касается зерна, а у нас еще 30 предприятий, занимающихся плодово-овощной продукцией. К сожалению, инструментарий там не такой [широкий]. Поэтому будем думать, как им помочь.

    – Экспорт сельскохозяйственной продукции из Липецкой области за последние пять лет вырос более чем в пять раз. Пришлось ли аграриям переориентировать экспортные потоки из-за санкций?

    – Не так сильно, скажем так, потому что наши рынки – это страны Азии и Африки. Мы в, что называется, недружественные страны не так много поставляем, в том числе масложировой продукции. Нормально все по логистике, все хорошо.

    – Липецкая область периодически попадает под обстрелы ВСУ, как и другие районы Черноземья. Что предпринимается в регионе для минимизации рисков?

    – Тут есть вещи под грифом «секретно».

    – Безусловно. Но все же?

    – Есть определенные организационные вещи: это предупреждение об опасности, организация процесса реагирования оперативных служб, информирование населения. Мы активно занимаемся всеми этими процессами: как правильно быстро информировать, как доводить информацию. В принципе, все вот эти процессы идут, мы изучаем опыт субъектов, которые чаще подвергаются таким угрозам, у которых есть свои схемы, работаем.

    – Какая экологическая обстановка сложилась в Липецкой области?

    – Экологическая обстановка у нас стабильная: в предыдущие годы были большие вложения в оборудование, которое позволило существенно минимизировать выброс вредных веществ. И сегодня у нас есть загрязнители такие же, как в целом по стране. Программы ликвидации приняты, я надеюсь, в ближайшие годы все запахи уйдут.

    – Крупнейшим инвестпроектом Липецкой области вы называли возобновление производства на Липецком тракторном заводе. Как реализуется ваш план, есть ли предложения от инвесторов?

    – Сейчас заканчивается ремонт первого цеха. Идет выбор оборудования, которое должно там быть установлено для производства. И одновременно мы смотрим, кому еще интересны [производственные территории]. Площадка тракторного завода присоединена к особой экономической зоне, соответственно, там действуют налоговые льготы. Мы хотим сдавать эти площади в аренду, в выкуп бизнесу, активно ищем сейчас инвесторов.

    – В конце 2023 г. в Липецкой области был сформирован первый кластер машиностроения. Что это дает производителям и какая цель у проекта?

    – Кластер предусматривает правильную логистику и налоговые льготы. Также мы хотим подтянуть научную базу, чтобы стать одними из лидеров в этом направлении. На данный момент более десятка предприятий присоединились [к кластеру], мы активно продолжаем его наращивать.

    – Правительство Липецкой области в 2023 г. приступило к оптимизации автомобильного парка. С какой целью это делается? Планируют ли представители руководства региона пересаживаться на отечественные автомобили по примеру депутатов Госдумы?

    – Цель простая: в моем понимании, нам столько транспорта не нужно, чтобы каждый чиновник возил свое тело. Можно пешком походить. Поэтому мы уже в 2023 г. 244 автомобиля вывели [из эксплуатации]. Что касается отечественных автомобилей, то те машины, которые у нас сегодня есть, далеко не выработали свой ресурс, поэтому продавать одно, а покупать другое нерационально. Как будет заканчиваться ресурс, будем приобретать те автомобили, которые или производятся у нас, или в дружественных странах.

    – Сами вы на чем сейчас ездите?

    – На старом «Мерседесе» с пробегом 500 000 км.

    – Оптимизация парка – это еще и вклад в экологию.

    – Безусловно, потому что мы видим, как развивается электротранспорт и новые маршруты. Мы субсидировали закупку таксистами электромобилей, мы рассчитываем на новые модели и на все большее и большее проникновение электромобилей в нашу жизнь.

    – В Липецкой области в 2023 г. было запущено производство электрокара Evolute i-Sky. Сколько автомобилей уже произведено, есть ли на них спрос? Как в регионе обстоят дела с зарядками для электромобилей? Вы согласны с тем, что за электротранспортом будущее?

    – По нашим данным, есть спрос на порядка 2000 машин, спрос есть и в таксопарках в том числе, для них разработаны программы субсидирования от Минпромторга. Коллеги изучают постановку на производство еще пяти моделей, поэтому мы позитивно оцениваем перспективы этого предприятия.

    – А как обстоят в регионе дела с зарядками для электромобилей?

    – Прекрасно. Не так давно вместе со Сбербанком мы купили 12 электрозаправок и дальше готовы по мере необходимости устанавливать новые.

    – То есть будущее у нас за электротранспортом?

    – Как и во всем мире.

    – Аэропорт Липецка закрыт с начала специальной военной операции. Как простой сказывается на состоянии аэропортовой инфраструктуры и сотрудниках?

    Кто такой Игорь Артамонов?

    Родился в 1967 г. в г. Буденновске Ставропольского края.
    В 1990 г. окончил Московский институт народного хозяйства им Г. В. Плеханова (сейчас Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова) по специальности «планирование народного хозяйства», в 1999 г. – Академию народного хозяйства при правительстве РФ (сейчас Президентская академия, РАНХиГС) по специальности «современный руководитель коммерческого банка». Участник второго набора программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления, так называемой «Школы губернаторов».
    С 1992 г. работал в Сбербанке. Был начальником отдела кредитования и экономической работы Буденновского отделения банка. В 1994–1996 гг. – замуправляющего, в 1996–2000 гг. – управляющий Буденновским отделением.
    В 2000 г. стал директором управления по организации работы с клиентами Ставропольского банка Сбербанка России. В 2001 г. возглавил управление кредитования Северо-Кавказского банка Сбербанка России.
    В 2003–2004 гг. работал во временной администрации по управлению Дальневосточным банком Сбербанка.
    В марте 2004 г. был назначен заместителем председателя правления Северо-Кавказского Сбербанка.
    В 2007–2011 гг. возглавлял Западно-Сибирский банк Сбербанка.
    В июне 2011 г. занял должность зампредседателя правления Сбербанка. В 2013 г. дослужился до должности вице-президента Сбербанка – председатель Среднерусского банка.
    2 октября 2018 г. был назначен врио главы администрации Липецкой области. Сменил на этом посту Олега Королева, досрочно сложившего полномочия.
    8 сентября 2019 г. Артамонов победил на выборах, набрав 67,28% голосов, баллотировался от «Единой России».

    – Во всем плохом есть хорошее. Простой позволяет нам начать ремонт, я недавно там был, капитально реконструируется здание. Мы рассчитываем, что, когда аэропорт откроется (а у нас большая программа по субсидированию рейсов), увеличится пропускная способность. И людям, которые вылетают из аэропорта Липецка, должно быть комфортно, потому что старый аэропорт уже не выдерживал критики. Поэтому идет реконструкция аэропорта, надеемся, что в ближайшее время он откроется.

    – По итогам 2023 г. Липецкая область вошла в топ-10 регионов по уровню исполнения нацпроектов. В регионе нет проблемных объектов?

    – Вы знаете, самые большие проблемы всегда с проектной документацией. Я думаю, Липецкая область здесь не исключение, потому что, когда ты заходишь в проект, ты видишь одно, а когда начинаешь строить, ты видишь другое. И это очень большие проблемы, связанные с изменениями по ходу стройки и, соответственно, с удорожанием. Сегодня мы воюем с подрядчиками по ряду объектов, каждый день обсуждаем, поэтому, конечно, у нас есть проблемные объекты. Но нам пока удается не растягивать и завершать то, что мы начали. Я надеюсь, так и дальше будет.

    – В этом году завершается ваш первый губернаторский срок в Липецкой области. Что было для вас самым сложным за последние пять лет?

    – У меня был большой опыт в менеджменте, но оказалось, что политическая жизнь отличается от деловой. Поэтому, наверное, адаптация к политическому руководству проходила сложно. Все остальное – экономические проблемы, инфраструктура, строительство и т. д. – укладывается в обычные деловые рамки. Да, нелегко добиваться финансирования, строить дороги, школы, детские сады. Наша команда сильно преобразилась, омолодилась и сегодня представляет собой единый организм.

    – На второй срок будете баллотироваться от «Единой России»?

    – Думаю, что да.