Многие регионы не планируют сокращать ТИКи из-за муниципальной реформы
Как минимум в 22 субъектах Федерации соответствующая поправка может оказаться невостребованной
Поправка в избирательное законодательство о возможности ликвидации территориальных избирательных комиссий (ТИК) в связи с муниципальной реформой может оказаться невостребованной как минимум в 22 субъектах Федерации, сообщили «Ведомостям» представители региональных избиркомов. Досрочное прекращение полномочий ТИКов будет возможно по решению регионального избиркома по согласованию с Центризбиркомом (ЦИК).
В частности, сокращение количества ТИКов не планируется в Амурской (29 ТИКов), Архангельской (31), Брянской (33), Вологодской (28) областях, Еврейской автономной области (6), Забайкальском крае (38), Ивановской (31), Иркутской (45), Калининградской (24), Костромской (30), Курганской (27), Липецкой (24), Оренбургской (47), Пензенской (33), Псковской (26), Самарской (47), Саратовской (47), Тверской (45), Тамбовской (32), Магаданской (10), Нижегородской (61), Новгородской (22) областях.
В Новгородской области полномочия ни одного из ТИКов «не прекращены и не будут прекращены, в том числе досрочно, в связи с указанными преобразованиями муниципалитетов», сказала «Ведомости. Страна» председатель региональной избирательной комиссии Татьяна Лебедева. В Псковской области также нет необходимости в их оптимизации, сказал «Ведомости. Страна» председатель избиркома субъекта Игорь Сопов. Все члены ТИКов, по его словам, профессионально и в полном объеме выполняют свои обязанности. В Архангельской области с 2020 г. происходит процесс объединения поселений и районов: сейчас только в трех муниципальных районах есть поселения, остальные 16 преобразованы в муниципальные округа, сообщил зампредседателя избиркома региона Илья Дуберман. На уровне поселений ТИКи не создавались, добавил он. При этом упомянутую инициативу в связи с муниципальной реформой Дуберман считает целесообразной. В Красноярском крае (там 71 ТИК) и Тверской области также не отмечают факторов, которые могли бы негативно отразиться на работе избирательной системы, сообщили представители пресс-службы избиркомов.
В Магаданской области в 2015 г. была проведена реформа местного самоуправления (МСУ), в ходе которой были ликвидированы муниципалитеты поселенческого уровня. «Полагаем, что проведение реформы МСУ не затронет вопросы оптимизации ТИКов, поскольку последние действуют на уровне районов, городских и муниципальных округов», – сказал председатель избиркома Николай Жуков. В Калининградской области переход на одноуровневую систему проходил с 2013 по 2018 г., тогда были упразднены городские и сельские поселения, напомнила исполняющая обязанности председателя комиссии избиркома региона Ярослава Орлова. Этот процесс не сопровождался досрочным прекращением полномочий ТИКов или изменением их количества, уточнила она. В Курганской области муниципальная реформа длилась с 2018 по 2022 г. – тогда 465 муниципальных образований были трансформированы в 24 муниципальных округа, сказал «Ведомостям» глава регионального избиркома Роман Скиндерев. После реформы трудностей при проведении выборов в органы МСУ не возникло, подчеркнул он. Для Тамбовской области также не актуальны предстоящие изменения, сообщил представитель избиркома субъекта.
Как менялось количество муниципалитетов в России
C января 2022 г. общее количество муниципальных образований сократилось на 17,1% – с 20 846 до 17 275, муниципальных районов – на 16,4%, с 1531 до 1280, городских поселений – на 16,7%, с 1298 до 1084, сельских поселений – на 13%, с 15 549 до 13 524, писали «Ведомости» 4 марта со ссылкой на статистику, которую предоставил комитет Госдумы по госстроительству. Количество же муниципальных округов за это время выросло в 3 раза – со 193 до 536.
Поправки о досрочном прекращении полномочий ТИКов 13 февраля внесла группа сенаторов и депутатов. Упразднение территориальных избиркомов допускается при изменении административно-территориального устройства соответствующего субъекта. Эта норма актуальна в связи с новым законом об МСУ, который 5 марта был принят в окончательном, третьем чтении в Госдуме. Сейчас в России всего 2899 ТИКов, но с 1 января 2024 г. их количество сократилось лишь на восемь – тогда ихбыло 2907, писали «Ведомости» 5 марта. Это произошло из-за объединения муниципальных образований и коснулось трех субъектов: в Московской области количество ТИКов сократилось на четыре, в Чувашии – на три, во Владимирской области – на одну, сообщил тогда представитель ЦИК.
В ЦИК напомнили, что территориальные комиссии, как правило, формируются исходя из привязки к административно-территориальному делению субъектов, которые соотносятся с муниципальным устройством региона. Обычно на один муниципалитет приходится одна комиссия, но в случае большого количества избирателей может формироваться несколько ТИКов. Поэтому упразднение или преобразование муниципалитетов может повлечь за собой «объективную необходимость» в досрочном прекращении полномочий ТИКов, подчеркнули в ЦИК.
Уже 20 регионов перешли полностью на одноуровневую модель, писали «Ведомости» 4 марта со ссылкой на данные комитета Госдумы по госстроительству. Это ДНР, ЛНР, Удмуртия, Чувашия, Пермский и Ставропольский края, Запорожская, Калининградская, Курганская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская и Херсонская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. К этой же категории в комитете отнесли города федерального значения, где, впрочем, действует своя система МСУ, – Москву, Санкт-Петербург и Севастополь.
Как говорил юрист Олег Захаров, норма о досрочном прекращении полномочий ТИКов нужна, чтобы можно было спокойно упразднять, например, районную ТИК, когда район сливают с городом в единый городской округ. По его словам, это прописано не во всех региональных законах или прописано криво, поэтому сделали общую федеральную норму, чтобы не было пробела в ситуации, когда на территории одного МСУ работают две ТИК. Или в случае если происходит перенарезка территории МСУ и можно было бы старые ТИКи упразднить, а новые – создать, уточнил Захаров.