Дети в деле: зачем бизнесу поддерживать семьи
Это поможет компаниям удерживать сотрудников, а от государства будут льготыКадровый голод – ключевая тенденция на российском рынке труда в последние годы. Дефицит высококвалифицированных кадров в России составляет около 1,5 млн человек, заявил в декабре 2024 г. вице-премьер Александр Новак, сославшись на данные Минтруда. Сложившаяся ситуация связана с низкой рождаемостью в переломные для России 1990-е гг. Согласно исследованию, проведенному на основе данных Росстата аналитической службой аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, количество работающих россиян в возрасте до 35 лет к концу 2022 г. сократилось на 1,3 млн и составило 21,5 млн человек (29,8% всех занятых).
О том, что доля населения в трудоспособном возрасте начнет сокращаться, демографы предупреждали давно, говорит директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. В 2006 г. эта доля составляла 63% от общей численности населения, а к 2019 г. она уменьшилась до 55%. По словам эксперта, в 2024–2030 гг. численность населения в приоритетной для работодателей возрастной группе – от 30 до 39 лет – будет ежегодно сокращаться практически на 1 млн человек.
«Реакция рынка на дефицит кадров – торможение роста компаний и рост издержек», – констатирует Овчарова. Поэтому бизнес в первую очередь заинтересован в том, чтобы колебания от демографических волн были минимальными.
Актуальная ситуация на рынке труда заставляет работодателей развивать различные проекты по поддержке сотрудников и их семей, повышая таким образом лояльность персонала, улучшая взаимоотношения в коллективе и HR-бренд, отмечает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Завьялов. По его наблюдениям, в условиях дефицита персонала имидж социально ответственной компании помогает бизнесу привлекать лучших соискателей и удерживать наиболее ценных сотрудников.
При этом социальные инициативы давно вышли за рамки оплаты медицинской страховки или абонемента в фитнес-центр, обращает внимание эксперт. Многие компании ориентируют свои программы на поддержку семей сотрудников, поскольку это способствует формированию более прочных связей работника с компанией и ее ценностями, а следовательно, положительно сказывается на уровне лояльности и удовлетворенности условиями труда, заключает Завьялов.
Овчарова также отмечает, что компании массово переходят к практикам закрепления сотрудников в корпорациях, поэтому наряду с государством им становится выгодно заниматься созданием комфортной среды для рождения и воспитания детей.
По ее наблюдениям, рынок труда реагирует на дефицит кадров адаптацией режима работы к личным обстоятельствам работников. Среди ключевых мер корпоративной поддержки семейных работников Овчарова выделяет материальную помощь, гибкий график работы и отпусков, обеспечение возможности удаленной работы, организацию досуга и летнего отдыха для детей и семей сотрудников, содействие в получении мест в детских садах, жилищные программы, дополнительное медицинское страхование, обучение и повышение квалификации после перерыва в связи с рождением ребенка и уходом за ним.
Необходимо более активное участие бизнеса, работодателей в решении проблем демографической повестки, отметил 20 декабря президент Владимир Путин на итоговом заседании Госсовета, которое было посвящено подведению итогов Года семьи и вопросам поддержки семей в целом. Сегодня единовременные выплаты корпоративного семейного капитала освобождаются от НДФЛ и страховых взносов, но лишь в размере до 50 000 руб. Путин предложил увеличить эту сумму до 1 млн, в том числе если эти средства выплачиваются в виде материальной помощи, а также при начислении налога на прибыль относить такие расходы компаний к экономически обоснованным.
«Ведомости. Страна» изучила корпоративные практики поддержки семей.
Дети на миллион
Кемеровское АО «Азот» разрабатывает целую экосистему социального благополучия, рассказывает генеральный директор завода Андрей Вишневский. «Это не просто социальный пакет, а серьезные меры, которые могут повлиять на демографическую ситуацию в регионе присутствия предприятия. Целью является поддержка сотрудника на всех этапах его жизни – от поступления на работу до ухода на пенсию».
1 июня 2024 г. на предприятии начала действовать программа «Наши дети», в рамках которой любой сотрудник, непрерывно проработавший в компании от трех лет, получает 1 млн руб. при рождении каждого ребенка. Выплаты получили уже 36 семей работников «Азота». Главное направление расходования этих средств – улучшение жилищных условий, говорит Вишневский. «Предварительный расчет показывает, что в год на эту программу будет направляться до 170 млн руб. Таким образом, косвенно предприятие поддерживает и ипотечный рынок», – добавляет генеральный директор.
Жилищная программа предприятия также предусматривает предоставление работникам до 1 млн руб. на первоначальный взнос при покупке жилья и компенсацию 50% ипотечной ставки. В компании есть и другие социальные инициативы: рассрочка по первоначальному взносу по ипотеке, ремонт жилья, чекап (комплексное обследование) здоровья работников и их детей, медицинское сопровождение (включая маммологию для женщин), отдых сотрудников и членов их семей в оздоровительном комплексе «Танай» в Кузбассе и в черноморской здравнице «Кабардинка». По данным компании, ее бюджет на социальные проекты составляет 1,3 млрд руб. в год и формируется из накопленной прибыли. В пересчете на каждого из сотрудников предприятия это 230 000 руб.
«Демографическая ситуация ставит перед нами главный вопрос: кто завтра будет работать на производстве? Именно поэтому нам так важно закрепить уже имеющихся работников, а также постоянно привлекать новые квалифицированные кадры. Инвестиции в людей – это про будущее», – заключает Вишневский.
«Поднимаем статус многодетных»
До 2022 г. ГК «Дело» придерживалась консервативной социальной политики: ДМС для сотрудников и возможность обучения для повышения квалификации, социальные проекты в регионах присутствия, перечисляет председатель совета директоров транспортно-логистического холдинга Сергей Шишкарев.
Приоритизировать именно работников с детьми в компании решили, когда по инициативе полномочного представителя президента в ЦФО Игоря Щеголева был учрежден Институт демографической политики им. Д. И. Менделеева. Шишкарев стал заместителем председателя попечительского совета этой организации и предложил к демографическим стимулам государства добавить корпоративную поддержку, а также вызвался первым провести этот эксперимент. «Многодетная семья должна быть в России доминирующей моделью. Мне, как отцу пятерых детей, эти идеи очень близки», – говорит он.
Специалисты ГК «Дело» совместно с экспертами института сформировали основу корпоративной демографической программы. Сначала ее внедряли в одном из субхолдингов, а с января 2023 г. уже по всей группе компаний. Сегодня она доступна всем 11 000 работников «Дела», говорит собеседник «Ведомости. Страны».
Компания компенсирует оплату детского сада, ДМС для детей, путевки в детские лагеря. Дает возможность работать по гибкому графику, получать выплаты при рождении ребенка и другие стимулы. Программа имеет прогрессивный характер: число и размер льгот возрастают с каждым новым ребенком в семье. Для многодетных семей она «переходит в режим максимальной мощности», например включает единовременную выплату в размере 1 млн руб. за рождение третьего и последующих детей в семье сотрудника. Вторая характерная черта программы – это расстановка приоритетов в зависимости от количества детей у сотрудника. Чем больше детей, тем выше приоритет при распределении льгот. Например, льготные путевки первыми получат многодетные работники с четырьмя детьми, потом – с тремя, потом – с двумя.
«Мы хотим, чтобы рождение ребенка ассоциировалось у людей с качественной и стабильной жизнью», – говорит Шишкарев. Во многом поэтому большая часть мер носит материальный характер. При этом, по его мнению, программа не просто улучшает качество жизни семей с детьми, но и поднимает их статус. «Я лично регулярно встречаюсь в неформальной обстановке с нашими многодетными сотрудниками, которых мы привозим в Москву вместе с семьями, организуем им культурную программу. Это не менее важная история, чем материальная поддержка», – рассуждает топ-менеджер.
«Очевидно, что это игра вдолгую, – отмечает Шишкарев, – но первые результаты внушают осторожный оптимизм». За 2,5 года, что работает программа, ни один многодетный работник «не ушел искать счастья в другую компанию», радуется он. Кроме того, 90% сотрудниц после выхода из декрета возвращаются на работу.
По собственным данным ГК, всего в семьях ее сотрудников с середины 2022 г. родилось более 440 детей, а выплаты за рождение третьего и последующих детей составили 58 млн руб. Недавно холдинг провел исследование при методической поддержке ВЦИОМа и выяснил, что в каждой третьей многодетной семье сотрудников на появление очередного ребенка повлияла именно материальная помощь работодателя. А для 40% сотрудников фертильного возраста возможность получения выплаты в размере 1 млн руб. потенциально является стимулом для расширения семьи. Более того, наличие поддержки работодателя подталкивает к рождению детей и тех, у кого их еще нет. «Мы своей демографической программой придаем сотрудникам уверенности, они быстрее делают шаг к родительству, меньше сомневаются, перестают откладывать на потом», – заключает Шишкарев.
Город семей
По словам основателя группы компаний «Аскона лайф групп» Владимира Седова, еще 10 лет назад на стратегической сессии, которая была посвящена развитию бизнеса, в компании определили, что основные риски для нее лежат «в плоскости персонала». «Уже тогда было видно, что средний коэффициент рождаемости снижается и эта боль с нами не на год-два, а на 10–20 лет», – говорит Седов.
В компании решили искать кадры не только на локальном, но и на федеральном рынке труда. Тогда предприниматель задумался о том, как сделать Владимирскую область, в которой находится производство и центральный офис компании, более привлекательной для жизни, чтобы профессионалы из других регионов могли рассматривать ее для переезда. Так возникла идея строительства города Доброграда. Седов вложил в него более 16 млрд руб. собственных средств, а в 2022 г. этот проект получил инфраструктурный бюджетный кредит на строительство муниципальной школы, детского сада, дорог и очистных сооружений.
«У каждого человека есть три крепости: семья, город и страна», – констатирует Седов. По его словам, Доброград сразу позиционировался как семейноцентричный город, который ориентируется не на отдельных жителей, а решает задачи для всех членов семьи. Поэтому много внимания в проекте уделили образованию детей. Первая школа в городе была частная, для нее разработали собственную образовательную программу, которая, по словам предпринимателя, позволяет ученикам обходиться без дополнительных занятий с репетиторами и домашних заданий: все необходимые знания и навыки дети могут получить в школе. По этой же программе можно учиться во второй в городе – муниципальной школе, построенной в партнерстве с государством. По словам Седова, для него важно, чтобы Доброград был городом не только для богатых.
В 2020 г. на территории, находящейся в 5 км от жилой застройки, была создана особая экономическая зона (ОЭЗ) «Доброград-1». На сегодняшний день среди резидентов ОЭЗ восемь производителей. По наблюдениям Седова, эта мера существенно повлияла на рост спроса на недвижимость в Доброграде. Сейчас в городе живет 5500 семей, отмечает он.
Еще одна крупная социальная инвестиция Седова – строительство Первого клинического медицинского центра (ПКМЦ) в Коврове. Идея у предпринимателя возникла после того, как из-за неправильно поставленного диагноза умерла молодая сотрудница «Асконы». ПКМЦ открылся в 2015 г. Около 60% услуг в нем можно получить по полису ОМС – их оплачивает территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области, писал РБК.
«Если семья будет жить в комфорте, в предсказуемости своей парадигмы жизни, ничто не будет тормозить ее в рождении следующего и следующего [ребенка]», – уверен Седов. По его мнению, взрослый бизнес должен задумываться о долгосрочной стратегии развития. «Инвестиции в людей – это инвестиции в себя. Поскольку люди – это убывающий ресурс бизнеса». Бизнес и государство должны синхронизировать свои подходы в решении проблемы демографии, заключает предприниматель.