Как влияет рост ключевой ставки на реализацию проектов ГЧП в регионах

    Часть объектов в рамках государственно-частного партнерства замораживается для запуска в будущем
    Андрей Гордеев / Ведомости
    Андрей Гордеев / Ведомости

    Некоторые регионы в условиях высокой ключевой ставки замораживают проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Как рассказал «Ведомости. Страна» на Транспортной неделе в Москве первый вице-президент АО «Газпромбанк» Алексей Чичканов, сейчас многие предложения прорабатываются на будущее, когда экономическая ситуация изменится. При этом есть проекты, которые уже в работе.

    Чичканов на вопрос «Ведомости. Страна», как при дальнейшем потенциальном росте ключевой ставки будет возможно развитие ГЧП в регионах, заявил, что это, безусловно, тормозящий фактор, но в качестве противовеса отметил в принципе долгую инерцию, присущую таким проектам.

    «1,5–2 года – это нормальный срок, чтобы продвинуться от идеи и переговорного процесса по упаковке проекта со всеми сторонами до выбора наилучшего сценария для проекта и подписания соглашения», – рассказал он. – Поэтому, когда регионы задают нам вопрос, как мы планируем организовать финансирование при ключевой ставке в 21%, мы не лукавим и не говорим, что это просто сделать и проект окупаем даже при такой ставке. Но мы исходим из того, что в прогнозе Центробанка через 1,5–2 года ставка будет другой». Кроме того, по словам Чичканова, в России есть институты развития, которые позволяют текущую ставку в определенных периодах реализации проекта снижать. Например, на начальном этапе, или хеджировать риск ее увеличения в последующем. «Есть и другие инструменты финансового моделирования», – добавил Чичканов.

    Как менялась ключевая ставка

    Ключевая ставка в 2020 г. упала до исторического минимума – 4,25%. В марте 2021 г. начался постепенный рост, и к 21 февраля 2022 г. показатель составлял 9,5%, а 3 марта был зафиксирован на том момент исторический максимум – 20%. На пике показатель продержался недолго и уже в апреле 2022 г. упал до 17%, а в сентябре – до 7,5%. Центробанк повысил показатель до 8,5% в июне 2023 г., а в конце августа – до 12%. С конца декабря 2023 г. и до февраля 2024 г. он держался на уровне 16%. 26 июля ЦБ принял решение повысить ключевую ставку на 200 б. п. до 18% годовых. Затем 13 сентября – до 19% годовых, а 25 октября исторический максимум снова был побит – ставка сейчас составляет 21% годовых.

    Механизмы подготовки проектов следует применять заранее, даже если текущая их окупаемость сомнительна. Чичканов подчеркнул, что нужно быть готовыми к реализации, как только изменится экономическая конъюнктура, чтобы не терять время на согласования и подготовку. Он напомнил слова министра транспорта о необходимости заранее прорабатывать проекты, чтобы избежать ситуаций, когда есть финансирование, но нет готовых решений. Такой подход обеспечивает продвинутую стадию подготовки инфраструктурных проектов для оперативного старта.

    Первый вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер сообщил, что банк ведет проработку проектов ГЧП в регионах на сумму свыше 4 трлн руб. Несмотря на высокую ключевую ставку, Омская область продолжает работать над проектом «Северный обход Омска» стоимостью 63,2 млрд руб. Планируется строительство магистрали протяженностью 62,6 км с многочисленными развязками и мостами, соединяющей федеральные трассы Р-402 и Р-254 в рамках программы развития транспортной системы региона.

    «Общая стоимость проектов банка в сфере транспорта превышает 700 млрд руб. А совокупный денежный объем ГЧП-проектов с участием нашего финансового института и инфраструктурного холдинга ООО «ГПБ-ИХ», включая инвестиционные инициативы в стадии проработки, составляет 4,2 трлн руб.», – рассказал он.

    Как уточнил «Ведомости. Страна» представитель Газпромбанка, доля АО и «ГПБ – Инфраструктурного холдинга» (дочка банка) на рынке автодорожных концессий – 60%. «34% всех проектов, прошедших стадию коммерческого закрытия в РФ, – это наши проекты (банка и холдинга)», – отметил представитель.

    Проекты ГЧП, поддерживаемые Газпромбанком, реализуются более чем в 30 регионах России. Ключевые из них – западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, онкологические центры в Подмосковье, аэропорт в Самарканде, арктический центр в Якутии, автодороги и трамвайные сети в Московской области. Также ведется работа над созданием системы обращения с отходами в Тюменской области, кампуса на Сахалине и других инфраструктурных объектов, включая мосты и обходные автодороги в регионах.

    На Восточном экономическом форуме – 2024 первый замминистра экономического развития Илья Торосов сообщил, что в 2024 г. инвестиции в проекты ГЧП составят 2 трлн руб. В 2023 г. объем законтрактованных инвестиций достиг рекорда в 937 млрд руб. Ежегодно планируется заключать до 250 соглашений и сохранять объем инвестиций на уровне 500–700 млрд руб.

    «Ведомости. Промышленность» писали со ссылкой на данные Минэкономразвития, что всего на 1 сентября 2024 г. в России насчитывалось почти 4300 концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (в том числе 796 завершенных) на сумму почти 6,8 трлн руб., из которых частные инвестиции составляют более 5,2 трлн руб.

    К концу 2023 г. в России действовали 3427 соглашений о реализации ГЧП-проектов на сумму 4,8 трлн руб., из которых 3,3 трлн руб. составляют частные инвестиции. Об этом говорилось в аналитическом дайджесте АИИК за прошлый год. Более половины проектов связаны с ЖКХ и энергоснабжением, 14% – с социальной сферой. Наибольший объем инвестиций зафиксирован в транспортной сфере (117 соглашений на 2,4 трлн руб.). 85% проектов ГЧП реализуется на муниципальном уровне – 2907 соглашений на сумму 1,3 трлн руб. На региональном уровне действует 493 соглашения на 2,6 трлн руб., а на федеральном – 27 проектов на 900 млрд руб. Приволжский и Дальневосточный федеральные округа лидируют по количеству проектов – 782 и 769 соответственно. Самый высокий объем инвестиций – 1 трлн руб. – законтрактован в Приволжском федеральном округе.