«Это была моя инвестиция». Как топ-волейболист превратился в успешного фермера
Призер Олимпиады Павел Абрамов создал компанию с выручкой 150 млн рублей в годПавел Абрамов был одним из тех, кто помогал волейбольной сборной возвращать лидерство на международной арене, утраченное после распада СССР. Призер Олимпиады-2004, чемпионата мира (2002), Европы (2001, 2003, 2005, 2007) и других крупных соревнований был лидером на площадке, часто забирая титул самого полезного игрока турнира.
Клубная карьера Абрамова тоже сложилась успешно. В начале нулевых многие игроки пробовали себя в зарубежных командах, но не все становились звездами. У Абрамова получилось.
В 2002 г. на победной для России Мировой лиге волейболист был признан лучшим нападающим турнира. На Абрамова обратили внимание итальянские и японские клубы. Он принял предложение «Торэй Эрроуз» из Мисимы. В Россию вернулся в 2005 г. с медалями Кубка и чемпионата Японии, но ненадолго. Спустя четыре года Абрамов на сезон уехал в польский «Ястшембский Венгель», где стал вторым в чемпионате, выиграл Кубок страны и был признан самым ценным игроком турнира. В 2010 г. он окончательно вернулся домой и параллельно с игрой в «Искре», «Урале» и «Губернии» (в этих клубах прошли последние годы карьеры Абрамова) начал осваивать сельскохозяйственный бизнес.
Энтузиаст-самоучка
«Тогда моя бывшая супруга увлеклась домашним хлебопечением, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Абрамов. – Одновременно мы влились в тему здорового питания и узнали, что такое органические продукты. У меня в собственности был участок в 20 га на севере Тульской области и имелось желание попробовать себя в бизнесе. Все эти факторы привели к тому, что в 2012 г. родилась органическая ферма «Черный хлеб».
По словам Абрамова, на начальном этапе он вложил в проект десятки миллионов рублей – из собственных накоплений. «Это была моя инвестиция, – продолжает он. – Грамотная ли, сказать сложно. Но чем я себя точно обеспечил, так это большим количеством работы по окончании спортивной карьеры. Сейчас мы уже не маленькая компания с выручкой, к примеру, 500 000 – 1 млн руб. в месяц. Мы представители малого бизнеса с выручкой 150 млн руб. в год и с 50 сотрудниками».
Объясняя выбор названия, Абрамов говорит, что сначала компания специализировалась на производстве цельнозерновой муки, из которой получается хлеб черного цвета. «Так в названии и появилось слово «черный», – добавляет он. – А хлеб... Мы сельхозпроизводители – вот поэтому. Кстати, иногда я встречаю публикации, где написано, что я не люблю белый хлеб. Это не так. Особенно люблю пшеничный или из полбяной муки».
За 11 лет существования компании Абрамов научился выращивать хлеб, молоть муку, дробить крупу и договариваться с крупнейшими ритейлерами о поставках самостоятельно. Обошелся такой опыт недешево: на разных этапах развития компании ему приходилось замещать директора по продажам и агронома, работать помощником мельника, латать кассовые дыры и даже воевать с пьяными механизаторами.
«Я энтузиаст-самоучка, но в идеале нужно сначала окончить Тимирязевскую академию по специальности «агрономия» (обучение на платном бакалавриате стоит около 300 000 руб. в год. – «Ведомости. Спорт»), потом еще какой-нибудь институт по мукомольно-крупяной промышленности и при этом желательно параллельно получать какое-то базовое бизнес-образование, чтобы иметь представление об элементарных вещах. Такое образование я сейчас получаю», – рассказывает Абрамов.
Дорогая органика
Зерно Абрамов выращивает в благоприятной экологической зоне. Площадь его угодий – около 1000 га. Это заброшенные совхозные поля, земля там чистая и отдохнувшая от агрохимии. В хозяйстве Абрамова выращивают порядка 12 видов зерновых культур: пшеницу, полбу, рожь, овес, ячмень, спельту и др.
«Если коротко описать наш бизнес, то мы занимаемся производством очень ценной и очень дорогой муки и крупы, – поясняет Абрамов. – Если говорить сложнее – работаем над созданием органического зерна. Слово «органический» в нашем контексте означает, что ферма сертифицирована по трем органическим стандартам – российскому, европейскому и американскому. На этапе выращивания зерна мы не применяем ядохимикатов и минеральных удобрений, а на этапе производства муки – химических отбеливателей или улучшителей муки».
Продукция фермы Абрамова недешевая. К примеру, 1 кг цельнозерновой пшеничной биомуки стоит от 200 руб., обычная – 126 руб. за 2 кг.
«Себестоимость органической продукции выше по двум причинам, – объясняет Абрамов. – Первая – потому что урожайность у нас значительно ниже, чем у производителей обычной пшеницы или обычной гречихи. А вторая причина – потому что мы малое предприятие и разные издержки у нас гораздо выше, чем у крупных».
Реализует продукцию команда Абрамова разными способами. Один из них – продажи через официальный сайт компании. Напрямую от фермы товары можно получить, сделав заказ на сумму от 5000 руб. Также «Черный хлеб» представлен на маркетплейсах (Wildberries и Ozon) и в крупных торговых сетях. «Наши товары есть в «Азбуке вкуса», «Ашане», «Гиперглобусе», в некоторых региональных торговых сетях и в огромном количестве магазинов здорового питания по всей стране, – говорит Абрамов. – Кроме того, мы поставляем продукцию в пекарни, рестораны и на производство детского питания».
Дополнительно предприятие стремится зарабатывать на экотуризме. Любой желающий может приехать на ферму и, заплатив за экскурсию, увидеть, как выращивают органическое зерно и делают муку и крупу.
Рост вопреки
Рынок органической продукции в России молод. Количество сертифицированных производителей органических зерновых для внутреннего рынка не превышает десятка. В 2017 г. в интервью Inc. Абрамов опасался, что в случае серьезного кризиса нишевой продукт начнет терять покупателей.
«Но, например, пандемия нам даже помогла, потому что во время ее было несколько витков ажиотажного спроса, – отмечает экс-волейболист. – Из-за этого выручка была повышенная. Что касается санкций, то, с одной стороны, благодаря им мы заключили крупный контракт внутри страны. С другой – поставки на экспорт крайне усложнились с точки зрения логистики, а еще зарубежные покупатели часто не хотят покупать сырье российского происхождения».
Абрамов подчеркивает, что сейчас наиболее серьезная проблема – снижение реальных доходов населения. «Когда у тебя становится меньше денег в кармане, последнее, о чем ты думаешь, – как начать кушать органический хлеб, – рассуждает предприниматель. – Тем не менее наши продажи растут, но они растут вопреки экономической ситуации в стране, а не благодаря. За счет крупных контрактов и повышения эффективности работы отдела продаж. В этом году мы планируем вырасти на 2%».
Оставаться на плаву и развиваться ферме Абрамова помогают в том числе госструктуры: администрации Тульской области и Алексинского района. Они оказывают помощь предприятию по программе поддержки малого бизнеса (льготные микрозаймы, софинансирование и др.).
«Это из хорошего. Из плохого хочу сказать следующее: есть такой орган – Россельхознадзор, в его филиале по Московской и Тульской областям все построено на лжи, – возмущается Абрамов. – Там занимаются вредительством, мешая нам работать. Примеров было много, из-за них мы терпим убытки. И я, честно, не понимаю, ради чего они это делают».
Мечты сбываются
После завершения карьеры в 2014 г. Абрамов не только сменил сферу деятельности, но и осуществил свою давнюю мечту – научился кататься на коньках. «А еще клюшку держать, бросать – короче, я сносно могу кататься с шайбой, – рассказывает он. – А волейбол... Даже не помню, когда последний раз выходил на площадку. Не тянет. Наверное, наигрался».
За состоянием дел в родном виде спорта Абрамов практически не следит из-за занятости. Но считает, что в текущей ситуации волейбол скорее жив. «Я сужу по большому количеству платных секций, в том числе по пляжному волейболу, – рассуждает Абрамов. – Раз они есть, значит, востребованы. В то же время наша сборная не участвует в крупных международных соревнованиях, а дружественных стран, где развит волейбол, у нас не так много, к сожалению. Еще далеко не все сильные легионеры могут приехать в Россию. Эти факторы препятствуют развитию профессионального спорта».
Идею вернуться в спорт в качестве спонсора волейбольной команды Абрамов назвал «отличной, но преждевременной». «Чтобы спонсировать любую команду, нужно выйти из размера малого бизнеса хотя бы в средний, а может быть, и в крупный бизнес, – объясняет он. – Более того, мои личные доходы от фермы пока не превышают волейбольные – в пиковые этапы карьеры получал до 2 млн руб. в месяц, – но я над этим работаю».