В теннисе выработали новые правила для сокращения числа поздних матчей
В сезоне-2024 они будут действовать в экспериментальном порядкеАссоциация теннисистов-профессионалов (ATP) и Женская теннисная ассоциация (WTA) выпустили совместный пресс-релиз, в котором обозначили основные задачи на ближайшее будущее. Например, организации выступают за сокращение числа поздних матчей. В связи с чем были разработаны новые правила, которые должны учитываться организаторами турниров при составлении расписания. Они вводятся в экспериментальном порядке на сезон.
Теперь на одном корте за день не должно проводиться больше пяти матчей: максимум три игры в дневную сессию (старт в 11 утра по местному времени) и две в вечернюю. Причем вечерняя сессия не должна начинаться позднее 19:30 (рекомендованное начало – в 18:30). После 23:00 по местному времени теннисисты могут выходить на корт только после консультации с руководством ATP/WTA. Еще один пункт правил сформулирован невнятно. В нем говорится, что если игра не началась до 22:30, то она переносится на альтернативный корт. Значит ли это, что теннисисты должны успеть размяться, отыграть полчаса на новом корте, а затем согласовать продолжение встречи – неизвестно.
Уточняется, что в исключительных случаях турнир может запросить отказ на введенные правила на основании культурных традиций, погодных условий или других смягчающих обстоятельств. Разрешение на обход правил могут дать только ATP и WTA, если сочтут аргументы организаторов соревнований убедительными.
Особенно громко о проблеме с поздними матчами летом 2023-го высказалась теннисистка из Казахстана, третий номер мирового рейтинга Елена Рыбакина. На турнире в Монреале она завершила встречу с россиянкой Дарьей Касаткиной в три часа ночи, после чего обрушилась на WTA с критикой. Рыбакина написала в соцсетях, что «иногда теннисисты вынужденно чувствуют себя рабами без права голоса». Спортсменка добавила, что если «WTA продолжит в том же духе, то будущее одной из самых популярных игр мира выглядит туманным».
Другие игроки тоже жаловались на поздние встречи, после которых с учетом обязательных послематчевых мероприятий на сон и восстановление остается, мягко говоря, мало времени. Большой резонанс вызвал случай с итальянцем Янником Синнером, который в ноябре 2023-го завершил встречу на престижном «Мастерсе» в Париже ближе к трем ночи, а уже через 14 часов должен был снова выходить на корт. В итоге Синнер не захотел рисковать здоровьем перед Итоговым турниром и снялся, что спровоцировало очередную жаркую дискуссию по поводу условий труда.
«Случаи с Синнером и Рыбакиной показательны, но мы с тех же успехом можем услышать голоса теннисистов, которые скажут, что они «совы». И им удобно играть поздно вечером, – сказал «Ведомости. Спорту» теннисный агент Дмитрий Назаров. – Нововведения звучат хорошо, но на практике они однозначно будут полезны не всем. Тут примерно такая же история, как с перетягиванием небольшого в размерах одеяла: на лицо натянешь – ноги оголятся, на ноги – лицо».
Назаров добавил, что короткие промежутки между играми в большей степени проблема чересчур насыщенного расписания. «Теннисисты превратились в своего рода курьеров: подарили удовольствие болельщикам в Англии, а через час надо уже быть в Австралии. Лакомые турниры стоят слишком близко друг к другу, что и доказала история с Синнером. ATP и WTA хорошо бы более внимательно посмотреть на календарь».
Еще одна сложность кроется в мячах. Дело в том, что мячи теннисными организациями не унифицированы, поэтому на каждом турнире они разные. По мнению игроков, это приводит к травмам (особенно страдают запястья). Проблему с мячами неоднократно поднимали россиянин Даниил Медведев, американец Тейлор Фриц, швейцарец Стэн Вавринка и другие. В ноябре 2023-го к лагерю возмущенных присоединился испанец Карлос Алькарас. В одном из послематчевых интервью он назвал ситуацию с мячами «сумасшествием» и призвал что-то менять.
В релизе WTA и ATP сказано, что в настоящее время «проводится оценка используемых в турах теннисных мячей». Задача состоит в том, чтобы «обеспечить схожесть мячей на разных турнирах и ужесточить требования к сертификации игровых снарядов». «Мне кажется, это слишком общая формулировка, – подчеркнул Назаров. – Что-то будет обсуждаться и изучаться, а игроки пока продолжат получать травмы. Лично я не вижу сложности в том, чтобы всем договориться и играть одинаковыми мячами».