«У него крутой форхэнд, как у Джоковича». Сафиуллин был топ-юниором, но травма притормозила карьеру
26-летний российский теннисист проводит лучший сезон в карьереУимблдон-2023 порадовал российских болельщиков четвертьфиналами в мужском разряде – до этой стадии ожидаемо дошли не только Даниил Медведев (2-й номер посева) и Андрей Рублев (7-й), но и (внезапно) Роман Сафиуллин. Накануне старта турнира он занимал 94-ю строчку в рейтинге АТР и попал в основную сетку только после отказа Рафаэля Надаля. На травяном «Шлеме» Роман обыграл двух сеяных игроков, а в полуфинал его не пустил сильный итальянец Янник Синнер (8-й номер посева).
На «Ролан Гаррос» Сафиуллин не поехал по досадной оплошности – забыл подать заявку на участие в квалификации, а на US Open вылетел во втором круге. И все равно сезон-2023 россиянин может занести себе в актив – в июле он добрался до высшей позиции в рейтинге (43-й) и заработал $910 000 (половину от призовых за восемь лет в профессионалах). На престижных турнирах АТР 1000 в Мадриде и Риме он прошел до 1/16 финала, а 25 сентября впервые в карьере пробился в финал соревнований АТР-тура – в китайском Чэнду – и сыграет за титул с немцем Александром Зверевым.
Перспективный старт
История Романа началась в подмосковном Подольске, где он жил и тренировался у своего отца Ришата. Там же у Сафиуллина появился спонсор – Сергей Лалакин, бизнесмен с сомнительной репутацией и активной деятельностью в спорте (спортклуб «Витязь»). В 16 лет Роман выиграл пять подряд турниров категории «Фьючерс», в 2014-м победил Андрея Рублева в финале престижного Trofeo Bonfiglio в Милане, а на следующий год взял юниорский Australian Open (АО).
«Я видел его в Подольске, когда ему было 15-16 лет, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Алексей Агеев, экс-тренер и спарринг-партнер Веры Звонаревой. – Мне тогда очень понравилось, как он на форхэнде (ударе справа) включал кисть, как у него мяч при ударе «сидел» на ракетке. В тот момент я подумал, что у него реально крутой форхэнд, как у Джоковича».
Юниорские результаты обещали Роману успешное будущее в профессиональном туре, но сразу после победы на АО Сафиуллин получил травму плеча и выпал из тура практически до пандемии.
Затем случился коронавирус, закрытые границы, отмены – и вот о Романе вспомнили только полтора года назад. Тогда он достойно выступил на командном ATP Cup, где заменял Андрея Рублева, обыграв двух соперников из топ-100. Но позиция Сафиуллина в рейтинге (за первой сотней) не позволяла заявляться в основную сетку турниров АТР – и ему приходилось почти к каждому играть квалификации. Это сказывалось на результатах – его тренер Андрей Кузнецов объяснял, что две-три лишних игры отнимают слишком много сил: «Четыре матча выиграл, к пятому уже начинают силы кончаться».
Именно по этой причине первые крупные турниры Романа – «Мастерсы» в Риме и Мадриде 2023 г. – закончились раньше, чем могли бы (1/16 финала). В остальных случаях он либо вылетал в первых кругах, либо не проходил в основную сетку. А на «Ролан Гаррос» Роман элементарно забыл заявиться в квалификацию, подав заявку только в основу, – чтобы туда попасть, шесть игроков должны были сняться до начала отборочных матчей. Правда, позже теннисист говорил, что из-за травмы, полученной накануне грунтового мэйджора, все равно не смог бы выступить в Париже.
Жизнь около топ-100
Кроме турниров АТР-тура, Сафиуллин в последние годы активно играл «челленджеры» (соревнования уровнем ниже), чтобы набирать очки. Например, в феврале 2023 г. взял титул в Кобленце (Германия). Он принес теннисисту 100 очков – и это много для игроков на границе топ-100. За четвертьфинал Уимблдона Роман заработал уже 360 очков, что подвинуло его на 43-ю строчку рейтинга и освободило от бесконечных квалификаций.
«Шлемы» часто становятся трамплинами для игроков – например, так случилось с Асланом Карацевым, который пробился в полуфинал Australian Open-2021, вошел в топ-50 и чуть больше чем за год выиграл три турнира (два АТР 250 и один АТР 500). Дело в том, что «мэйджоры» приносят много очков и денег – за Уимблдон Сафиуллин получил около $442 000. Это почти 40% от призовых, которые Роман заработал до Лондона-2023.
Отсутствие эмоций (и уверенности в себе)
Теннис Сафиуллина – немного «олдскульный». У него мощная и косая подача, он хорошо раскладывает мячи по углам и отлично чувствует себя у сетки. Например, в матче с Корантеном Муте на Уимблдоне-2023 Роман 85 раз выходил вперед и выиграл при этом 66 мячей. Он не показывает эмоций и не ломает ракетки – в одном из интервью Роман признался, что не помнит, когда в последний раз так поступал. Это редкий случай в теннисе – даже игроки из топ-10 порой не могут сдержать себя. Андрей Рублев рассказывал, что у Романа много сильных сторон: «У Сафиуллина суперфизика, он правильно двигается, высокий теннисный IQ».
Алексей Агеев отмечает в игре Сафиуллина не только классный форхэнд, но и хорошее перемещение по корту, скорость игры и отменную способность видеть корт. «При высоком темпе Роман способен увидеть место, куда послать мяч, чтобы для соперника это было неожиданностью», – говорит Агеев.
В четвертьфинале Уимблдона Сафиуллину не хватило опыта и стабильности, считает Агеев, тем более против соперника (Синнер), который давно находится в верхней части мирового рейтинга. «Роману надо получить больше практики игры против топовых игроков и тогда появится больше уверенности, класс вырастет», – резюмирует Алексей.
О неуверенности как причине неудач говорил и сам Роман: «По сути, все говорят: все есть, просто нужно самому в это поверить». С верой в себя, похоже, помогла новая команда – полгода назад Сафиуллин поменял тренера. До декабря 2022 г. его тренировал Егор Яцык, который помог Аслану Карацеву достичь главных успехов в карьере. Теперь подготовкой Романа занимается Андрей Кузнецов. Он выигрывал юниорский Уимблдон в 2009 г., занимал 39-ю строчку рейтинга АТР, но не смог полноценно реализоваться в туре из-за проблем со здоровьем. Несмотря на это, он пока официально не завершил карьеру – в конце августа даже сыграл на турнире в Уинстон-Сейлеме (США).
В работе с Романом Кузнецов старается не ставить конкретных задач на турнир, чтобы не создавать дополнительного давления. «Победа по факту не зависит от игрока на 100%. Ты можешь получить травму, может соперник нереально сыграть, может судья принять решение в какой-то самый важный момент», – рассказывал Кузнецов «Больше! Лайв».