Саудовская Аравия готовит сделку с боссами мирового тенниса. На календарь ATP это не повлияет
О создании нового тура или покупке крупных турниров речь не идетГосударственный суверенный фонд Саудовской Аравии (PIF) ведет переговоры с Ассоциацией теннисистов-профессионалов (ATP) об инвестициях в мужской тур. О факте переговоров сообщило издание Financial Times, по информации которого глава ATP Андреа Гауденци уже успел пообщаться с представителями PIF. Они обсудили вложения в инфраструктуру, технологии и соревнования на новых рынках.
Публикация этих данных первым делом повлекла за собой выводы о появлении в календаре ATP турнира в Саудовской Аравии. В частности, к такому мнению пришел лидер мирового рейтинга Карлос Алькарас: «Я никогда не играл в этой стране на официальных турнирах, – приводит слова испанца Daily Mail. – Посмотрим, как все пойдет дальше, но я не сомневаюсь, что обязательно буду там выступать».
Тем не менее, как утверждает Financial Times, в обозримой перспективе Саудовская Аравия может рассчитывать лишь на сохранение декабрьского выставочного турнира Diriyah Cup. Он проводился уже дважды – в 2021 и 2022 гг. Его победителями становились россиянин Даниил Медведев и американец Тэйлор Фритц. По сведениям Eurosport, в 2022 г. гонорар Фритца за триумф в Саудовской Аравии составил $1 млн. Медведеву, который в прошлом году дошел до финала, достались $500 000 из призового фонда.
За год до ATP сотрудничество с крупным инвестиционным фондом начала Женская теннисная ассоциация (WTA). Как сообщалось в июле 2022 г., люксембургский фонд CVC Capital Partners приобрел 20% акций WTA за $150 млн. Также CVC будут доставаться 20% коммерческого дохода женского теннисного тура.
Британские СМИ еще в июне 2021 г. рассказывали о планах CVC заключить сделку стоимостью $600 млн по объединению WTA и Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP). Однако, как сообщало издание Times, ATP была намерена сначала запустить свой стратегический план One Vision с формулой равного распределения прибыли (50/50) между игроками и организаторами турниров, прежде чем вести переговоры с частным капиталом.
В разговоре с Financial Times Андреа Гауденци пояснил, почему ATP не пошла на сделку с CVC: «ATP не нуждается в наличных деньгах и должна быть осторожной в выборе инвестора, – сказал он. – Мы открыты к сотрудничеству с внешними инвесторами в ряде областей, таких как производство медиа, сбор данных и технологии. В общем, есть много способов стать инвестором экосистемы. Речь идет не только о создании нового тура или покупке турнира».
Как поясняет Financial Times, босс ATP во время переговоров находился в выгодном положении, поскольку организация демонстрирует благополучные экономические показатели и не нуждается в срочных финансовых вливаниях. Так, в 2019 г. выручка ATP составила $159 млн, в 2020-м опустилась до $93 млн, но уже в 2021-м преодолела допандемийные показатели ($176 млн), а в 2022-м достигла $250 млн. Кроме того, по сведениям Reuters, в 2023 г. тур увеличил призовые и бонусные выплаты игрокам со $180 млн до $218 млн – это самый большой годовой прирост в истории организации.
Daily Mail называет еще одну причину осторожности в переговорах ATP с PIF: опасения по поводу передела мирового тенниса, который могут устроить саудовские инвесторы. Подобная история, в частности, произошла в гольфе, когда серия LIV, созданная в 2022 г. при поддержке Саудовской Аравии, стала конкурентом мирового тура PGA. Разрешением конфликта стало слияние организаций в июне 2023 г.
«Если вы поклонник гольфа, вы хотите, чтобы лучшие игроки играли друг против друга. Вам нужен один рейтинг и одна простая история, – пояснил свою позицию Гауденци. – Чем больше вы фрагментируете и разделяете, тем больше путаницы вы создаете».
По данным на конец 2022 г. PIF занял шестое место среди крупнейших суверенных инвестиционных фондов мира. Его совокупные активы в конце 2022 г. составили $607,42 млрд. Согласно стратегии фонда на следующие пять лет, цель состоит в том, чтобы удвоить размер активов и превысить 4 трлн риалов, что эквивалентно $1,06 трлн, в 2025 г.
С 2022 г. PIF владеет клубом Английской премьер-лиги (АПЛ) «Ньюкасл Юнайтед», а с 2023 г. управляет четырьмя ведущими футбольными клубами Саудовской Аравии. У крупнейшего из государств Персидского залива есть влияние и в других видах спорта. В частности, страна принимает этап «Формулы-1» и поединки сильнейших боксеров мира.