Министр счастья. Онс Жабер проводит крутой сезон, но ее ценят не только за игру
Теннисистка из Туниса вдохновляет арабский мир и говорит по-русскиПервое место в рейтинге Женской теннисной ассоциации (WTA) уже почти пять месяцев удерживает Ига Швентек, но 2022-й можно также назвать годом прорыва для Онс Жабер. Представительница Туниса первой из африканских теннисисток вошла в топ-10 рейтинга WTA, хотя в начале карьеры долго не могла попасть даже в первую сотню. Сейчас она занимает пятое место, а по ходу сезона входила даже в тройку. Кроме того, Жабер стала первой африканкой в истории Открытой эры, вышедшей в финал турнира «Большого Шлема» — в решающем матче Уимблдона она проиграла Елене Рыбакиной.
На US Open Жабер стартовала с победы над американкой Элизабет Мандлик (7:5, 6:2). «Ведомости. Спорт» рассказывают о притягательности тунисской теннисистки.
Русский язык и визиты в Москву
После выхода в финал Уимблдона Жабер получила государственную награду «За заслуги» из рук президента Туниса Каиса Саида. Призовые Жабер за второе место на Уимблдоне составили 1,05 млн фунтов стерлингов (примерно $1,26 млн). Рыбакина заработала 2 млн фунтов стерлингов (около $2,4 млн).
«Елена украла мой титул, но ничего страшного. Если честно, приятно играть с Еленой. Даже если ей проигрываешь, она не превращает это в большой праздник или что-то вроде того. Мне нужно хорошенько научить ее праздновать», — сказала Жабер после проигранного финала.
Жабер и Рыбакина познакомились на турнире в Чикаго в 2018 г. «Мы с отцом приехали впервые, и я встретила ее. Она была очень приветливая и помогла мне найти клуб, потому что у нее была машина. Так что я помню, как познакомилась с Онс», — вспоминала Рыбакина перед финалом Уимблдона.
Теннисисткам помогло сдружиться то, что Жабер говорит по-русски. Мама ее мужа фехтовальщика Карима Камуна родилась в Москве. Карим и Онс познакомилась в 2015-м, а отношения оформили в 2017-м. В том же году Камун завершил спортивную карьеру и стал тренером Жабер по физподготовке. В Москву пара приезжает раз в год, и Онс регулярно практикуется в русском с родственниками мужа. Интересно, что именно в Москве она впервые пробилась в финал турнира WTA в одиночном разряде. В 2018-м Жабер проиграла Дарье Касаткиной в решающем матче Кубка Кремля, на который приехала в статусе 101-й ракетки мира.
Отказ от поста и борьба с лишним весом
В отличие от многих спортсменов-мусульман у Жабер есть официальное право не соблюдать пост во время Рамадана. В специальном разрешении, полученном Жабер в 2017 г., говорится, что ее статус высокоэффективной спортсменки требует, чтобы она оставалась сытой во время выступлений.
«К сожалению, у меня не получается [соблюдать пост в Рамадан]. Для поддержания спортивной формы мне просто необходимо есть и пить. Тем не менее, у меня есть такая система: сначала я ем, а потом это компенсирую. Это как брать что-то в кредит. Во время турниров я питаюсь нормально, потом просто лишние две недели соблюдаю пост и надеюсь, что Бог меня простит», — признавалась Жабер тогда же, в 2017-м.
В борьбе с лишним весом Жабер соблюдает диету, но не отказывает себе во всем. Например, она исключила из рациона глютеновые продукты, но оставила шоколад. Дополнительная сложность для Онс — нервное напряжение, преследующее ее при подготовке к соревнованиям и даже во время игры. В прошлом году Жабер дважды рвало прямо по ходу матчей — против Паулы Бадосы в Майами и Гарбинье Мугурусы на Уимблдоне.
«У меня проблемы с желудком, какое-то воспаление. Становится хуже на фоне стресса, усталости, всего такого. В таких случаях иногда вода, которую я пью, выходит обратно. Заострять на этом внимание мне не нравится — я просто продолжаю матч. Это моя проблема, и я ищу способы ее решить. Я в порядке», — объясняла Жабер.
Выгодное знакомство с Надалем
В первые годы карьеры в родном Тунисе Жабер столкнулась с традиционными трудностями для спортсменок в арабских странах. Она получила небольшую финансовую поддержку от Тунисской федерации, спонсоры не выражали к ней интереса. Сейчас у теннисистки более 10 спонсорских соглашений. В их числе рекламные контракты с оператором мобильной связи Tunisie Telecom, авиакомпанией Qatar Airways, ювелирным брендом Maximilian Jewelry и автопроизводителем Haval.
По ходу 2022 г. спонсорский пакет Жабер разрастался. Теперь ее поддерживают агентство Top Five Management и международная консалтинговая фирма Talan, которая ранее имела связи лишь во французском чемпионате по регби.
Чем успешнее выступает Жабер, тем большим количеством важных связей она обрастает. В мае Онс первой из африканских теннисисток выиграла турнир категории WTA 1000 — Mutua Madrid Open. До нее никому из представительниц Африки не удавалось добраться даже до финала на таком уровне. По ходу турнира Жабер добыла билеты на футбол для своего окружения, поскольку знала, через кого их можно достать.
«У меня нет билетов на «Реал», но я знаю хорошего человека по имени Рафаэль Надаль. Он сможет нас провести на «Сантьяго Бернабеу», — откровенничала Онс. К тому моменту «Реалу» как раз предстояла домашняя игра против «Манчестер Сити» в полуфинале Лиги чемпионов. — Я просто хочу сказать вот что. Рафа, если тебе нужна компания, еще два-три человека — пошли вместе. Мои тренер и муж тоже хотят на стадион».
Интересно, что сама тунисская теннисистка на матч против «Сити» в итоге не попала, сосредоточившись на подготовке к полуфинальной игре с россиянкой Екатериной Александровой.
Всеобщая любовь и самоирония
Многие характеризуют Жабер как позитивного и жизнерадостного человека. В Тунисе за свою фирменную улыбку она получила прозвище Министр счастья. «Болельщики при встрече говорят, что просыпаются в три часа ночи, чтобы посмотреть мои игры. Кто-то в шутку обвиняет меня за то, что приходится подниматься так рано. Приятно видеть поддержку со всей страны», — объясняла она в этом году.
Жабер отличает, скорее, не добрый позитив, а самоирония. «Мне кажется, скоро я выиграю крупный титул. Недавно тут на меня птичка наделала пятно. Я решила, что это хороший знак», — призналась Онс по ходу прошлогоднего турнира в Мадриде.
Политические выступления
В детстве Жабер мечтала стать профессиональной теннисисткой. Она помнит дни, которые проводила со своей матерью, тоже теннисисткой, листая модный женский журнал Sayidaty – наиболее распространенный на Ближнем Востоке. Теперь она сама появляется в этом издании. Это сделало ее символом борьбы за права и возможности женщин в арабском мире.
Еще один влиятельный журнал, Forbes Middle East, включил Жабер в число пяти арабских женщин, сотворивших историю в 2021 г. Вместе с ней в этот список попали саудовская астронавтка Нура Аль-Матруши, политик Нажла Буден (первая женщина – премьер-министр в истории Туниса Нажла Буден), а также Мона Атайя и Лена Халиль, основавшие сайт Mumzworld.com, на котором собрали $50 млн на продаже товаров для матерей.
По словам Жабер, ее миссия — вдохновить новые поколения игроков из Туниса, стран Африки и Ближнего Востока. «Если я смогла, то смогут и другие», — говорила Жабер.
О популярности Жабер говорит и буйная поддержка, которую она получает во время матчей. На пути в четвертьфинал Уимблдона Онс прошла первую ракетку мира и самую успешную теннисистку сезона Игу Швентек. Трибуны центрального корта были заполнены женщинами в чадрах и болельщиками, которые, по словам Жабер, кричали так, «будто это был футбольный матч».
На Уимблдоне Жабер высказала мнение по поводу запрета на участие в турнире российских и белорусских игроков. «Это очень сложное решение, я понимаю, через что проходит украинский народ, и я категорически против войны. Все эти годы мне говорили: никогда не смешивайте спорт и политику. Позвольте, а как же все остальные страны, где взрослые и дети умирают каждый день?» — сказала она.
В Тунисе Жабер даже вступала в конфронтацию с политиками. В 2020 г. она согласилась встретиться на Кубке Билли Джин Кинг с израильскими соперницами, несмотря на то, что ее страна не признает государство со столицей в Иерусалиме из-за его конфликта с Палестиной. Министерство иностранных дел осталось не очень довольно таким решением своей звезды, но Онс привыкла открыто выражать свое мнение.