Шарапова — единственная чемпионка Итогового турнира из России. Там она дважды обыграла Серену Уильямс

    Они ненавидели друг друга, но этой осенью дали повод поверить в завершение конфликта
    Zuma \ TASS
    Zuma \ TASS

    В мексиканской Гвадалахаре продолжается Итоговый турнир Женской теннисной ассоциации (WTA). Последней россиянкой, выступавшей на этом соревновании (пятом по престижности после Больших шлемов), была Мария Шарапова.

    В общей сложности экс-первая ракетка мира восемь раз приезжала на Итоговый (с 2004 по 2007 гг., 2011-2012 и 2014-15) и трижды играла в решающей встрече — в 2004, 2007 и 2012 гг. Победить у Шараповой получилось только в первом финале, она до сих пор остается единственной россиянкой, бравшей титул на итоговом чемпионате. В 2008 г. повторить успех Марии попыталась Вера Звонарева, однако в финале она уступила в трех партиях Винус Уильямс.

    Сезон-2004 — пожалуй, самый яркий для российского тенниса. Во второй раз в истории игры три разные девушки из одной страны выиграли по Большому шлему. Шарапова, помимо победы на Итоговом, оказалась лучшей на Уимблдоне, Анастасия Мыскина взяла титул на Открытом чемпионате Франции («Ролан Гаррос»), Светлана Кузнецова победила в США (US Open). Причем Мыскина и Кузнецова в финалах обыграли соотечественницу Елену Дементьеву.

    Несмотря на успехи других россиянок, главной героиней 2004 г. все же стала 17-летняя Шарапова. В 2003 г. Мария уже провела полноценный сезон, в июне добравшись до четвертого круга Уимблдона, а в сентябре выиграв первый титул в Токио. Следующий сезон Шарапова начинала в качестве одной из самых перспективных теннисисток. В мае она дошла до четвертьфинала «Ролан Гаррос», затем выиграла турнир в Бирмингеме и к Уимблдону подошла в статусе 13-й ракетки мира.

    В финале Шараповой предстояла встреча с Сереной Уильямс. На тот момент американка уверенно занимала первое место в рейтинге, трижды подряд выиграла английский мэйджор и считалась однозначным фаворитом решающего поединка. В первом очном матче, который прошел в марте-2004 в Майами, Уильямс без особенных сложностей обыграла россиянку — 6:3; 6:4, так что трепета перед соперницей она не испытывала.

    Ключевой момент матча случился уже в первом сете. При 0:30 на подаче Шараповой в четвертом гейме Серена упала. В своей автобиографии Мария вспоминала тот инцидент: «Я почувствовала что-то странное. Во взгляде Серены, обычно излучавшем уверенность, было что-то еще. Я видела это раньше на лицах других девочек. Страх. Она выглядела испуганной. Больше я в этом сете не проиграла ни гейма».

    В итоге россиянка оформила титул в двух партиях (6:1; 6:4), Уильямс обняла соперницу у сетки и во время церемонии награждения не скупилась на щедрые комплименты. Однако настоящие эмоции американка раскрыла после завершения официальных мероприятий.

    «Вернувшись в раздевалку, я услышала, как Серена плачет. Буквально рыдает, — рассказывала Шарапова в автобиографии. — Я поскорее ушла, но она знала, что я там была. Думаю, Серена возненавидела меня за то, что я, тощая девчонка, вопреки всему обыграла ее на Уимблдоне. Но больше всего она возненавидела меня за то, что я слышала, как она плачет. Вскоре после турнира Серена сказала подруге, которая передала мне: «Я больше никогда не проиграю этой сучке».

    Обещание сдержать не удалось. В ноябре Шарапова и Уильямс встретились на Итоговом турнире и провели намного более упорный матч. Россиянка уступила в первом сете 4:6, выиграла вторую партию, а в дебюте третьей провалилась — 1:4 и два гейма до победы американки. Как признавалась впоследствии Уильямс, в конце того матча она почувствовала недомогание, что сказалось на результате — пять подряд проигранных геймов и упущенный титул.

    Ситуация могла повториться через пару месяцев в полуфинале Australian Open — Серена была в одном розыгрыше от поражения (2:6, 7:5, 8:6), но в итоге выдержала. После этого конкуренции в очных встречах Шараповой и Уильямс не наблюдалось — американка победила в 18 матчах и отдала только три сета. Были и унизительные поражения — например, в финале Олимпиады-2012 (6:0, 6:1). В последний раз Мария и Серена встретились на корте в первом круге US Open-2019 — 6:1, 6:1.

    Несмотря на доминирование по результатам, американка ощущала конкуренцию вне корта. Менее чем через год после победы на Итоговом турнире Шарапова стала первой ракеткой мира, ее окружили многочисленные спонсоры, сезон-2005 она завершила в ранге самой высокооплачиваемой теннисистки мира. Впоследствии спортсменки не скрывали своей взаимной неприязни. В публичное поле она вылилась в 2013 г.

    «В туре есть человек, который каждое интервью начинает с фраз: «Я счастлива, мне так повезло», – это так скучно. Ее все равно не будут приглашать на крутые вечеринки. И если ей так хочется встречаться с парнем с черным сердцем, то удачи ей», — заявила Серена в интервью Rolling Stone, очевидно намекнув на Григора Димитрова. Американка встречалась с болгарским теннисистом до Шараповой. Россиянка ответила жестко, предложив сопернице посмотреть на своего бойфренда-тренера Патрика Муратоглу, бросившего ради теннисистки жену и детей.

    В последний раз спортсменки попали вместе в информационное поле в сентябре текущего года. После Met Gala — ежегодного бала нью-йоркского Института костюма — Шарапова, завершившая карьеру в феврале 2020 г., и сестры Уильямс опубликовали совместные снимки в Instagram. «Воссоединение», — прокомментировала кадр старшая сестра Винус. «У меня была возможность пообщаться с ней на Met Gala. Она в порядке. Мы разговаривали, хорошо ладили, смеялись. Обсудили теннис. Было очень, очень весело, и мне очень понравилось», — прокомментировала Серена совместные фото.

    Шарапова об этой встрече пока не высказалась. Однако в той же автобиографии от 2018 г. она намекнула на возможное улучшение отношений с Уильямс: «Нам с Сереной имеет смысл подружиться. Мы любим одно и то же, у нас одна страсть. Очень мало кто в мире знает то же, что мы: как это – быть в центре этой бури из страха и злости, которая движет тебя вперед, как это – побеждать и как это – проигрывать. В каком-то смысле мы помогли друг другу. Может, это еще и лучше, чем дружба. Может, именно поэтому мы горим этим огнем неутомимого соперничества».