Ушли от «Газпрома» и грозят судом конкурентам. Что происходит с Международной ассоциацией бокса после потери признания

    Организацией руководит россиянин Умар Кремлев
    Умар Кремлев возглавляет IBA (ранее – AIBA) с декабря 2020 г.
    Умар Кремлев возглавляет IBA (ранее – AIBA) с декабря 2020 г. /URA.RU / TASS

    В июне Международный олимпийский комитет (МОК) лишил статуса признания Международную ассоциацию бокса (IBA), организацию возглавляет россиянин Умар Кремлев. Несмотря на возникшие противоречия, IBA продолжает свою деятельность. На прошлой неделе в Ассоциации заявили о принятии бюджета на четырехлетний цикл, а также предупредили конкурирующее объединение World Boxing (его основали несколько отколовшихся от IBA национальных федераций), что ему может потребоваться до пяти лет для получения признания со стороны МОК.

    Контракт IBA с «Газпромом» истек, информации о новых источниках финансирования нет

    В IBA подчеркнули, что утвержденный бюджет позволит организации беспрепятственно реализовать «все запланированные амбициозные проекты». В первую очередь деньги пойдут на призовой фонд соревнований. На женском чемпионате мира, прошедшем этой весной в Индии, призовые за золотую медаль составляли $100 000. На мужском мировом первенстве, которое в апреле-мае принимал Узбекистан, чемпионам доставалось по $200 000.

    Источники финансирования организации остаются неясными. В начале июня, до заседания исполкома МОК, IBA направила в Комитет отчет, в котором сообщила о своем экономическом положении. По сведениям Reuters, в отчете утверждалось, что IBA не испытывает финансовых проблем. Кроме того, организация не стала продлевать спонсорский контракт с российской компанией «Газпром», действие которого истекло 31 декабря 2022 г.

    Кто именно обеспечивает теперь жизнеспособность IBA, в организации не раскрывают. При этом в МОК отчету IBA, судя по всему, не поверили. «Исходя из бюджета на этот год и следующий, мы увидели, что их деньги по-прежнему поступают от «Газпрома», что не соответствует рекомендациям МОК», – так гендиректор Комитета Кристоф де Кеппер комментировал решение лишить IBA признания.

    Конкурентам потребуется до пяти лет для признания МОК, считают в IBA

    В состав IBA входят почти 200 национальных ассоциаций, представляющих все пять мировых конфедераций. В IBA утверждают, что на соревнования под эгидой организации съезжаются тысячи боксеров, тренеров и официальных лиц со всего мира. Тем не менее здесь есть существенный нюанс. В начале апреля национальные ассоциации США, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Германии, Нидерландов и Филиппин вышли из IBA, объявив о создании собственной организации – World Boxing.

    Правда, на прошлой неделе представители Нидерландов сообщили порталу Inside the Games, что «еще не покинули IBA, поскольку международная обстановка очень сложная». При этом известно, что к World Boxing собирается присоединиться Канада.

    Представители World Boxing рассчитывают на вступление в МОК в ускоренном порядке. В IBA, напротив, дали понять: для того, чтобы получить международное признание, World Boxing должна пройти строгий процесс с участием многих заинтересованных сторон. В IBA сослались, что имеют международное признание со стороны SportAccord – так называемой «зонтичной» организации, под эгидой которой объединены международные федерации по видам спорта. Это дает IBA привилегии в случае противостояния с конкурирующей организацией – в данном случае World Boxing. Процесс улаживания взаимоотношений между IBA, World Boxing и SportAccord может занять до пяти лет.

    «Среди других критериев, которые должны быть официально признаны SportAccord – соглашение со Всемирным антидопинговым агентством (WADA), которое требует трех лет существования и не менее трех международных соревнований, проведенных за три года с участием сильнейших спортсменов мира. После этого организации потребуется до двух лет для получения членства в SportAccord. Затем, наконец, процесс олимпийского признания, который может занять от двух до четырех лет», – говорится в заявлении IBA.

    В организации также подчеркнули, что готовы отстаивать свои интересы в конфликте с World Boxing в Спортивном арбитражном суде (CAS).

    История конфликта началась еще до назначения Кремлева

    Статус признания у IBA (в тот момент – AIBA) был временно отозван еще в 2019 г. – в июне МОК попросту окончательно разорвал сотрудничество. Вердикт приняли практически единогласно. На голосовании, состоявшемся в ходе внеочередной сессии МОК, лишь один из 70 членов организации выступил против лишения IBA статуса признания. IBA заявила, что уже обратилась с иском в CAS по этому решению. При этом в МОК выступили за сохранение турнира по боксу в программе летних Олимпийских игр в Париже в 2024 г.

    Кремлева выбрали президентом ассоциации в декабре 2020 г. Конфликт IBA (ранее AIBA) с МОК начался, когда Ассоциацией руководил представитель Тайваня Ву Цзинго (с 2006 по 2017 г.). Кремлев же вышел на первые роли после его ухода – он был избран в исполком организации, а также состоял в комиссии по маркетингу.

    К моменту прихода Кремлева долги ассоциации составляли около $20 млн, а ее прежнее руководство подозревали в коррупции и манипуляции результатами на боксерских соревнованиях во время Олимпийских игр 2016 г. в Рио-де-Жанейро.

    Уже в мае 2021 г., спустя пять месяцев после своего избрания, Кремлев заявил, что AIBA погасила часть долга – $10 млн. В августе 2021 г. он отчитался, что долги закрыты полностью. Во многом этому способствовало спонсорское соглашение с «Газпромом», что вызвало новую критику со стороны МОК. Комитет начал отмечать опасения по поводу тесной связи спонсора ассоциации с государством.

    На данный момент IBA является единственной крупной международной спортивной федерацией, которая отказалась от санкций в отношении российских и белорусских спортсменов в связи с событиями на территории Украине. Представителям России и Белоруссии еще осенью 2022 г. разрешили выступать под флагами своих стран на всех турнирах под эгидой IBA, включая чемпионаты мира. Это решение не сочетается с рекомендациями МОК: в марте там заявили о возможности допуска спортсменов из двух стран к международным стартам исключительно в нейтральном статусе.