Партнерский проект
Чемпионат мира 2022 во многом уникальный. Впервые в истории он проходит в осенне-зимний период, а не летом. Организаторы приняли решение о переносе турнира для безопасности футболистов и болельщиков из-за летней жары на Ближнем Востоке. Кроме того, Катар стал первой в истории арабской страной, которая принимает чемпионат мира, и самой маленькой по площади. Матчи проходят на восьми стадионах в пяти городах, а максимальное расстояние между аренами не превышает 75 км.
Интерес болельщиков активируют сенсационные результаты и обилие красивых голов. По итогам 1/8 финала был зафиксирован рекорд результативности. Всего в восьми встречах было забито 28 голов. Это самый высокий показатель в истории ЧМ (стадию 1/8 финала ввели на чемпионатах мира в 1986 г.). Самым результативным в первом раунде плей-офф стал матч Португалия – Швейцария (6:1).
Растет и общемировой объем ставок на матчи чемпионата мира. По итогам первенства в Катаре, этот показатель составит $35 млрд, сообщает Bloomberg со ссылкой на исследование компании Barclays Plc. По сравнению с ЧМ-2018 в России объем ставок на игры турнира увеличится на 65%.
В исследовании Barclays Plc, в частности, приводятся данные аналитиков H2 Gambling Capital, специализирующихся на беттинг-рынке. Перед началом первенства они спрогнозировали объем ставок у легальных букмекеров на каждый матч групповой стадии на сумму около $400 млн. На игры плей-офф этот показатель возрастает до $1 млрд, на финал – до $2,5 млрд.
Резкий скачок объема ставок относительно чемпионата мира 2018 обусловлен несколькими факторами. Важную роль сыграла популяризация онлайнг-беттинга, которую обеспечила пандемия коронавирусной инфекции. С одной стороны, представители рынка понесли существенные убытки из-за ковид-ограничений и отмены массовых мероприятий. С другой, букмекеры вышли на качественно новый уровень, перейдя в онлайн-формат и получив существенный приток новых клиентов.
Согласно исследованию Research аnd Markets, с 2016 по 2021 гг. среднегодовое снижение мирового букмекерского рынка составило 7,59% (с $83,7 млрд до $58,1 млрд). Главной причиной падения стала пандемия. При этом, по прогнозу компании, с 2021 по 2026 гг. среднегодовой темп роста будет на уровне 26,1% (с $58,1 млрд до $185,3 млрд) благодаря развитию онлайн-беттинга и мобильных технологий.
Полное расписание и результаты матчей ЧМ-2022
В России за 2021 г. совокупный объем ставок, принятых легальными конторами, увеличился на 80,3% и составил 1,93 трлн руб. Такие данные приводятся в исследовании «Букмекерский рынок 2021», составленном «Рейтингом Букмекеров». В этом году объем ставок пока не публиковался, но, по подсчетам Metaratings.ru, основанным на отчетах Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ), совокупная выручка легальных букмекеров в России за первые 9 месяцев 2022 г. достигла 610,7 млрд руб. Это на 58% больше показателя 2021 г.
В США, как сообщает Forbes со ссылкой на Американскую ассоциацию игорного бизнеса, был зафиксирован еще больший рост – на 165%. Таким образом объем ставок на спортивные события в США в 2021 г. достиг уровня в $57,22 млрд.
Ключевую роль сыграло решение Верховного суда США, в мае 2018 г. отменившего Закон о защите профессиональных и любительских видов спорта, который разрешал букмекерскую деятельность только в штате Невада.
Онлайн-трансляция чемпионата мира по футболу
Теперь каждый штат может самостоятельно определять юридический статус ставок на спорт. На данный момент беттинг легализовали уже в 31 штате и столице страны Вашингтоне, где проживает в общей сложности 132 млн взрослых американцев. В 2022 г. возможность регистрироваться и делать ставки в режиме онлайн появилась в штатах Нью-Йорк и Иллинойс, пишет New York Post. Для сравнения: во время ЧМ-2018 законно делать ставки в США могли только 10 млн человек.
Важным для американцев стало и попадание их сборной на ЧМ-2022 после пропуска турнира четырехлетней давности в России. В своей группе команда США заняла второе место, пропустив вперед только Англию, зато опередив Иран и Уэльс. В 1/8 финала американцы уступили Нидерландам (1:3), но в целом их выступление было признано успешным. Президент страны Джо Байден поддержал футболистов, выразив уверенность, что они смогут лучше выступить на домашнем чемпионате мира в 2026 г.
Во время ЧМ-2022 ставки на матчи турнира собираются делать около 20,5 млн американцев. Такие данные, как сообщает телеканал CNBC, огласила Американская ассоциация игорного бизнеса. В общей сложности в США объем ставок на игры первенства может достигнуть рекордного для страны показателя в $1,8 млрд.
«Это первый чемпионат мира с широкой доступностью легальных ставок на спорт. Безусловно, он станет самым популярным футбольным событием в США с точки зрения беттинговой активности. Сейчас более половины всех взрослых американцев имеют доступ к легальным ставкам. Это увеличивает интерес болельщиков к самому популярному спортивному событию в мире», – цитирует вице-президента Американской ассоциации игорного бизнеса Кейси Кларка CNBC.
Другой причиной роста интереса к ставкам на матчи ЧМ-2022 стало удобное для зрителей, пусть и непривычное, время проведения турнира. Обычно чемпионаты мира проходят летом — в сезон отпусков. В зимние месяцы свои дома покидает сравнительно меньшее количество людей, что способствует большей беттинговой активности, резюмируют в Barclays Plc. Кроме того, в Европе, откуда на турнир приехало большинство элитных сборных, игры транслируют в прайм-тайм.
Благодаря чемпионату мира в Катаре на положительную динамику рынка рассчитывают и российские букмекерские конторы. Как сообщает «Коммерсантъ», их выручка по итогам года может увеличиться на 10-20 %.
Отмечается, что показатели растут, несмотря на общее снижение интереса к спорту из-за отстранения российских команд от международных соревнований, и уход с рынка целого ряда контор (Bet365, GG.Bet, Pin Up). «На фоне ЧМ количество активных клиентов выросло на 25%, если сравнивать с днями до турнира», — цитирует управляющего партнера БК Pari Дмитрия Сергеева «Коммерсантъ».
По словам гендиректора БК «Фонбет» Сергея Анохина, точные размеры выручки по итогам года можно будет назвать после завершения ЧМ-2022, финал которого состоится 18 декабря. «Он должен стать самым востребованным событием года, число клиентов выросло на 30–40%, если сравнивать с днями, предшествующими старту ЧМ», – говорит Анохин.
Партнерский проект