Российские топ-гандболистки уезжают играть в Европу ради международных турниров

    Даже солидные зарплаты не могут удержать лучших игроков в России
    Лучшая российская гандболистка Анна Вяхирева (на фото – с мячом) летом 2022-го перебралась в норвежский «Вайперс» и уже успела реализовать там давнюю мечту – выиграть Лигу чемпионов
    Лучшая российская гандболистка Анна Вяхирева (на фото – с мячом) летом 2022-го перебралась в норвежский «Вайперс» и уже успела реализовать там давнюю мечту – выиграть Лигу чемпионов /EPA

    В 2016 г. российские гандболистки впервые завоевали олимпийское золото (на Играх до и после было серебро). Три игрока той команды попали в символическую сборную турнира: самой ценной (MVP) признали Анну Вяхиреву, отметили также ее старшую сестру Полину (после замужества – Кузнецову) и Дарью Дмитриеву. Спустя несколько лет все три спортсменки уехали играть за границу. Полина в 2017-м оказалась в македонском «Вардаре», когда командой владел миллионер из России Сергей Самсоненко. Анна и Дарья отправились покорять Европу, после того как российские клубы остались без международных соревнований. В норвежском «Вайперсе» Вяхирева уже выиграла Лигу чемпионов. Дмитриева выступает за сильный словенский «Крим». И список выступающих за рубежом российских гандболисток пополняется.

    Высокий интерес

    Отъезд россиянок в европейские лиги еще не стал массовым, но уже превратился в заметную тенденцию. В декабре 2023 г. объявили о предстоящем переходе Валерии Кирдяшевой из «Ростов-Дона» в «Будучность» – за черногорский клуб она будет выступать с лета. Тогда же Полина Горшкова сменит ЦСКА на бухарестский «Рапид». Во Франции уже обосновалась Валерия Маслова – летом 2022-го она ушла в «Мец», а с сезона 2023/24 играет за «Брест». Вратарь Кира Трусова откликнулась на предложение румынского клуба «Дунареа Браила». Все спортсменки теперь представляют команды из основной сетки еврокубков – Лиги чемпионов и Европейской лиги. Конкуренция в этих турнирах сумасшедшая: к примеру, на групповом этапе Лиги чемпионов представлены только 16 клубов, так что случайных команд здесь нет.

    «В 2021-м я ездила играть за «Мэгуру» из румынского Чиснадие, – вспоминает в разговоре с «Ведомости. Спортом» Кира Трусова. – Потом вернулась в ЦСКА, чтобы выступать в Лиге чемпионов. Сейчас это невозможно, но хочется и дальше развиваться. Это желание сыграло большую роль в моем возвращении в Румынию и переходе в «Дунареа Браила». Раньше в российском чемпионате было много европейских игроков, а теперь я играю с ними в Румынии – с теми, кто вызывается в сборные своих стран».

    По словам Трусовой, в последнее время ей пишут некоторые игроки российской лиги. Они тоже задумываются о переходе в европейские клубы и интересуются, насколько сложно устроиться в той же Румынии. «Спрос на российский женский гандбол всегда был высоким, – объясняет «Ведомости. Спорту» Сергей Назарко, генменеджер агентства Expert Sport Management, которое представляет интересы многих ведущих игроков страны. – Европейские клубы скучают по конкуренции с российскими командами и в то же время заинтересованы в приглашении игроков из России. Очень многим поступают предложения из Румынии, Венгрии и Франции, а еще из скандинавских и балканских стран».

    Назарко уверен, что в ближайшие годы российское представительство в европейском гандболе может расшириться. «Ростов-Дон», ЦСКА, «Тольятти», «Астраханочка», «Кубань», «Черноморочка», волгоградское «Динамо» – из каждого клуба на отъезд претендуют минимум по 5–7 человек», – утверждает агент. Никаких препятствий для трансферов россиянок нет: контракты подписываются как раньше, и с визами проблем тоже не возникает. При этом Назарко считает, что россиянкам нет смысла уходить в клубы, которые играют в более слабых лигах или не выступают в еврокубках. Россиянки получают предложения из Израиля, Турции, Греции и Италии, но уровень чемпионата России, по словам агента, намного выше, к тому же в этих странах не всегда добросовестно платят. Трусова же считает, что варианты с клубами из Норвегии, Франции и других топ-чемпионатов достойны рассмотрения, даже если команда не играет в Лиге чемпионов: конкуренция во внутренних турнирах этих стран очень высокая.

    Зарплатные ожидания

    Самая известная российская гандболистка, играющая за рубежом, – Анна Вяхирева. Последние полтора года она провела в «Вайперсе» из норвежского Кристиансанна.

    Клуб побеждал в Лиге чемпионов в 2021 и 2022 гг., так что россиянка переходила из «Ростов-Дона» в сильнейшую команду Европы, где собраны ведущие игроки из Скандинавии, Франции, Германии, Испании и Хорватии. На их фоне Вяхирева не стушевалась: в 2023-м она стала MVP «Финала четырех» главного европейского турнира, в Норвегии лига признала ее игроком года, а болельщики называют «гандбольным Месси». Выдающийся результат Анна показала после тяжелого периода в жизни. В 2021 г. сборная России проиграла в олимпийском финале Франции, и Вяхирева столкнулась с эмоциональным выгоранием. До середины марта 2022 г. она не выходила на площадку в официальных матчах, а вскоре уехала в Норвегию, где перезапустила карьеру.

    Впрочем, Кристиансанн был не единственным вариантом в Европе. Летом 2022 г. Анне поступило предложение из «Бухареста». В Румынии, по данным местных СМИ, ей обещали зарплату в 20 000 евро в месяц. Столько же получает бронзовый призер чемпионатов мира и Европы румынка Кристина Нягу. Это самая большая зарплата в гандболе, но от щедрого контракта Вяхирева отказалась. В интервью YouTube-блогеру Виктору Кравченко она призналась, что в Норвегии зарабатывает меньше, чем в «Ростов-Доне».

    «Зарплаты в российском гандболе ненамного меньше, а то и больше европейских, – комментирует Назарко. – ЦСКА, «Ростов-Дон» могут платить до миллиона рублей в месяц. В Европе месячная зарплата после уплаты налогов – от 5000 до 12 000 евро. Больше получают только единицы. Конечно, налоги сильно отличаются. В Скандинавии, Франции или Германии они могут составить половину дохода. По этой причине в румынский чемпионат многие игроки едут с удовольствием – там и зарплаты выше, и налоги ниже, и их гораздо легче считать».

    Трусова свою зарплату в «Дунареа Браила» не называет, но подчеркивает, что финансовые условия ее устраивают.

    К залам и тренировочным площадкам претензий тоже нет, к тому же в Европе любят гандбол и вниманием болельщиков этот вид спорта не обделен.

    Но не у всех россиянок заграничная командировка оставила исключительно приятные воспоминания. В 2023 г. из румынской «Мэгуры» вернулась Юлия Гаряева. Она уехала еще в 2021-м, до отстранения российских команд. «Хотелось поиграть в другом чемпионате и пожить в европейской стране, – объясняет Гаряева «Ведомости. Спорту». – В плане быта все было здорово – клуб предоставил квартиру в пяти минутах ходьбы от зала. Условия по зарплате были хорошие – как и в России. Мой контракт был рассчитан на три года, но после двух я решила сменить команду из-за внутренних проблем клуба. Руководство пыталось меня удержать, но в итоге я перешла в ЦСКА».

    По словам Гаряевой, румынская лига – не очень интересный и не самый интенсивный турнир: например, там нет плей-офф. И даже вместе с еврокубками получалось меньше матчей по сравнению с российской Суперлигой. «ЦСКА как команда сильнее «Мэгуры», разница колоссальная, в России играть сложнее», – отмечает Юлия.

    18 часов до Москвы

    За границу уезжают прежде всего лидеры сборной России. Сегодня национальная команда проводит только товарищеские матчи, а тех, кто отправился в европейские лиги, главный тренер Людмила Бодниева не вызывает. Это связано в том числе со сложной логистикой.

    «Я, наверное, уже привыкла к долгой дороге, потому что ездила в Россию несколько раз, – рассказывает Кира Трусова. – До Москвы мне ехать 15–18 часов. Сначала до Бухареста – три часа, еще час – самолет до Стамбула и до Москвы еще пять. Но это только перелеты, а между ними тоже проходит много времени».

    К тому же добраться нужно не только до Москвы. За последние месяцы сборная дважды играла с Белоруссией в Минске, а в августе ездила в Шэньчжэн на матчи против китаянок. Уровень соперников не очень высокий – команда КНР достойно выступает только в чемпионате Азии, а, например, в Олимпиаде в последний раз участвовала в 2008 г. И все же Трусова считает, что сборная нужна – для игроков российских клубов это редкая возможность проявить себя на международном уровне, в том числе с прицелом на будущее, когда Россию снова допустят к соревнованиям.

    Тренер против

    К отъезду гандболисток на родине относятся по-разному. Скажем, глава Федерации гандбола России (ФГР) Сергей Шишкарев в июне 2022 г. приветствовал переход Вяхиревой в «Вайперс»: «С уходом такой яркой, бесподобной, неповторимой фигуры российский чемпионат, конечно, потеряет в зрелищности, – заявил он в интервью пресс-службе ФГР. – С другой стороны, не дать Вяхиревой возможность в самом зрелом, ярком спортивном возрасте проявить себя на международной арене, закрепить за собой статус лучшей гандболистки мира было бы непростительно и нечестно по отношению к Ане».

    Бывший главный тренер сборной России Евгений Трефилов, под руководством которого Вяхирева брала олимпийское золото, наоборот, выступил резко против: «Мы распустились, временно отношение к куску территории, который называется Россия, стало плевым. Меня могут обвинить в ложном патриотизме или назвать другим словом, но я считаю, что у человека отношение к месту, в котором он родился, должно быть иным», – заявил он ТАСС. Отъезд Масловой Трефилов и вовсе прокомментировал словами: «Это отвратительно». Он также напомнил, что российский гандбол живет за счет спонсоров, но на фоне исхода спортсменов они могут отказаться от поддержки. Вероятно, речь о букмекере Olimpbet, поставщике экипировке «АВМ спорт» и логистической группе компаний «Дело», которой управляет Сергей Шишкарев. Впрочем, клубы тоже не остаются внакладе. За игроков они получают компенсацию – в договорах большинства гандболистов прописаны отступные. По словам Назарко, трансфер игрока сборной России оценивают минимум в 5 млн руб. и сумма на фоне повышенного интереса увеличивается.

    «Теперь это 10–15 млн или даже 20 млн руб., – рассказывает агент. – Большие деньги для европейского женского гандбола. Топовые трансферы в моей практике не превышали 90 000–100 000 евро. Если сумма превышает этот порог, вероятность, что игрока выкупят, крайне мала».