160 000 участников, 94 города и бегущие космонавты. Как устроена экономика самого массового забега страны
Призового фонда нет, а больше половины бюджета обеспечивают спонсоры и корпоративные команды4 июня в седьмой раз состоится «Забег.РФ» – одно из самых масштабных спортивно-массовых мероприятий России. В этом году организаторы ожидают более 160 000 участников. В девять утра по Москве синхронно стартуют забеги – от 1 км до полумарафона – в 89 городах страны (в 26 из них – в онлайн-формате). Кроме того, на МКС 5 км побегут космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Андрей Федяев – номера участников были доставлены на станцию ракетой-носителем «Союз-2.1а» в конце мая.
На пресс-конференции, посвященной мероприятию 2023 г., летчик-космонавт Федор Юрчихин рассказал, что в период пребывания в космосе бег – ежедневная обязанность космонавтов: «Каждый день мы бегаем – хотим или не хотим. С земли все отслеживается, так что филонить не получится. Американка Сунита Уильямс в 2007 г. впервые пробежала на МКС Бостонский марафон, но на следующее утро снова встала на дорожку».
Еще одна особенность «Забег.РФ» 2023 г. – его международный статус. Впервые мероприятие – под брендом One Run – в тот же день, что и в России, пройдет в столицах Белоруссии, Киргизии, Армении и Таджикистана. Чуть раньше – 24 мая – One Run состоялся в Пекине. На старт вышли более 2000 человек.
«По инициативе местных организаторов в Китае был призовой фонд порядка 20 000 юаней (около 230 000 руб. – «Ведомости. Спорт»), – рассказывает «Ведомости. Спорту» директор «Забег.РФ» Денис Анников. – В России и странах СНГ мы сознательно не делаем призовые. Их нужно вводить либо везде, либо нигде. Но мы все-таки говорим, что это мероприятие спортивное, дружественное. Каждый участник – уже победитель».
Выявить самого быстрого на «Забег.РФ» невозможно, говорит Анников: рельеф трасс везде разный. Зато в этом году дистанции в Москве и Санкт-Петербурге прошли сертификацию Ассоциации международных марафонов и пробегов (AIMS), что особенно важно для тех, кто бежит на результат. «В остальных городах мы сделали упор на тщательный замер дистанции, чтобы трассы соответствовали заявленному километражу, – добавляет Анников. – Провели дополнительное обучение местных организаторов. «Забег.РФ» помогает подтянуть уровень проведения спортивных мероприятий по всей стране, передать накопленный опыт».
В 2023 г. одна из дистанций – 5 км – обновила название. Банк ПСБ уже пятый год является генеральным партнером мероприятия в целом, а теперь получил именную дистанцию. По словам руководителя оргкомитета «Забег.РФ» Ксении Шойгу, 5 км – самый популярный формат среди участников 2023 г. «Такого не было никогда, – призналась она на пресс-конференции. – А для нас это очень важно, потому что 5 км бегут люди, которые решили поучаствовать в старте впервые, и я убеждена, что основная цель забега – вовлечь людей в занятия спортом – сейчас реализуется, как никогда».
Как повлияла новая активация на финансовые условия сотрудничества «Забег.РФ» и ПСБ, в оргкомитете не раскрывают. «Коллеги нас очень поддерживают, хотелось их еще больше интегрировать в мероприятие, – говорит Анников. – Тем более очень много сотрудников банка бегут именно 5 км – только в Москве около 1800 человек».
ПСБ – основной, но не единственный партнер «Забег.РФ». По словам Анникова, спонсоры закрывают 50-60% бюджета, остальное приносит продажа индивидуальных и корпоративных слотов. «Минимальная стоимость участия в некоторых городах – 100 руб., а кое-где и бесплатно, – рассказывает Анников. – Иногда администрация готова помочь с организацией – предоставить скорую, барьеры и т.д., но при условии бесплатного участия. И это тоже рабочий вариант. В Москве и Санкт-Петербурге максимальная стоимость слота составляла 2500-3000 руб. – в зависимости от времени приобретения. Мы следим за рынком и стараемся держать цены чуть ниже, чем у других организаторов. У нас некоммерческая организация (АНО «Гонка героев») и цели заработать как можно больше у нас нет».
Компенсировать затраты на подготовку и проведение помогает работа с коммерческими партнерами и корпоративными командами, говорит Анников. «В этом году 25% участников – корпоративные клиенты, но их доля в бюджете даже побольше, – объясняет он. – Компании достаточно часто заказывают дополнительные платные услуги – например, шатл, размещение шатров и т.д. Спрос на корпоративное участие растет по всем городам, не только в Москве. Спорт развивается – и компании это поддерживают. В Нижнем, в Питере, во Владивостоке, в Новосибирске и т.д. Даже в небольших городах, где есть производства».
Единственное, чего пока не хватает «Забег.РФ», как и другим беговым событиям в России, интереса публики, признает Анников. «На зарубежных марафонах едва ли не весь город выходит на улицы, чтобы поддержать участников, у нас пока такой культуры нет, но мы ее постепенно прививаем», – говорит он. В этом году оргкомитет был особенно сфокусирован на работе со зрителями. На трассах в Москве, Санкт-Петербурге и других городах разместят точки поддержки (их местоположение можно увидеть на сайте проекта), где любой желающий сможет получить атрибуты болельщика – ватман и маркеры, чтобы нарисовать плакат, стучалки/перчатки и т.д. Кроме того, будут музыкальные точки, где выступят барабанщики и другие коллективы.
Басту пока не обещают. «Может, в следующем году», – отшучивается Анников. Он считает, что перестройка сознания – от «марафон – это что-то плохое» до «это фан и праздник» – требует времени и работы с аудиторией. «Ситуация постепенно меняется, – говорит Анников. – Когда мы начинали проект семь лет назад, мы видели сопротивление – «пожалуйста, не надо». Сейчас такого нет».
Познакомить широкую публику с культурой марафонов должна помочь прямая трансляция «Забег.РФ» на «Матч ТВ». Генпродюсер канала Александр Тащин на пресс-конференции обещал включения из 11 городов.