«Слово Криштиану сильнее, чем слова многих президентов». Зачем Саудовской Аравии Роналду и топ-спорт
У страны есть стратегия-2030, и она ее придерживаетсяКриштиану Роналду уже два месяца живет и играет в Саудовской Аравии: много забивает (к 9 марта восемь голов в шести матчах), солидно зарабатывает ($90 млн в год плюс бонусы) и купается в любви болельщиков, для которых приезд звездного игрока – большое событие. И если поначалу футбольная общественность воспринимала этот контракт как свидетельство заката карьеры великого португальца, то теперь внимание сместилось на другой аспект сделки – имиджевые дивиденды для страны.
Для Саудовской Аравии заманить такую знаменитость – кроме футбольной славы, еще и 557 млн подписчиков в Instagram (входит в Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России) – стало важным достижением. Переговоры с Роналду начались во время чемпионата мира, и изначально предполагалось, что он перейдет в самый популярный клуб страны – «Аль-Хиляль», но команда получила бан на регистрацию новых игроков, из-за чего план пришлось скорректировать. Решение по Роналду принимали на уровне высшего руководства страны, а «Аль-Насру» оставалось лишь его принять.
Грандиозные планы
Подписание футбольной суперзвезды стало частью большой государственной программы Саудовской Аравии «Видение-2030». Ее впервые опубликовали в 2016 г., а в начале 2017 г. пересмотрели и утвердили окончательно. Согласно программе, королевство к 2030 г. должно диверсифицировать свою экономику: увеличить долю ненефтяных доходов более чем в шесть раз и привлечь в два раза больше иностранных инвестиций.
«Видение-2030» расставило четкие приоритеты для государственной политики. Программа включает в себя целый комплекс процессов по реформированию экономической, политической и социальной структуры общества: строительство новых районов «для жизни», реформирование налоговой системы (вместо нулевого налога ввели минимальный процент, чтобы стимулировать людей зарабатывать) и многочисленные программы, направленные на продвижение культуры страны за рубежом и признание ее наследия.
Страна открылась для туристов: для путешественников упростили правила въезда, а в 2023 г. запустили программу Visit Saudia – теперь можно посетить страну по транзитной визе при пересадке в Эр-Рияде. Важным шагом для повышения туристической привлекательности страны стало расширение прав женщин: с 2018 г. они могут водить авто, выезжать за пределы страны без сопровождения мужа, а также не носить хиджаб – в стране упразднили работу религиозной полиции. Также женщин стали чаще брать на работу – в Эр-Рияде можно даже встретить женщин-таксистов.
«Когда наш принц, МбС (так жители Саудовской Аравии называют Мохаммеда бин Салмана. – «Ведомости. Спорт»), начал реформы, мы поняли, что за ним будущее, – говорит «Ведомости. Спорту» политолог и социолог Мохаммед Аль-Салех. – Он тонко чувствует общество и понимает его потребности. Что важнее – он знает, как сделать так, чтобы через 10–20 лет страна вышла на новый уровень. Он не вершит революцию – он делает мягкий переворот в каждой из выделенных сфер. Что нужно для того, чтобы такая консервативная страна, как Саудовская Аравия, начала меняться? Работать с людьми. Объяснять им и показывать, как может быть иначе».
Первый шаг к воспитанию нового реформаторского поколения был сделан еще в 2005 г., когда правящая семья разрешила студентам уезжать учиться по обмену, говорит Аль-Салех. Он сам по этой программе получил образование в США и признается, что стал иначе смотреть на мир. Таких, как Аль-Салех, становится все больше – и страна меняется изнутри. «Раньше в кафе не играла музыка – мы слушали днями только Коран, – рассказывает он. – Сейчас здесь можно услышать даже западных исполнителей. Я не мог сидеть в кафе не с женой, не мог ходить на свидания с девушками из дейтинговых приложений, а сейчас все это меняется. Если ты хочешь уйти от зависимости от нефти, тебе нужно развивать общество, перестраивать экономику, чтобы у людей был стимул работать – раньше его не было, потому что государство, как отец, всё нам давало».
Ключевым элементом стратегии развития Саудовской Аравии стал спорт. В руководстве страны осознали его эффективность как инструмента для привлечения внимания к стране и выстраивания новых политических связей. Одним из драйверов «Видения-2030» является суверенный фонд благосостояния королевства, Государственный инвестиционный фонд (PIF) под председательством Мохаммеда бин Салмана. Его активы оцениваются в $607,42 млрд. Среди задач PIF значится «обогащение туризма и развлечений в королевстве, чтобы построить более динамичное общество и укрепить экономическую и социальную роль спортивного сектора на всех уровнях».
Через фонд проходят все крупные спортивные сделки государства: в гольфе, автоспорте, футболе и других видах. Именно PIF приобрел клуб Английской премьер-лиги «Ньюкасл» осенью 2021 г. за 300 млн фунтов. В феврале фонд стал крупнейшим внешним акционером японской игровой компании Nintendo, увеличив свою долю до 8,3%. По данным Bloomberg, саудовский фонд также имеет долю в других компаниях, занимающихся разработкой видеоигр, – Activision Blizzard, Electronic Arts, Take-Two Interactive и Koei Tecmo. В сентябре 2022 г. бин Салман объявил о планах инвестировать в развитие киберспорта $38 млрд – для этого PIF создал компанию Savyy Games Group.
Королевство не только инвестирует в иностранные проекты, но и активно тратит на проведение крупных международных соревнований в стране – в «Видении-2030» зафиксирована задача представить Саудовскую Аравию современным государством, ориентированным на здоровый образ жизни и спорт топ-уровня.
На спортивные мероприятия уходят огромные средства. В 2021 г. некоммерческая организация Grant Liberty, квартирующаяся в Лондоне, опубликовала отчет о масштабных инвестициях Саудовской Аравии в спортивные события и отнесла их к практике sports washing. По мнению экспертов Grant Liberty, королевство таким образом пытается отвлечь внимание международной общественности от нарушений в области прав человека. И готово тратить крупные суммы на улучшение репутации страны и повышение ее туристической привлекательности: $145 млн – на контракт с Испанской футбольной ассоциацией, $33 млн – на турнир по снукеру, $100 млн – на боксерский поединок Энди Руиса-мл. и Энтони Джошуа, который состоялся в 2019 г.
Главный спорт
Футбол в Саудовской Аравии считается самым популярным видом спорта. Профессиональная лига появилась в 1976 г. и насчитывала тогда восемь клубов; сейчас в стране несколько дивизионов и 16 команд, выступающих на высшем уровне. Три из них базируются в Эр-Рияде: «Аль-Наср», «Аль-Хиляль» и «Аль-Шабаб». Все клубы принадлежат государству. Это связано с исторически централизованным развитием социально-спортивных инициатив, не имеющих на первых этапах экономической устойчивости. Стадионы, где играют команды, принадлежат университетам, тоже государственным.
В 2016 г. Саудовская Аравия разработала программу приватизации футбольных клубов, т. е. перехода от государственного управления к частному. Это необходимо для привлечения дополнительного капитала, а также повышения привлекательности лиги – федерация стремится сделать лигу одной из 10 лучших в мире. Ожидалось, что процесс завершится к 2020 г., но уже в 2019 г. стало понятно, что сроки придется сдвинуть – процесс шел слишком медленно. А из-за пандемии, которая ударила по всем секторам экономики, приватизацию пришлось еще раз отложить – вновь на неопределенный срок. Но план сохраняет актуальность: ожидается, что к 2030 г. хотя бы четыре-пять клубов перейдут в руки частных инвесторов.
«Для того чтобы приходили инвесторы, нужно создать привлекательный продукт, а сделать это невозможно без вложений со стороны государства, – объясняет «Ведомости. Спорту» Аль-Салех. – У страны есть деньги, но все понимают, что невозможно вечно выделять средства на футбол – нужно передавать клубы в частные руки. Но никто не придет туда, где нет ничего, кроме желания, чтобы кто-то вкладывался. Нужны перспективы, и для этого государство тратит огромные деньги ежегодно. Речь о миллиардах долларов».
Приватизацию планируют провести постепенно: сначала несколько клубов и возможность вкладываться для местных инвесторов, позже – для иностранных.
«Ближний Восток однажды станет новой Европой – этот процесс уже запущен, – уверяет «Ведомости. Спорт» политолог Мохаммад Азиз. – Сейчас очень большое внимание уделяется странам Персидского залива, и мы это понимаем. Зачем нам нужен был Роналду? Потому что его влияние, его слово сильнее, чем слова некоторых президентов. У него столько последователей по всему миру, что он обладает невероятной силой. Роналду открыл людям глаза на нашу страну. И это наша большая победа. Вот увидите, рано или поздно сюда приедет Месси. А потом и Мбаппе».