Выиграл «Тур де Франс», едва не погиб на охоте, вернулся и выиграл снова

    Единственный американский чемпион главной велогонки планеты – гиперактивный Грег Лемонд
    После допинг-скандала с участием Лэнса Армстронга Грег Лемонд стал единственным американцем, которому покорялась престижная веломногодневка
    После допинг-скандала с участием Лэнса Армстронга Грег Лемонд стал единственным американцем, которому покорялась престижная веломногодневка /Jean-Yves Ruszniewski / TempSport / Corbis/VCG / Getty Images

    Во Франции подходит к концу 109-я веломногодневка «Тур де Франс». Гонщики уже проехали более 3000 км и 24 июля финишируют на Елисейских Полях. Перед последним этапом желтую майку лидера сохраняет 25-летний датчанин Йонас Вингегард, прошлогодний вице-чемпион. Лично поздравить победителя гонки-2022 планировал трехкратный победитель «Тур де Франс» Грег Лемонд. Но в июне он объявил, что у него диагностировали лейкоз. Сосредоточившись на лечении, Лемонд отложил поездку во Францию до следующего лета.  

    В 1986 г. в Париже американец сотворил историю, став первым победителем «Тур де Франс» не из Европы. И до сих пор – благодаря допинг-разоблачению Лэнса Армстронга – остается единственным велогонщиком из США, кому покорялась престижная гонка.   

    Детская гиперактивность  

    Лемонд вырос в округе Уошо, штат Невада, о котором Марк Твен писал так: «Ветер Уошо сносит хлипкие дома, время от времени поднимает крыши и делает местных жителей лысыми, сдувая волосы с их голов». В случае с Лемондом тезис не сработал. Его светловолосая шевелюра мелькала в пелотоне 15 лет – шлемы тогда еще были необязательны, и гонщики не всегда их надевали. 

    Учеба давалась Грегу с трудом – не получалось сфокусироваться. Сейчас ему бы легко поставили диагноз – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и прописали несколько препаратов, но на рубеже 1960-х и 1970-х такой болезни не знали, так что мальчику пришлось справляться самому. «Преодолеть симптомы мне помогла езда на двух тонких шинах по пыльным дорогам. Даже час на велосипеде прояснял мою голову и обострял внимание, я преображался», – вспоминал позже Лемонд.  

    Хотя его первым серьезным увлечением был вовсе не велоспорт. В трех часах езды от городка Рино, где рос Грег, располагается горный хребет Сьерра-Невада. На его заснеженных склонах он и гонял на лыжах. «Это было захватывающе. Я обнаружил, что мне нравится подталкивать себя, проверять свои пределы», – рассказывал Лемонд о своем увлечении фристайлом в книге «Наука фитнеса». В 14 лет Грег поехал в спортивный лагерь, где ему посоветовали больше ездить на велосипеде в межсезонье, чтобы укрепить мышцы ног. Лемонд быстро понял, что велотренировки улучшают не только его физическую форму, но и ментальное здоровье, – и сменил вид спорта. 

    Лемонд влюился в велоспорт, когда ему было 14, а через 10 лет покорил «Тур де Франс»
    Лемонд влюился в велоспорт, когда ему было 14, а через 10 лет покорил «Тур де Франс» /Jean-Yves Ruszniewski / TempSport / Corbis/VCG / Getty Images

    Спустя год Лемонд начал выигрывать гонки для юниоров, хотя был моложе многих соперников на 2–3 года. В 18 он взял три медали юниорского чемпионата мира и был приглашен в олимпийскую сборную США. Но стать чемпионом Игр ему не удалось. Политический бойкот Олимпиады-1980 не позволил Лемонду поехать в Москву, а ждать второго шанса у Грега не было времени. По плану, который он зафиксировал в блокноте, когда начал заниматься велоспортом, в 22 года он должен был выиграть чемпионат мира среди профессионалов, а в 25 покорить «Тур де Франс».  

    В 1980 г. в составе американской сборной Лемонд победил в гонке на 652 км во французском Сарте. Там его приметил спортивный директор велокоманды Renault Сириль Гимар, а спустя три месяца в Париже, в день финиша «Тур де Франс», 19-летний американец подписал свой первый профессиональный контракт.  

    Помоги себе сам 

    В 1983 г., как и планировалось в блокноте, Лемонд взял золото чемпионата мира (первым американцем среди мужчин), окончательно заявив о себе как об универсальном гонщике. Он отлично чувствовал себя в горах, мог выдать классный финишный спурт, но главное – умел быстро восстанавливаться. Спустя год Грег дебютировал на «Тур де Франс», выиграл молодежный зачет, а в генеральной классификации оказался третьим.  

    Французская команда La Vie Claire верно оценила перспективы юного гонщика и предложила ему контракт на $1 млн за три года. Лемонд согласился, рассчитывая стать лидером команды, но получил этот статус не сразу. В 1985 г. ему пришлось помогать – сдерживать соперников, защищать от ветра и т. д. – более титулованному партнеру Бернару Ино. После 17-го этапа Грег даже вспылил: «Уменя был шанс выиграть сегодня, но моя команда остановила меня». В итоговой классификации Лемонд занял 2-е место, уступив Ино меньше двух минут, и всем стало ясно, что американец больше не будет помогать другим – он готов выигрывать сам.  

    Ино обещал в следующем году поддержать Лемонда, но к началу гонки-1986 забыл об этом. Его отличная форма и амбиции выиграть рекордный, шестой раз стали поводом для настоящей войны. Партнеры по команде постоянно провоцировали друг друга. Ино и Лемонд не общались между собой, а команда разделилась на два лагеря. «Все, что делал Ино, было направлено на то, чтобы меня кинуть», – делился позже Лемонд. В итоге на последних семи этапах Лемонд все-таки вырвал победу и стал первым неевропейцем, выигравшим генеральный зачет «Тур де Франс».  За чемпионство Лемонд получил 300 000 франков призовых.  

    В интервью 2014 г. Грег сообщил, что именно «Тур» 1986 г. он считает пиком своей формы: «Я вообще не помню страданий в той гонке. Каждый день был отличным».  

    Меткий выстрел 

    Свою соревновательную подготовку к большим европейским многодневкам 1987 г. Лемонд начал в марте с гонки Тиррено – Адриатико по Италии, но на одном из этапов упал и сломал запястье. До «Тур де Франс» было чуть больше трех месяцев, и Грег решил вернуться в США, чтобы спокойно восстановиться. Часть своего отдыха он проводил на ранчо у отца, в Северной Калифорнии. Как-то отправившись на охоту, Лемонд в итоге оказался в больнице с потерей 65% крови: «Мой зять случайно выстрелил в момент, когда я вылез из-под огромного куста дикой малины. Как ни странно, я не чувствовал никакой боли, но мне нужна была помощь, я умирал».  

    Пули попали в спину и бок спортсмена, пробив легкие, печень, почки и задев сердце. На вертолете Лемонда доставили в больницу и сделали операцию. «В 25 лет я был на вершине мира, а спустя девять месяцев мне пришлось цепляться за жизнь», – вспоминал он позже тот драматичный момент. 

    Восстановление шло медленно, и Лемонд понимал, что, возможно, больше никогда не сядет на велосипед. Четыре месяца спустя Грег перенес еще одну операцию и получил письмо от своей команды о том, что контракт с ним разрывают. Плохие новости Лемонда не остановили – он много занимался, чтобы скорее вернуться в гонки. На пути в пелотон ему пришлось преодолеть тенденит голени и смену работодателя, но «Тур де Франс» 1989 г. он начал в седле в составе скромной бельгийской команды ARD. 

    Лоран Финьон был главным претендентом на победу в «Туре» и главным соперником Лемонда
    Лоран Финьон был главным претендентом на победу в «Туре» и главным соперником Лемонда /Wikimedia

    Главным фаворитом многодневки был француз Лоран Финьон, которому молодой Лемонд помогал выигрывать в 1985 г. За месяц до старта «Тура» Финьон взял «Джиро д’Италия» и был в отличной форме, но Лемонд хорошо начал во Франции и лидировал пять этапов в начале гонки. Но на финальный заезд от Версаля до Елисейских Полей желтую майку надел Финьон. Его преимущество над Лемондом составляло 50 секунд.   

    Но американец ехал в шлеме и использовал аэродинамический руль (с узким хватом), а француз – по старинке. Борьба шла до последних метров дистанции, и Лемонд не только нивелировал отрыв, но и привез сопернику 8 секунд – это преимущество чемпиона до сих пор остается минимальным в истории «Тура».  

    В том же году Лемонд выиграл чемпионат мира и первым из велосипедистов оказался на обложке Sports Illustrated, который назвал его спортсменом года. «Если бы кто-нибудь сказал мне год назад, что у меня будет такой сезон, я бы ответил, что он сумасшедший. Это, безусловно, кульминация моей карьеры», – резюмировал Лемонд в интервью Los Angeles Times. 

    Борьба за чистый спорт 

    Cвой успех Лемонд превратил в самый дорогой на тот момент контракт в истории велоспорта. За $5,5 млн его на три года подписала французская команда Z-Tommaso, хотя в интервью тех лет Лемонд признавался, что после несчастного случая на охоте понял: он гоняется не ради денег, а ради себя.   

    На своем пятом «Тур де Франс» Лемонд был фаворитом, на него работала команда – и, не выиграв ни одного этапа, он стал чемпионом. В третий раз в карьере. 

    Последней крупной победой Лемонда стала в 1992 г. американская гонка Tour DuPont. В том же году дебютировал Лэнс Армстронг, будущая звезда мирового велоспорта. Лемонд позже вспоминал то время словами «что-то изменилось». Кровяной допинг изменил расклад сил. «Скорости были выше, и гонщики, которых я легко превзошел, теперь сбрасывали меня», – характеризовал ситуацию Лемонд.  

    В 33 года он завершил свою карьеру, но велоспорт не бросил. Еще в 1990 г. Грег основал компанию LeMond Bicycles по производству эксклюзивных велосипедов, но в 1995 г. производство и торговую лицензию получила Trek Bicycle Corporation. В 2008 г. партнерство завершилось. За 13 лет Trek заработала на продаже велосипедов под именем Лемонда более $100 млн, а Грег получил $5 млн. Одной из причин разрыва стала яростная война Лемонда с Армстронгом, который в начале нулевых был кумиром велосипедного мира. 

    В 1999 г. Армстронг выиграл свой первый «Тур де Франс», но Лемонд сразу поставил под сомнение его чистоту: «Когда я услышал, что он работает с Микеле Феррари [спортивный врач с допинговой репутацией], я был опустошен. Не хочу комментировать результаты этого года. Я разочарован в Лэнсе». Армстронг на десятилетие затмил Лемонда, став семикратным победителем «Тура», но время все расставило по своим местам.  

    В 2013 г. в телешоу Опры Уинфри Армстронг признался, что принимал допинг. Он был лишен всех титулов «Тура», а к Лемонду вернулось звание единственного американца, выигрывавшего французскую многодневку.  

    Кроме того, Лемонд возобновил свой велобизнес. В 2021 г. вышла его очередная модель велосипедов Prolog стоимостью более $8000, а осенью 2022 г. ожидают LeMond 8 за $12 500. Новые велосипеды целиком изготовлены из карбона компании LeMond Carbon – еще одного бизнес-проекта знаменитого гонщика.