Фитнес-индустрия в первом квартале 2021 года восстановится на 80%
Однако новые точки роста придется искать с помощью государстваПо мнению экспертов Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), весна 2021 г. станет решающим этапом для рынка фитнес-услуг. При оптимистическом сценарии развития, по итогам квартала рынок восстановится до допандемийного уровня на 80-85%. В то же время закрытие компаний продолжится, в первую очередь из-за финансовых сложностей, связанных с необходимостью расчетов по отложенным и текущим платежам.
Динамика рынка: март 2020-март 2021
Согласно годовому отчету Международной фитнес-ассоциации (IHRSA), до пандемии коронавируса мировая индустрия оздоровительных клубов завершила десятилетие с рекордными показателями. Во всем мире доход отрасли в 2019 г. составил $96,7 млрд. Более 184 млн игроков развивали почти 210 тыс. медицинских и фитнес-центров.
По оценкам Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), российская фитнес-отрасль по итогам 2020 г. потеряла 25% игроков и около 40% валовой выручки. До марта 2020 г. индустрия обслуживала около 7 млн граждан. Объем выручки составлял 167 млрд руб. На территории страны функционировало более 13 тыс. фитнес-объектов со 768 тыс. сотрудников.
Пандемия обрушила рынок в марте, когда многие фитнес-клубы, преимущественно небольшие игроки рынка, вынуждены были закрыться. Локдаун продлился от трех до пяти месяцев в зависимости от региона. За этот период российский рынок потерял около 50 млрд руб. Кризис в офлайн-сегменте усугубил отток клиентов на онлайн-платформы (3-4% рынка) и далее, в летний период, на открытые площадки.
В июле-августе фитнес-клубы получили в три-четыре раза больше возвратов и заморозок клубного членства, чем обычно. Ожидания, связанные с ростом продаж в осенний период, также не оправдались — поток клиентов снизился на 60% по сравнению с аналогичным докризисным периодом. Выручка игроков рынка в III квартале 2020 г. составила 50% от выручки за III квартал 2019 г. Динамика с октября стала положительной, начался постепенный прирост объемов продаж, но темпы прироста пока не позволили приблизиться к показателям 2019 г.
Январь 2021 г. стал переломным: участники фитнес-рынка начали восстанавливаться разными темпами. К завершению месяца крупные сети пришли с выручкой по клубным картам в среднем минус 10-15% по сравнению с выручкой за январь прошлого года.
Однако январь — еще не показатель. На начало зимы и весну в отрасли традиционно приходится пик спроса. С учетом отложенных финансовых расходов, в I квартале 2021 г. рынок восстанавливает форму очень медленно. Сейчас фитнес недополучает до 15-20% стандартного оборота аналогичного периода прошлого года, при этом расходы среднего предприятия увеличились на 20-25%. Главная задача этого периода — уменьшить разрыв между расходной и доходной частями.
В целом весна 2021 г. станет для индустрии пиком всего кризисного 2020 г. и очередным этапом проверки участников рынка на прочность. На этот период придется основная финансовая нагрузка. Основные статьи расходов составят аренда помещений (в том числе отложенная аренда за прошлый год) — до 30% расходов, фонд оплаты труда — до 40%, взятые во время локдауна кредиты — до 15-20% и налоги.
Чего хотят клиенты
Американский колледж спортивной медицины (ACSM) на основе анкетирования профессионалов в сфере фитнеса и здравоохранения составил список ключевых фитнес-трендов 2021 г. В этом году в опросе приняли участие более 75 тыс. специалистов из Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Франции, Германии, Японии, Индии, Италии, России, Сингапура, Сербии, Великобритании, США и многих других стран.
В числе трендов доминируют ЗОЖ-практики и онлайн-сервисы. К первой группе тенденций можно отнести направление Exercise is Medicine («упражнение как лекарство»), йогу, велнес-коучинг, тренировки на улице, фитнес-программы для пожилых людей, ко второй — индивидуальные и групповые онлайн-тренировки, программы занятий в мобильных приложениях, носимые технологии (фитнес-трекеры, смарт-часы и т.д). Кроме того, в тренде остаются упражнения для снижения веса, тренировки со свободными весами и собственным весом, функциональные и высокоинтенсивные интервальные тренировки.
Пандемия внесла коррективы в ход развития индустрии. На начало 2019 г. исследователи прогнозировали рост небольших студий и появление новых форматов тренажерных залов. В 2020 г. мелкие игроки не смогли выжить, а все идеи по новым формам ушли в онлайн. Однако во всем остальном прошедший год продолжил тенденции предыдущего периода. К примеру, носимые гаджеты и программы для пожилых людей впервые вошли в список трендов ACSM еще в 2016 году. Исходя из чего можно сделать вывод, что общий вектор развития индустрии по отдельным видам услуг существенно не изменился.
Меняется скорее не потребительский спрос на те или иные услуги, а сама концепция потребления и подходы к занятию спортом. Сейчас нужны услуги шаговой доступности и комплексные программы по оздоровлению. Люди выбирают клубы ближе к дому или офису, ценят их атмосферу. Популярным становится подход к тренировкам в рамках концепции «тело-дух-душа».
По данным исследовательской компании ClubIntel, онлайн-форматы после пандемии в странах с развитыми фитнес-рынками прижились — 72% клубов в США теперь предлагают групповые тренировки по запросу и в прямом эфире, что на 25% больше сравнению с 2019 годом. Концепция виртуального фитнеса зарекомендовала себя как одна из основных новых тенденций в постковидном пространстве, следующим шагом в этом направлении станет распространение геймифицированных фитнес-приложений на основе AR.
В 2021 г. сети крупных тренажерных залов будут быстрее внедрять новые технологии, чтобы привлечь к занятиям новых клиентов и выделиться среди конкурентов. Цифровые решения позволят усовершенствовать тренировочный процесс благодаря возможности отслеживать результаты в реальном времени. Кроме того, большое значение в организации комфорта и обеспечения безопасности посетителей фитнес-клубов будут иметь бесконтактные решения — бесконтактная регистрация или регистрация с низким уровнем касания, отслеживание визитов клиентов с помощью функции распознавания лиц, бесконтактная оплата. Востребованными станут площадки с качественным климат-контролем и продвинутыми системами очистки и обеззараживания воздуха.
Точки восстановления индустрии в России
На текущий момент для игроков рынка актуален поиск максимально эффективных и быстрых решений для восстановления бизнеса. Сейчас компании вынуждены перестраиваться с длинного на короткое клубное членство, так как покупатели боятся приобретать карты на долгий период обслуживания.
Вместо годовых абонементов клиентам предлагают пакеты на три и шесть месяцев. В дальнейшем рынок может развиваться по западной модели рекуррентных платежей, когда по договору на годичный или более длинный срок происходит безакцептное списание денежных средств за клубное членство со счета клиента. Однако эта схема в России пока слабо прижилась из-за неразвитости банковской системы и необходимости серьезных вложений в маркетинг.
Невозвратные карты мешает ввести также ограничения в виде жесткой нормы в законе о защите прав потребителей, согласно которому за оплаченную, но не оказанную услугу предприятие обязано вернуть деньги клиенту. АОФИ пытается принципиально поменять этот подход и предлагает введение невозвратных дешевых абонементов при обязательном условии наличия альтернативы (более дорогих карт с правом их безапелляционного расторжения и возврата денег).
У потребителя всегда будет выбор: купить очень дешевый, но невозвратный абонемент, или абонемент чуть дороже, но с правом возврата. Такие формы реализованы в авиаперевозках, гостиницах и т. д По прогнозам АОФИ, мера даст возможность операторам увеличить количество занимающихся на 50% за два-три года и даст толчок к реинжинирингу бизнес-модели отрасли, что позволит привлечь к систематическим занятиям физкультурой и спортом все большее количество людей.
Сохранить существующих и привлечь новых клиентов участникам отрасли также поможет введение кэшбэка в размере 20% потраченных на фитнес средств. С этой инициативой АОФИ обращалось в октябре прошлого года к премьер-министру и членам правительства. Введение кэшбэка поможет мотивировать людей покупать членство в клубе.
В других отраслях, например, в туризме, подобная практика хорошо зарекомендовала себя. По данным Ростуризма, региональные экономики за счет реализации программы получили суммарно около 13 млрд рублей. Крупные туроператоры увеличили свои продажи по отношению к аналогичному периоду в среднем на 40%, агрегаторы — на 10-15%, гостиницы — на 15-20%.
Помимо этого, действенной мерой должно стать введение налогового вычета для граждан, которые хотят заниматься фитнесом, и предприятий отрасли. Соответствующий законопроект уже был принят в первом чтении. Введение инициативы позволит посетителям фитнес-клубов вернуть 13% (размер налога) от стоимости клубного членства. Максимальный размер возвращенных средств может быть не более 15,6 тыс. руб. в год.
Фитнес-клубы, в свою очередь, смогут стабилизироваться после пика пандемии и сопутствующего ей кризиса и привлечь новых клиентов. При этом для участников рынка важно, чтобы действие налогового вычета, когда соответствующий закон будет окончательно принят, распространялось и на 2021 г. АОФИ также выступила с инициативой ввести налоговый вычет для предпринимателей, которые компенсирует сотрудникам расходы на занятия спортом: отнесение к затратам покупки абонементов сотрудникам с соответствующим уменьшением налогооблагаемой базы предприятия.
Однако введение налогового вычета, рекуррентных платежей и кэшбэка недостаточно для решения проблемы возврата посетителей в фитнес-клубы.
В 2021 г. особенно важное значение будут иметь мероприятия по восстановлению переболевших COVID-19 граждан. Работа в этом направлении может проходить в рамках совместной программы игроков фитнес-индустрии и экспертов-медиков, реализуемой при поддержке Министерства здравоохранения. В рамках коллаборации двух сфер — спорта и оздоровительных услуг — возможны такие решения, как включение фитнеса в программы ОМС и ДМС.
Если государство комплексно подойдет к вопросу восстановления фитнес-индустрии и даст старт перечисленным выше инициативам, рынок полностью восстановится до допандемийных показателей и начнет активный рост в 2023 г.