Олимпийский комитет России теряет спонсорские доходы

    На фоне ухода «Газпрома» в 2023 году выручка организации упала на 60%
    В ближайшие годы ОКР не сможет рассчитывать на мощную финансовую поддержку «Газпрома»
    В ближайшие годы ОКР не сможет рассчитывать на мощную финансовую поддержку «Газпрома» /Евгений Разумный / Ведомости

    Олимпийский комитет России (ОКР) в прошлом году лишился крупного спонсора в лице «Газпрома», с которым намеревался продлить сотрудничество на четыре года (2023-2026 гг.) Согласно пояснительной записке к финансовой отчетности организации за 2023 г., размещенной в системе СПАРК, решение «Газпрома» отказаться от дальнейшего спонсирования ОКР было продиктовано, в частности, меняющимися реалиями в российском спорте, который находится под сильным санкционным давлением извне.

    «Так как в течение 2023 г. сохранялась неопределенность с допуском нашей команды к олимпийским мероприятиям, а также по причине введенных в отдельных секторах экономики санкций, партнеры ОКР были вынуждены оптимизировать свои расходы на рекламу и социальные проекты. Так, планируемый к подписанию договор о спонсорстве на период с 2023 по 2026 гг. между ОКР и ПАО «Газпром» на оказание услуг по размещению рекламных материалов ПАО «Газпром» подписан не был», – говорится в записке.

    При этом в документе также утверждается, что с января по август 2023 г. ОКР продолжал оказывать рекламные услуги «Газпрому», которые впоследствии оценил в 35,35 млн руб. Значимость для ОКР партнерских отношений с одной из крупнейших энергетических компаний мира трудно переоценить – согласно отчетности, в 2022 г. организация по статье «добровольные имущественные взносы и пожертвования» получила от «Газпрома» почти 1,4 млрд руб.

    В 2014 г. компания обязалась оказать спонсорскую поддержку в размере $130 млн олимпийским сборным России в рамках подготовки к летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро в 2016 г. и зимней Олимпиаде-2018 в Пхенчане. В преддверии ОИ-2020 в Токио, которые из-за пандемии коронавируса были перенесены на год позже, «Газпром» выполнил свои обязательства перед ОКР в срок и в полном объеме. Размер финансовой поддержки не разглашался, но глава ОКР Станислав Поздняков в интервью газете «Ведомости» в мае 2021 г. рассказал, что на подготовку к Играм в общей сложности было потрачено 1,2 млрд руб.

    Социальная нагрузка для бизнеса

    «Спада интереса спонсоров я не замечал, ситуация с «Газпромом», скорее, исключение из правил. У «Газпрома» большой пакет спонсорских проектов в спорте, к тому же, в текущей ситуации компания, наверное, стремится к снижению затрат, – рассказал «Ведомости. Спорту» директор агентства спортивного маркетинга «Sport SMM» Кирилл Малышевский. – В России большая часть спонсорских соглашений в спорте – это не столько коммерческие, сколько социальные проекты. Часто компании, особенно госкомпании, получают их «в нагрузку». Поэтому вместо «Газпрома» в любой момент может появиться другая компания. Особенно если ОКР переформатируют в не связанную со словом «олимпийский» структуру. Такое, судя по всему, тоже возможно».

    По словам собеседника, последние несколько лет среди крупных отечественных компаний интерес к поддержке спорта только растет. «Любой зарубежный автобренд, экипировщик или производитель газировки, до этого спонсировавший российский спорт и впоследствии покинувший страну, открыл дорогу отечественным компаниям. Один из самых ярких примеров – деятельность производителя энергетиков Red Bull, который с рынка формально не ушел, но практически полностью свернул маркетинговую деятельность на территории России», – говорит Малышевский.

    Экипировщик под санкционным «катком»

    Ужесточение санкций со стороны МОК в 2022 г., повлекшее практически повальное отстранение российских спортсменов от международных соревнований, задело интересы еще одного партнера ОКР. В силу запрета на использование государственной символики и символики собственного бренда, официальный экипировщик олимпийских сборных России компания Zasport лишилась возможности в полном объеме реализовать свои права, возможности и привилегии генерального партнера ОКР. Поэтому стороны в августе 2023 г. подписали допсоглашение с целью перераспределения спонсорских начислений. В результате выручка ОКР от реализации партнерского договора с Zasport снизилась на 40%: в 2023 г. она составила 137,4 млн руб., годом ранее – 241,6 млн руб.

    При этом Zasport фигурирует и среди крупнейших должников ОКР. По состоянию на конец 2023 г. задолженность компании составляла 215,9 млн руб. (в 2022 г. она равнялась 67,1 млн руб.) Крупнейшим дебитором остается Международный олимпийский комитет (МОК), чей долг равен 760,2 млн руб. и вряд ли будет погашен пока действуют им же введенные санкции в отношении ОКР.

    На фоне сокращения доходов от рекламы и отказа «Газпрома» от перезаключения спонсорского контракта выручка ОКР за год сократилась примерно на 60% – с 2,14 млрд руб. в 2022 г. до 698 млн руб. в 2023 г. Согласно отчету о финансовых результатах организации, размещенном в системе СПАРК, чистая прибыль ОКР также резко снизилась – с 2,14 млрд руб. в 2022 г. до 686,9 млн в 2023 г.

    В сложившейся ситуации ОКР был вынужден пересмотреть вес других статей в структуре доходов. В минувшем декабре Исполком ОКР утвердил краткосрочный финансовый план на 2024 г., согласно которому основным источником доходов организации в этом году станет выручка от сдачи помещений в аренду и размещения свободных денежных средств.

    Несмотря на очевидное отрицательное влияние международного фактора на развитие российского спорта, собеседник «Ведомости. Спорт» считает, что спонсорские деньги можно удачно вложить в многочисленные проекты в стране, включая международные.

    «В России наблюдается тренд развития массового спорта, детского спорта и спорта широкой доступности. Поэтому многие партнеры начинают обращать внимание на большие детские турниры, массовые Спартакиады, какие-то крупные соревнования внутри страны, – говорит Малышевский. – В этом году у нас еще будут проходить Игры дружбы, Игры БРИКС, много всего, куда можно вложиться. Хороший пример – недавно завершившиеся «Игры Будущего», которые получили поддержку от топовых российских компаний. При этом основной тренд – поддержка больших массовых спортивных проектов».