Псевдоним для Пьера де Кубертена и эмигранты из Российской империи. Как Олимпиады завоевывали внимание аудитории
Проигрывали Всемирным выставкам и решили объединить спорт с искусствомРади успеха на Олимпийских играх спортсмены годами изматывают себя тренировками. Но в первой половине XX века выиграть золотую медаль можно было и совсем по-другому. С 1912 по 1948 гг. на главных соревнованиях четырехлетия также состязались люди искусства. «Ведомости. Спорт» – с рассказом о том, кто побеждал в конкурсах и почему их отменили.
Выставочный турнир
В 1900 г. Олимпиаду принимал Париж. Тогда Игры проходили лишь во второй раз в истории и еще не были раскрученным брендом. Чтобы сделать их более популярными и известными, президент Международного олимпийского комитета (МОК) Пьер де Кубертен решил договориться о сотрудничестве с организаторами Всемирной выставки.
Первая в истории Всемирная выставка прошла задолго до зарождения олимпийского движения – еще в 1851 г. Тогда ее провели по предложению принца-консорта Альберта, мужа королевы Виктории. Выставка должна была представить все самые значимые достижения науки, техники, культуры и искусства. По своему размаху мероприятие не уступало будущим Олимпиадам. В Гайд-парке построили огромную оранжерею – Хрустальный дворец, ставший главным павильоном выставки. В Лондон соревновались делегации из десятков стран, а работы оценивало жюри. Лучшим выдавали медали.
По такому же принципу организовали и выставку в Париже в 1900 г. Она стартовала 14 апреля и закрылась 12 ноября. Олимпиада тоже была растянута во времени и шла с 14 мая по 28 октября. Для сравнения: первые Игры, прошедшие в Афинах в 1896-м, получились более скоротечным – всего девять дней. В итоге Олимпиада в Париже буквально растворилась в событиях Всемирной выставки, организаторы которой к тому же параллельно проводили собственные соревнования, что лишь путало спортсменов и болельщиков.
Следующие Игры должны были пройти в Чикаго уже как независимое событие. Но в планы вновь вмешалась Всемирная выставка – на этот раз в Сент-Луисе. Изначально ее запланировали на 1903 г., но затем перенесли на год. К тому же организаторы тоже решили провести собственные соревнования – под эгидой Любительского спортивного союза США. МОК опасался, что на их турнир никто не приедет, пришлось опять объединять усилия. Игры перевезли в Сент-Луис. Они снова шли несколько месяцев и также оставили после себя противоречивые впечатления. В Америку и так было сложно добраться, а до расположенного в глубине континента штата Миссури – еще труднее. С тех пор Международный олимпийский комитет перестал сотрудничать с организаторами Всемирной выставки.
Американский чемпион из Петербурга
В 1906 г. Пьер де Кубертен предложил позаимствовать несколько пунктов программы Всемирной выставки и внедрить в Олимпиаду состязания между художниками, скульпторами, архитекторами и другими творческими людьми. Реализовать задуманное к ближайшим Играм не вышло. Через два года Олимпиаду должен был принять Рим, но столица Италии не успела подготовиться. Новым местом проведения спешно назначили Лондон, и времени хватило только на то, чтобы организовать спортивные соревнования.
Лишь в 1912 г. на Олимпиаде в Стокгольме дебютировали люди искусства. Правда, шведские организаторы не знали, как оценивать их работы, поэтому полностью положились на МОК. В итоге литературные, музыкальные и художественные произведения присылали лично Пьеру де Кубертену, он же был одним из главных судей. Награды рассылали по почте.
К участникам предъявили строгие требования: им разрешили показать только те работы, которые до этого никогда не вставлялись. Кроме того, произведения могли быть посвящены только спорту. В итоге на медали претендовали 33 человека. Среди них был, например, американец Уолтер Уайнэнс, который к тому моменту уже брал золото Олимпиады – в 1908-м в стрельбе. Спустя четыре года он получил высшую награду за скульптуру рысака (конный спорт как раз тогда вернулся в программу Игр). К слову, Уолтер родился и учился в Петербурге, но американское гражданство на подданство Российской империи так и не поменял, поэтому на Олимпиадах выступал под флагом США. Россия же была представлена скульптором Паоло Трубецким, который наград не получил.
Всего в 1912 г. разыграли пять золотых и одну серебряную медаль. В категории «архитектура» победили швейцарцы Эжен Моно и Альфонсо Лаверье с проектом современного стадиона. Итальянского музыканта Риккардо Бартелеми наградили за «Олимпийский победный марш». Его соотечественник художник Карло Пеллегрини взял награду за картину «Зимний спорт», а лучшим литературным произведением стала «Ода спорту», написанная самим Пьером Де Кубертеном, правда, под псевдонимом.
Участники–эмигранты
Хотя общее число участников Олимпиады 1920 г. было больше, чем на предыдущих Играх-1912 (во время Первой мировой войны соревнования не проводились), конкурсы искусств получились даже менее массовыми. Номинации и критерии были теми же, но на награды претендовали только 11 человек. Среди них впервые была женщина – француженка Генриетта Бросин де Полански, которой досталось серебро за картину «Прыжок». Ни один архитектурный проект не удостоился золота, вручили только серебро – норвежцу Хольгеру Синдинг-Ларсену за план и эскиз гимнастической школы. То же самое касается и живописи: судьи определились только с серебряным и бронзовым призерами. Италия была лучшей в литературе, а Бельгия – в музыке и скульптуре.
Только в 1924 г., когда Игры снова принимал Париж, конкурсы искусств достигли по-настоящему солидного размаха. Заявки подали 193 участника, и трое из них были связаны с Россией. Речь о художниках Александре Яковлеве и Марии Веге, а также скульпторе Сергее Юрьевиче. Яковлев и Вега родились в Петербурге, но уехали из страны после революции. Юрьевич тоже жил в России и даже служил при дворе Николая II, хотя сам он родом из Парижа и эмигрировал после большевистского переворота.
Идею создания олимпийской команды из бежавших после Гражданской войны белых в то время активно продвигал князь Лев Урусов. Он стал членом МОК еще в 1910 г. и сохранил пост до самой смерти в 1933-м. Пьер де Кубертен отказал ему в праве создать такую команду, а в конкурсе искусств выходцы из России смогли принять участие только как частные лица. В итоге ни один из них не только ничего не выиграл, но даже не попал в окончательный список претендентов.
Зато на той же Олимпиаде членом жюри был российский композитор Игорь Стравинский, который также за несколько лет до этого эмигрировал в Европу. Он должен был оценить музыкальные произведения, но, судя по всему, достойных претендентов не было: в 1924-м никто не получил медали в этой категории.
Наследник конкурсов искусств
С 1924 г. работы демонстрировались на специально организованной выставке, которая шла в дни Олимпиады. Не все творения победителей дошли до наших дней, но некоторые даже сегодня используются по назначению. Например, в 1928-м золото в «архитектуре» досталось Яну Вилсу, который представил даже не проект, а готовое сооружение – Олимпийский стадион в Амстердаме. Именно на нем проходило открытие и часть соревнований тех Игр. Позже на арене играл «Аякс» и сборная Нидерландов, а в 2018-м здесь прошел чемпионат мира по конькобежному спорту.
Конкурсы были частью программы Олимпиады до 1948 г. После первых послевоенных соревнований в МОК вспомнили о важном принципе Игр: в них могли участвовать исключительно любители, а для большинства художников, скульпторов и архитекторов искусство было основным источником дохода. Кроме того, у организаторов было не так много возможностей для проведения по-настоящему масштабных соревнований – не хватало денег и времени. В 1952 г. летние Игры принимала Финляндия, и местные организаторы объявили, что сосредоточатся только на спортивной составляющей. Так конкурсы художников, музыкантов и других представителей искусства исчезли из программы Олимпиады.
Их наследником можно назвать Дельфийские игры. На молодежном уровне они проходят с 1997 г., а на взрослом – с 2000-го. Соревнования отсылают к античным Пифийским играм в Дельфах, в которых участники состязались как в спорте, так и в творчестве. Сегодня на Дельфийских играх награды вручают только за достижения в культуре и искусстве, и чем-то этот фестиваль напоминает то, что больше ста лет назад придумал Пьер де Кубертен.