С улиц на Олимпиаду: как баскетбол 3х3 привлек спонсоров и добился признания МОК

    «Ведомости. Спорт» разбираются во внутреннем устройстве дебютанта Игр
    ТАСС
    ТАСС

    Одним из новичков соревновательной программы Токио-2020 стал баскетбол 3х3: на половине стандартной площадки, с командами из четырех человек (три – на поле) и чуть уменьшенным мячом. Уличная версия баскетбола начала набирать популярность с 1950-х, но пристальное внимание спортивных чиновников стритбол получил в начале нулевых.

    В 2007 г. Международная федерация баскетбола (ФИБА) в качестве эксперимента включила баскетбол 3х3 – так спорт стал называться в системе ФИБА – в программу Азиатских игр в закрытых помещениях. В 2010 г. в Сингапуре состоялся полноценный международный дебют дисциплины – на первых летних юношеских Олимпийских играх. Два года спустя ФИБА провела первый Кубок мира для сборных, тогда же запустили и клубный Мировой тур, а в июне 2017 г. баскетбол 3х3 получил олимпийский статус – как самый массовый командный вид спорта в городах (ФИБА ориентируется на цифру в 250 млн играющих по всему миру).

    Профессиональный подход

    Глобальной популяризации баскетбола 3х3 способствует простота организации по сравнению с классическим баскетболом, считает разыгрывающий сербской команды «Нови-Сад» и самый титулованный игрок в мире Душан Домович-Булут. «Я бывал на Мальдивах, на Гуаме, в Непале, там ребята тоже играют 3 на 3, так легче, – объясняет он в интервью «Ведомости. Спорту». – В Сербии это массовое увлечение, ведь всегда проще собрать шесть человек, чем десять».

    Попав под крыло ФИБА, стритбол получил четкую структуру соревнований и внимание спонсоров. На фоне приличных призовых для игроков топ-команд это занятие стало не факультативным хобби, а основной работой.

    К примеру, победитель каждого из шести турниров категории «Мастерс» Мирового тура ФИБА в 2021 г. получит $40 000, занявший второе место – $30 000, пятое – $8000. На самом престижном заключительном турнире сезона, который пройдет 17–18 декабря в аравийской Джидде, призовые выше: $60 000 – за первое место, денежные премии от $42 000 до $6000 достанутся клубам, занявшим места со второго по восьмое.

    Кроме того, на каждом этапе премируется команда, быстрее всех набравшая 21 очко ($2000), победитель и призеры конкурса по броскам сверху ($3000 и по $500 соответственно), а также чемпион конкурса по дальним броскам (от $500 до $3000). Несколько ниже денежные вознаграждения на отборочных турнирах к Мировому туру – челленджерах ($15 000 за победу) и квестах ($10 000).

    facebook.com/FIBA3x3
    /facebook.com/FIBA3x3

    В 2019 г. суммарный призовой фонд турниров по баскетболу 3х3 в рамках ФИБА составил более $2,5 млн, фиксирует генеральный секретарь международной федерации Андреас Загклис. «Олимпийская мечта стала дополнительным стимулом для вовлечения в баскетбол 3х3 новых игроков, национальных федераций, олимпийских комитетов и организаторов соревнований, – объясняет он в разговоре с «Ведомости. Спортом». – А несколько лучших игроков получили целевое финансирование от олимпийских комитетов своих стран».

    При этом ФИБА старается поддерживать и любительское движение. «Мы разработали бесплатное приложение, позволяющее организовывать турниры по всему миру, а сообщество любителей баскетбола 3х3 на наших платформах в соцсетях к 2019 г. превысило 3 млн человек», – добавляет Загклис.

    Олимпиада-2020 в Токио. Баскетбол 3х3. Групповой раунд, мужчины.
    Олимпиада-2020 в Токио. Баскетбол 3х3. Групповой раунд, мужчины. /Xinhua / ТАСС

    Успех — магнит для спонсоров

    По словам Домовича-Булута, ни он, ни его партнеры по команде в начале пути не думали, что баскетбол 3х3 может стать их работой и основным источником доходов.

    «Это была просто страсть, любовь к спорту, мы лишь старались как можно дальше забраться, – говорит баскетболист. – Но все сошлось после того, как мы впервые выиграли Кубок мира со сборной в 2012 г. и Мировой тур с «Нови-Садом» в 2014 г. Появились спонсоры, успехи на турнирах принесли денежные премии. Мы получили платформу, позволяющую материально обеспечить себя и своих близких и заодно заниматься любимым делом».

    В 2014 г. спонсором «Нови-Сада» стала Red Bull, а годом позже команда обзавелась приставкой «Аль-Вахда» после подписания спонсорского соглашения с одноименным клубом из Абу-Даби. С этого момента игрокам не приходилось думать о том, найдутся ли деньги на авиабилеты, гостиничные номера и аренду тренировочного зала. «Мы стали полными профессионалами», – говорит Домович-Булут.

    Сотрудничество с ОАЭ прекратилось в 2018 г. из-за жесткой политики ФИБА в отношении упоминания брендов в названиях клубов. «Наш партнер даже предлагал смену названия на Абу-Даби, но ФИБА не разрешила», – объясняет Домович-Булут расставание со спонсором.

    Букмекеры в игре

    В России баскетбол 3х3 тоже развивается динамично. Женская сборная уже выигрывала Кубок мира, два раза брала Кубок Европы, мужчины дважды становились чемпионами Европейских игр, мужская «молодежка» – двукратный обладатель Кубка мира. В Токио-2020 и мужская, и женская команды сыграли в финалах, но уступили – Латвии и США соответственно.

    В начале нулевых стритбол в России активно поддерживала экипировочная компания Reebok, разглядевшая в увлеченной уличной культурой молодежи свою целевую аудиторию. Сейчас интерес к баскетболу 3х3 проявляют букмекеры – BetBoom является титульным спонсором чемпионата России, Winline – престижного турнира Moscow Open, а Parimatch в январе 2021 г. стал нейминговым партнером женской команды «Находка» (Москва).

    По словам руководителя отдела спонсорства БК BetBoom Рустама Махмутова, спонсоров в баскетбол 3х3 привлекают прежде всего широкая география и большое количество событий. «Турниры проводятся не только в Москве и Санкт-Петербурге, как это бывает в других видах спорта», – рассказывает Махмутов «Ведомости. Спорту».

    К тому же спонсорство – один из главных маркетинговых инструментов для букмекеров, ведь многих других рекламных возможностей беттинговые компании лишены законодательством, говорит Махмутов. «Наружная реклама и время на федеральных каналах в прайм-тайм нам не доступны, из-за чего бюджеты сконцентрированы на нескольких направлениях, в том числе титульном спонсорстве», – объясняет эксперт.

    Директор по маркетингу «Parimatch Россия» Светлана Шабалина сумму спонсорского контракта с клубом, который теперь носит имя компании, не раскрывает, но признает, что больше 55% расходов приходится на оплату труда игроков и сотрудников. На чемпионате России девушки БК «Париматч» пробились в четверку, и в компании с оптимизмом смотрят на перспективы дальнейшего сотрудничества.

    «Нейминг клубов, федераций, турниров – эффективный способ сделать бренд узнаваемым среди разных сегментов аудитории, – рассказывает Шабалина. – С командой в женском баскетболе 3х3 мы получили возможность легально рекламировать наш бренд в источниках, которые ранее были недоступны нам ввиду действующих ограничений».