«Свой путь к первому бою я начинал на табурете в кабине пилота ТУ-154». Неизвестный Хабиб

    Истории из жизни до UFC
    Хабиб Нурмагомедов, бывший чемпион UFC в легком весе, введен в Зал славы UFC
    Хабиб Нурмагомедов, бывший чемпион UFC в легком весе, введен в Зал славы UFC /Валерий Шарифулин / ТАСС

    «Орел приземлился в Зале славы UFC. Поздравляем Хабиба с тем, что он стал первым бойцом, пополнившим Зал славы UFС в 2022 году», — объявил американский промоушен в своем Instagram на прошлой неделе. Все произошло во время турнира UFC 272 в Лас-Вегасе в тот момент, когда российский спорт оказался в тотальной изоляции.

    «Ведомости. Спорт» перечитал Khabibtime, автобиографию Хабиба Нурмагомедова, и выбрал несколько важных историй из его жизни до UFC.

    Про воспитание и мотивацию

    Хабиб никогда не скрывал, что ключевую роль в его спортивной (и не только) жизни играл отец — Абдулманап Нурмагомедов. Он был строгим воспитателем и тренером. Одно из самых известных видео с Хабибом — из детства, то, на котором он борется с медвежонком.

    «Я спрашивал отца: «А если он кусаться будет?». Он ответил: «А тебе зубы на что, ты тоже кусай». Так вся жизнь у меня и прошла в конкуренции, в борьбе. Или ты становишься лучше, или ломаешься», — рассказывал Хабиб в одном из интервью.

    Борьба в жизни Хабиба была не только спортивной. На каком-то этапе абсолютной нормой для него были уличные разборки. Отец пресекал их предельно жестко, особенно когда будущий чемпион UFC начал выступать среди профессионалов. Осенью 2008 г. Хабиб готовился к своему второму турниру. Накануне вылета в Москву Абдулманап случайно увидел сына в компании молодых людей, которые «активно спорили». Позвонил ему. Хабиб увидел вызов, но решил не поднимать трубку. Отец и сын встретились вечером за ужином. Абдулманап напомнил о звонке, Хабиб соврал, что никакого звонка не заметил.

    «В этот момент рука отца уже летела в область моего затылка. Бах. Бух. Потолок. Стена. Вновь пол. Голова. Спина. Отец отделал меня, будто я был тренировочным манекеном. Я даже опомниться не успел. «Отец в отличной форме», — поймал я себя на мысли. С большим трудом мне все-таки удалось упросить отца остановиться… На следующее утро я должен был вылететь в Москву на турнир в «Атриуме». Представляете? Завтра лететь и драться, а сегодня вечером папа несколько раз запускает тебя по маршруту пол-потолок».

    По словам Хабиба, больше всего его расстроили не удары отца, а сам факт ссоры: «Я не обращал внимания на то, что он меня избил. Он отец. Если бьет — значит, заслужил. Тем более я знал, что сам виноват. Поделом. Меня больше волновало душевное состояние папы после всего этого. Я его расстроил. Мне во что бы то ни стало нужно было выиграть эти бои. Одержав победу, я мог выровнять отношения с отцом».

    На турнире Хабибу не было равных. Он безоговорочно выиграл три боя и заработал $ 2000 (56 000 руб., по курсу того времени). А желание не расстраивать отца навсегда стало его главной мотивацией в октагоне.

    Про английский язык и трудности перевода

    Хабиб не раз говорил, что не очень любил учиться. Из всех школьных предметов самыми увлекательными для него были история и география. Но отец постоянно напоминал о том, как важно иметь хорошее образование, и устроил Хабиба в международный дагестано-турецкий колледж. Все обучение там проходило на английском языке.

    «Я старался как только мог, но мне не все удавалось. Самые большие проблемы я испытывал именно с английским языком. Итоговый экзамен в конце седьмого класса я не сдал, и папа был вынужден перевести меня на учебу в обычную махачкалинскую школу».

    До определенного момента это не казалось большой проблемой. Все изменилось, когда возник интерес со стороны UFC. Для того, чтобы закрепиться в промоушене, важно не просто хорошо драться, но и быть активным в медиапространстве. Еще один момент — исключительно бытовой. Хабиб начал проводить много времени за границей. Первое время очень выручал Google-переводчик.

    «В зале ребята, зная, что у меня проблемы с языком, старались, используя гаджеты, доводить до меня то, что хотели. За пределами мне было совсем тяжело. Простая ситуация: захожу в кафе, чтобы перекусить, заказываю что-то, а бармен задает сотню уточняющих вопросов по поводу заказа. Вот тут начинался квест: смогу или нет. Постепенно я набрал необходимый для общения в кафешках комплекс слов. Так как не всегда мог найти заведения, в которых мясо животных или птицы соответствовало бы нормам, принятым в Исламе, часто заказывал себе салаты, свежие овощи и рыбу. Поэтому краткий набор словосочетаний «No meat. No chicken. Fish. Vegetables. Please» был для меня дежурным и часто выручал. Проживая в Штатах и общаясь с людьми, я стал понимать сначала немногие, а потом почти все смыслы обращений и вопросов ко мне. И это было хорошо. Вот только отвечать я еще долго не мог. Это было не совсем хорошо».

    Про первый контракт с UFC и табурет в кабине ТУ-154

    Больше всего разговоров о том, что Хабиб Нурмагомедов может заключить контракт с UFC, было в конце октября 2011 г. после убедительной победы над бразильцем Аримарселом Сантусом на турнире в Хасавюрте. Но никто не ожидал, что все случится так быстро — документы прислали уже через 10 дней. Контрактов было два. Один с условиями сотрудничества на шесть боев. Второй — с полным описанием дебютного боя.

    «Документ пришел на электронную почту. Я словно сумасшедший бегал по своей и соседним улицам в поисках интернет-кафе. Ребята, работавшие в нем, помогли мне все распечатать. Итак, по присланному контракту UFC предлагал провести мне провести шесть боев. Финансовые условия были следующими: $8 000 я получал за то, что принимаю бой, и еще $8 000 за победу. Формула «8 000+8 000» увеличивалась на $2 000 по обеим позициям от боя к бою. То есть за второй мне платили 10 000+10 000 и так далее. Сейчас (на момент выхода книги в 2019 г. — «Ведомости.Спорт») UFC подписывает новичков с позиции 12 000+12 000. Тогда же $8 000 для старта были весьма солидной суммой. В контракте не были обозначены временные рамки сотрудничества. Никаких сроков. Только прописанное количество боев».

    Абдулманап Нурмагомедов очень не хотел, чтобы Хабиб подписывал свой первый контракт на таких условиях UFC. Помимо отсутствия внятных сроков, его смущало, что в договоре не было ни слова о страховке на случай травмы. Но Хабиб выпросил у отца разрешение подписать этот контракт, чтобы не задерживать развитие карьеры.

    Было на пути к UFC и еще одно препятствие. Чтобы получить американскую визу, Хабиб должен был прилететь в Москву в начале января. Но билетов на самолет не оказалось.

    «Свой путь к первому бою я в буквальном смысле начинал в кабине пилота самолета ТУ-154. Мне дали маленький табурет и посадили немного немного позади пилотов. Я осознанно не называю авиакомпанию, позволившую нам сделать это, опасаясь, что к ней могут применены санкции».

    Первый бой в UFC Хабиб Нурмагомедов провел 21 января 2012 г. против иранского бойца Камара Шалоруса. Последний — 24 октября 2020 г. против американца Джастина Гейджи и досрочно победил удушающим приемом. В марте 2022 г. Хабиба ввели в Зал славы UFC. Раньше Конора Макгрегора и Дэниела Кормье, у которых были чемпионские пояса сразу в двух весовых категориях.