Беспризорные звезды. Кто летом окажется на рынке свободных агентов НХЛ
Клубы лиги мечтают о повышении потолка зарплатНакануне дедлайна в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) было совершено несколько громких переходов. В новые команды отправились Владимир Тарасенко и Патрик Кэйн («Рейнджерс»), Дмитрий Орлов и Тайлер Бертуцци («Бостон»), Райан О’Райлли («Торонто»), Макс Доми («Даллас»), Дмитрий Куликов и Микаэль Гранлунд («Питтсбург»), Иван Барбашев и Джонатан Куик («Вегас»). Летом все перечисленные игроки станут неограниченно свободными агентами и могут снова выйти на рынок. В большинстве случаев новые клубы не смогут сохранить этих хоккеистов.
«Ведомости. Спорт» погружается в сложную бухгалтерию лиги.
Шальной шанс на трофей
В НХЛ действует очень строгий по сравнению с другими профессиональными лигами потолок зарплат. Но есть короткий отрезок в чемпионате, когда лига соглашается на фактическое нарушение лимита, – от дедлайна и до конца регулярного чемпионата (в плей-офф потолок не действует). Накануне дедлайна клубы, претендующие на трофей, стараются усилить свой состав. Главный резерв – игроки, которые по окончании сезона становятся неограниченно свободными агентами, из клубов, не попадающих в плей-офф. Клубы-аутсайдеры соглашаются на переход лидеров, чтобы летом не потерять хоккеиста бесплатно.
Чтобы новый игрок втиснулся в потолок зарплат, который у сильнейших команд, как правило, и так забит до предела, прежний клуб соглашается удерживать до конца сезона часть его зарплаты. За это он получает дополнительные бонусы, как правило, в виде лишних драфт-пиков, которые, конечно, лишними никогда не бывают.
В этом году стал популярным прием, когда часть зарплаты одного игрока удерживается сразу двумя клубами, то есть к сделке присоединяется еще и третья сторона. Рассмотрим случай с Патриком Кэйном. Легенда «Чикаго» мечтал перейти в «Рейнджерс». Его ежегодная зарплата составляет $10,5 млн. Но в платежке нью-йоркского клуба не хватило бы места и для половины его оклада (больше 50% прежний клуб за собой оставить не может). Поэтому «Рейнджерс» организовал трансфер форварда через «Аризону». То есть Кэйн как бы переходит в «Койотис», а «Чикаго» при этом сохраняет у себя половину его зарплаты – $5,25 млн. Патрика тут же отправляют в «Рейнджерс», и уже «Аризона» удерживает 50%. Таким образом, в платежке «Рейнджерс» оказывается $2,625 млн, лишь четверть от реального кэпхита Кэйна. Такую сумму, немного ужавшись, уже вполне можно втолкнуть под потолок.
Половина зарплаты Владимира Тарасенко ($3,75 млн) осталась в «Сент-Луисе». Таким образом, фактически «Рейнджерс» на $11,325 млн превышают потолок зарплат. НХЛ пока закрывает глаза на такие способы легального обхода лимита. Уловка рассчитана на короткий срок, а в плей-офф хочется видеть как можно больше звезд.
Но летом с Кэйном и Тарасенко нужно будет заключать новые контракты. 34-летний американец все еще великолепен, намерен поиграть не один сезон и будет претендовать на контракт как минимум не хуже, чем год назад Евгений Малкин заключил с «Питтсбургом» (четырехлетнее соглашение с кэпхитом $6,1 млн).
Теперь рассмотрим, какими возможностями располагают «Рейнджерс». Планируется, что у нью-йоркцев перед началом нового сезона будет $16,8 млн под потолком. Но нужно будет заключать контракты с Алексисом Лафреньером, Филипом Хытилом и К’Андре Миллер, которые становятся ограниченно свободными агентами. На зарплату Лафреньеру придется зарезервировать не менее $3 млн, $5-6 млн нужно будет потратить на Хытила, зарплату Миллера можно прогнозировать в районе $7-8 млн, по самым скромным прикидкам.
На Кэйна и Тарасенко, да хотя бы одного из них, денег не остается. Оба звездных нападающих хорошо вписались в игру «Рейнджерс» (что неудивительно при их уровне мастерства). Но возможность остаться в Нью-Йорке у них появится, если клуб обменяет кого-то из игроков с солидными действующими контрактами. На ум приходят нападающий Крис Крайдер (кэпхит $6,5 млн) и защитник Джейкоб Труба ($8 млн). Провернуть подобный трансфер будет исключительно сложно. Во-первых, эти игроки нужны и самим «Рейнджерс». Во-вторых, у обоих есть пункт в контракте о полном запрете на обмен в следующем сезоне, и непонятно, с чего бы Крайдер и Труба от него отказывались. Наконец, еще нужно найти клуб, который бы потянул контракты названных хоккеистов.
Так что велика вероятность того, что Кэйн и Тарасенко поиграют в «Рейджерс» только до конца сезона, чтобы постараться взять еще один Кубок Стэнли. Россиянин трофей уже завоевывал, а у американца – их целых три.
Похожая ситуация и в других клубах-главных бенефициарах дедлайна. «Торонто» почти наверняка не сможет сохранить О’Райлли. У канадского клуба будут свободны $9 млн, но перед началом сезона действующие контракты останутся только у шести нападающих основного состава. Еще нужно ухитриться, чтобы на означенную сумму полностью пересобрать боттом, да еще и голкипера Илью Самсонова переподписать. Даже на эти цели денег отчаянно не хватает, не говоря уж про дорогой контракт Райана.
У «Бостона» будет чуть больше свободных денег ($10 млн), но не меньше дыр, которые придется закрывать из-за окончания контрактов у целого ряда игроков. Дмитрий Орлов шикарно дебютировал за «Брюинз» – 12 очков в 10 матчах. К тому же, российский защитник получил место в первом большинстве – в «Вашингтоне» у него такой привилегии не было. Но его нынешняя зарплата ($5,1 млн) никак не впишется в зарплатную ведомость лидера чемпионата. А оснований соглашаться на серьезное понижение зарплаты у Орлова нет.
Вообще, ситуация в «Бостоне» будет зависеть от того, как клуб завершит плей-офф. Завоевание Кубка Стэнли стало бы красивой точкой в карьере 37-летнего Патриса Бержерона и 36-летнего Давида Крейчи. Тогда уход двух первых центров неминуемо повлек бы за собой перестройку всего состава. Если же «Брюинз» постигнет неудача, у ветеранов могут найтись силы и мотивация на еще один сезон. В этом случае дело обойдется косметическим ремонтом, но как бы то ни было найти место для Орлова будет сложно. Вряд ли друг Александра Овечкина сможет вернуться и в «Вашингтон»: там и денег свободных немного ($7,4 млн), и руководство задумывается об обновлении состава.
Претенденты на звезд
Летом неограниченно свободными агентами станут еще несколько известных хоккеистов. Их обмен в дедлайн не рассматривался, поскольку они играют в клубах, попадающих (или стремящихся) в плей-офф, то есть прямо сейчас самим этим клубам нужны. Речь идет о Семене Варламове («Айлендерс»), Алексе Киллорне («Тампа»), Джордане Стаале и Поле Штясны («Каролина»), Дентоне Хейнене и Джейсоне Зукере («Питтсбург»), Джей Ти Комфере и Эване Родригесе («Колорадо») и еще нескольких заметных игроках. Так что выбор на рынке свободных агентов должен быть очень приличный.
Рассмотрим, кто же может претендовать на звездных игроков, располагая серьезным ресурсом под потолком зарплат. Свободных денег предостаточно у клубов-аутсайдеров, находящихся в режиме перестройки, – «Чикаго» ($40,5 млн), «Анахайм» ($40 млн), «Детройт» ($30,6 млн), «Аризона» ($26 млн). Но звездам калибра Кэйна, Тарасенко, О’Райлли такие варианты вряд ли будут интересны.
Из команд-контендеров позволить себе приобретение звезды может «Каролина». К началу сезона «Харрикейнз» будут располагать $27 млн. Нужно будет найти замену ветеранам Стаалу, Штясны, Дереку Степану (или подписать с ними новые контракты) и решить проблему с вратарем. Заканчиваются соглашения у Фредерика Андерсена и Антти Раанты, и один из них точно в команде не останется. «Каролина» подписала четырехлетний контракт с 23-летним Петром Кочетковым с кэпхитом $2 млн, и он будет одним из основных вратарей. Россиянин уже в этом сезоне провел 21 матч, весьма успешно подменяя старших коллег, которые подвержены травмам. Так что у «Каролины» останется достаточно свободных средств. Вряд ли клуб замахнется на более чем одного звездного игрока, имея в виду, что еще через год придется переподписывать лидеров – нападающих Себастьяна Ахо, Теуво Терявяйнена, Мартина Нечаса, защитников Брейди Шея и Бретта Пеши.
У «Нью-Джерси» свободными будут аж $35,6 млн. Но «Дэвилз» предстоит целый ряд важнейших подписаний. Самые большие деньги придется потратить на нападающих топ-6 Тимо Майера (его у «Сан-Хосе» точно выменивали не только на концовку сезона) и Йеспера Братта, порядка $8 млн на каждого. Ведущие защитники команды Райан Грейвз и Деймон Сиверсон могут рассчитывать на зарплату в $5-6 млн. Ждут новых контрактов становящиеся ограниченно свободными агентами Егор Шарангович, Майкл Маклауд, Йеспер Боквист – ориентировочно по $2-3 млн на каждого.
В итоге на звездного ветерана у «Нью-Джерси» денег не останется. Да и такое подписание не вписывалось бы в стратегию «Дэвилз», которые вырастили молодую и очень самобытную команду. Инкорпорирование в состав стареющей звезды может нарушить его гармонию.
Активным игроком на летнем рынке может стать «Баффало». У «Сейбрз» будет более $20 млн свободных денег, а ключевые подписания уже сделаны. Новые контракты получили молодые звезды Тейдж Томпсон и Дилан Козенс. Еще недавно клуб считался депрессивным, но в этом году «Баффало» показывает задорный хоккей и претендует на плей-офф. Поэтому такой проект может быть интересен звездным игрокам, а опытные хоккеисты «Сейбрз» не помешали бы.
Получается, что не так уж много клубов, которые готовы безболезненно заключить солидный контракт со свободным агентом. Или средств катастрофически мало, или предстоит большое количество новых подписаний.
Но Кэйн и компания точно не останутся без работы. А это значит, что летом предстоят интересные обмены для их трудоустройства.
Торговля Бэттмена
Потолок зарплат в НХЛ был принят в 2005 г. Причиной его появления стал дисбаланс между ростом заработков хоккеистов и доходами лиги. Смысл был в том, чтобы делить доходы в соотношении 50 на 50 между владельцами клубов и хоккеистами. Позже выяснилось, что потолок является еще и прекрасным регулятором спортивной составляющей. Конкуренция ужесточилась, интерес к лиге значительно вырос.
С ростом доходов увеличивается и потолок зарплат. Он замер во время пандемии коронавируса и на протяжении трех лет оставался на уровне $81,5 млн. В этом году потолок равняется $82,5 млн. Намечено увеличение лимита на следующие три года: 2023/24 – $83,5 млн, 2024/25 – $87,5 млн, 2025/26 – $92 млн.
Однако на этой неделе во время встречи с генменеджерами клубов комиссионер НХЛ Гэри Бэттмен дал понять, что он готов рассмотреть вопрос об увеличении потолка на следующий сезон на большую сумму. Не на $1 млн, а на $3-4 млн. Конечно, опытнейший комиссионер кое-что потребует взамен от профсоюза игроков (НХЛПА). Известный журналист Фрэнк Сервалли полагает, что Бэттмен рассчитывает, что НХЛПА снимет свои претензии по подсчетам некоторых доходов лиги. Таковые претензии со стороны профсоюза являются обычным делом во время аудита, который должен обеспечить точное распределение доходов в соотношении 50 на 50.
Потери от ковидного сезона были компенсированы быстрее, чем ожидалось. В сезоне 2021/22 доходы лиги составили рекордные $5,2 млрд, в нынешнем ожидается достижение планки в $6 млрд. Поэтому появилась возможность более серьезного повышения потолка зарплат. Зарплаты игроков тоже будут расти. И в новые многолетние контракты уже «вшит» предполагаемый рост. Джордан Кайру и Роберт Томас из «Сент-Луиса» будут получать по $8,125 млн в год, Тим Штюцле станет самым высокооплачиваемым игроком «Оттавы» ($8,325 млн), значительно увеличится оклад у Роопе Хинца из «Далласа» ($8,45 млн). Сейчас эти контракты могут показаться завышенными, но к моменту их истечения через восемь лет таковыми явно не будут.
Что может дать клубам обещание Бэттмена обсудить повышение потолка прямо сейчас? Конечно, Кэйна за $4 млн не подпишешь. Но в лиге есть клуб, для которого даже незначительное увеличение может стать спасительным.
У «Тампы» перед новым сезоном будет под потолком всего $2,4 млн. При этом желательно переподписать Росса Колтона, уверенно завоевавшего место в основе, да и Таннера Жано с Мики Эйссимонтом приглашали в дедлайн явно с прицелом на дальнейшее сотрудничество. Похоже, подходит к концу пребывание в «Тампе» Алекса Киллорна, который проводит в клубе 11-й сезон. При этом 33-летний форвард готовится установить личный рекорд результативности. На данный момент у него 52 (21+31) очка, осталось семь баллов, чтобы повторить прошлогоднее достижение. Осенью Игорь Ларионов приводил Киллорна в пример, когда объяснял молодым торпедовцам, как надо играть на пятаке. Но даже повторить не самую большую зарплату нападающего в $4,45 млн у «Тампы» нет решительно никакой возможности. Остается уповать на благорасположение Бэттмена.