Легендарный тафгай Оджик умер от неизлечимой болезни. Он вошел в историю НХЛ как «телохранитель» Павла Буре
Джино был представителем индейского племени алгонкиновУмер 52-летний Джино Оджик. Один из лучших тафгаев в истории Национальной хоккейной лиги (НХЛ) скончался из-за сердечного приступа, в последние годы он страдал от амилоидоза (нарушения белкового обмена).
Оджик провел в НХЛ 605 матчей, в которых забросил 64 шайбы и отдал 73 результативные передачи. Канадец выступал за «Нью-Йорк Айлендерс», «Филадельфию Флайерз» и «Монреаль Канадиенс», но главным клубом в его карьере был «Ванкувер». Оджик носил джерси «Кэнакс» с 1990 по 1998 гг. и был одним из ключевых игроков в сезоне 1993/94, когда команда дошла до финала Кубка Стэнли, в котором уступила «Нью-Йорк Рейнджерс» в семи матчах.
В историю «Ванкувера» Оджик вошел, как и подобает тафгаю, с рекордом по штрафным минутам, их у него накопилось 2127. Хоккеист рассказывал, что жесткий стиль игры определило его происхождение — Оджик был выходцем из индейского племени алгонкинов. Он вырос в общине коренных народов Китиган-Зиби недалеко от города Маниваки (провинция Квебек), что в часе езды от Оттавы. Летом 2014 г. хоккейную арену в Маниваки назвали его именем.
Чаще всего Оджик заступался за Павла Буре. Тафгай считался личным «телохранителем» техничного россиянина после того, как он появился в «Ванкувере» в 1991-м. Буре и Оджик играли вместе до 1998 г.
В интервью порталу The Athletic в 2019 г. Буре вспоминал, что на первых порах их с Оджиком объединяло плохое знание английского. При этом Джино быстро добился уважения в коллективе, поскольку в любой конфликтной ситуации заступался за партнеров по команде. Кроме того, Буре рассказал забавную историю о визите Оджика в Москву.
«Могу рассказать, как он приезжал в Россию. Он хотел устроить мне сюрприз, но его же никто не встречал в московском аэропорту. Так что он взял такси и отправился в единственное здание, которое знал — здание, где раньше располагалось КГБ. Там он заявил: «Я Джино Оджик. Приехал навестить Павла!» <…> Там перепугались. И понятно, когда в твою дверь ломится двухметровый бородатый великан, который еще и весь в шрамах. Его встретили люди с автоматами. Через час его привезли ко мне», — делился воспоминаниями Буре.
В честь дружбы с «Русской Ракетой» тафгай из «Ванкувера» назвал одного из своих сыновей Буре Оджик. Что символично, ребенок родился 29 октября: Оджик и Буре выступали за «Ванкувер» под номерами 29 и 10 соответственно.
Завершив карьеру игрока в 2002 г., Оджик стал владельцем гольф-клуба в Ванкувере, работал на семью Аквилани, владеющую «Кэнакс», а также состоял в специальной комиссии правительства Канады, которая занимается проблемами коренного населения страны.
В 2014 г. у Оджика диагностировали амилоидоз — редкое неизлечимое заболевание, при котором в сердечной мышце откладывается желатиноподобный белок, что влияет на способность органа расширяться и сокращаться. Диагноз позволял Джино прожить не более двух месяцев. Уже тогда он обратился к болельщикам с открытым, по сути, прощальным письмом.
«Я не сдаюсь, но хотел бы, чтобы вы знали, что со мной происходит. Я собираюсь оставаться сильным и провести с моими детьми столько времени, сколько смогу», — говорилось в письме Оджика, опубликованном на сайте «Ванкувера».
Жизнь бывшему хоккеисту продлило его решение принять участие в тестировании экспериментальных методов лечения болезни. В 2014-м его сердце работало на 25%, а к 2017-му стало функционировать на 60%. Тем не менее, осенью 2020 г. у Оджика случился рецидив амилоидоза. Он прошел несколько курсов химиотерапии, но справиться с болезнью до конца так и не сумел.
Оджик умер в ночь на понедельник, 16 января. Хоккеисты «Ванкувера» вышли на матч регулярного чемпионата НХЛ против «Каролины Харрикейнз», уже зная о печальной новости. Победу в серии буллитов (4:3) они посвятили памяти легенды клуба.