Как клиенты Дэна Мильштейна получают крупные контракты. Особенности агентского бизнеса в НХЛ

    Главный банкир Мичигана стал хоккейным агентом
    Дэн Мильштейн
    Дэн Мильштейн /cosproductions / Youtube

    В начале июля защитник «Тампа-Бэй Лайтнинг» Михаил Сергачев сменил агента. Он ушел от Марка Гандлера и стал клиентом Дэна Мильштейна. Через неделю Сергачев подписал с «Тампой» контракт всей своей жизни — восьмилетнее соглашение с кэпхитом (среднегодовой зарплатой) $8,5 млн.

    В России эта сделка добавила красок к мрачному образу Мильштейна. «Ведомости. Спорт» рассказывают про агента, который ведет дела многих российских хоккеистов, а заодно объясняют особенности агентского бизнеса в Национальной хоккейной лиге (НХЛ).

    Кто устроил контракт Сергачеву

    Несомненно, Мильштейн принимал участие в сопровождении контракта, но вряд ли именно он выбил такое соглашение, по которому Сергачев стал самым высокооплачиваемым российским защитником в истории НХЛ.

    И дело не только в том, что такие дорогие и стратегически важные для клуба и игрока контракты не оформляются за короткий срок. В этих случаях необходима большая предварительная работа.

    Вероятно, инициатором оформления именно такого контракта была сама «Тампа». Симптоматично, что Сергачев после подписания назвал «волшебником» генменеджера «Лайтнинг» Жюльена Брисбуа, а вовсе не своего агента.

    Кэпхит действительно выглядит несколько завышенным, но нужно иметь в виду, что в последние годы цены на классных защитников в НХЛ резко взлетели. Год назад огромные контракты подписали Зак Веренски из «Коламбус Блю Джекетс» (кэпхит $9, 58 млн), Чарли Макэвой из «Бостон Брюинз» ($9,5 млн), Сет Джонс из «Чикаго Блэкхокс» ($9,5 млн), Дарнелл Нерс из «Эдмонтон Ойлерс» ($9,25 млн) и другие. И вряд ли кто-то из перечисленных является претендентом на «Норрис Трофи» (приз лучшему защитнику).

    Тенденция очевидна. «Лайтнинг» могли предложить Сергачеву контракт-мостик. Раньше они такое практиковали, продлевая Никиту Кучерова и Брейдена Поинта. Смысл в том, что хоккеист получает короткий контракт на меньшую сумму, чем он заслуживает, и этим помогает клубу в ближайшие сезоны вписаться в потолок зарплат. А затем клуб воздает ему за лояльность дорогим и долгосрочным соглашением. Так, Никита Кучеров, уже будучи звездой «Тампы», три года получал по $4,77 млн, а затем клуб выписал ему восьмилетний контракт с кэпхитом $9,5 млн.

    Очевидно, что «Тампа» сменила стратегию, поскольку не очень понятно, что будет с ростом зарплат в лиге через два-три года. «Молнии» решили вложиться в будущее и одновременно с 24-летним Сергачевым переподписали на восемь лет 25-летних Энтони Сирелли (кэпхит $6,25 млн) и Эрика Чернака ($5,2 млн). Прямо сейчас эти контракты выглядят немного завышенными, но вряд ли будут казаться такими к моменту их окончания.

    Дэн Мильштейн со своими клиентами — Никитой Кучеровым и Андреем Василевским
    Дэн Мильштейн со своими клиентами — Никитой Кучеровым и Андреем Василевским /danmilstein.com

    Так почему же Сергачев сменил агента? О причинах такого решения не сообщалось, но они могут быть самыми простыми и полностью лишенными конспирологии. Дэн Мильштейн является представителем других российских игроков «Тампы» — Никиты Кучерова и Андрея Василевского. Можно предположить, Сергачев счел, что иметь общего агента с партнерами по команде будет просто технически удобнее.

    Ничего общего с футболом

    Когда речь заходит о спортивных агентах, в памяти российского болельщика всплывают имена известных менеджеров футболистов – недавно ушедшего из жизни Мино Райолы, Пино Захави или Жорже Мендеша, который ведет дела Криштиану Роналду. Их справедливо считают настоящими акулами бизнеса — топовые агенты выбивают огромные зарплаты для своих клиентов и непомерные комиссионные для самих себя.

    В НХЛ подобное невозможно сразу по нескольким причинам.

    Во-первых, в американских профессиональных лигах игрока нельзя продать. При определенных условиях его можно обменять, и тогда он уйдет в новый клуб с той зарплатой, которая у него была зафиксирована в предыдущем соглашении.

    Во-вторых, при заключении нового контракта агент не может получить огромный гонорар. По правилам, сумма комиссионных не превышает 4%. Да и то после выплаты игроком эскроу — это налог лиги, который в разные годы может составлять от 10 до 15% от зарплаты. Таким образом, агентские выплаты Мильштейну по новому контракту Сергачева будут равняться примерно $300 000 в год. Эту сумму не сравнить с комиссионными в европейском футболе.

    Наконец, в НХЛ очень мало возможностей выбить у клуба контракт, который не будет соответствовать реальной стоимости игрока. В конце концов, в лиге не такая большая разница между минимальной и максимальной зарплатой, как в европейском футболе или даже других американских лигах. Минимальная зарплата определена в $750 000, больше всех зарабатывает нападающий «Эдмонтон Ойлерз» Коннор Макдэвид — $12,5 млн. Все остальные игроки умещаются в этом промежутке. В следующем сезоне Михаил Сергачев мог стать ограниченно свободным агентом. Если бы клуб и хоккеист с его агентом не договорились о размере нового контракта, любая из сторон могла подать на арбитраж, который бы и определил справедливую сумму соглашения.

    Получается, у агента из НХЛ просто нет рычагов, чтобы быть такой зловещей фигурой, как агент футбольный. Можно сказать, что агентская компания просто осуществляет юридическое сопровождение игрока.

    И все же Дэн Мильштейн – личность настолько незаурядная, что есть смысл рассказать о нем отдельно.

    Создатель агентской империи для игроков из России

    Даниэль Мильштейн родился в 1975 г. в Киеве. К началу 2000-х он уже был успешным американским бизнесменом, основателем финансовой компании Gold Star. В 2001 г. Дэн познакомился и подружился с нападающим «Детройт Ред Уингз» Павлом Дацюком. «На тот момент я уже считался первым банкиром в штате Мичиган и находился в начале второго десятка, если брать всю страну», — рассказывал Мильштейн в интервью «Спорт-Экспрессу».

    Дацюк попросил у бизнесмена совета в финансовых дел. Мильштейн сначала занимался только бизнес-стороной его карьеры, а затем стал и хоккейным агентом Павла. Некоторое время Дацюк был единственным клиентом Мильштейна, но вскоре Дэн с головой ушел в хоккей. А финансовой компанией занялись его заместители.

    «Самый лучший работник — не тот, кто пашет из-за денег, а тот, кому нравится сам процесс», — так объяснял Мильштейн смену своих деловых интересов.

    Сейчас в его агентстве работает более 50 сотрудников, а «пакет» российских клиентов у Мильштейна самый большой. Среди игроков, которых обслуживает агентство, кроме хоккеистов «Тампы», Илья Михеев («Ванкувер Кэнакс»), Иван Барбашев («Сент-Луис Блюз»), Никита Зайцев («Оттава Сенаторз»), Никита Задоров («Калгари Флеймз»), Александр Романов («Нью-Йорк Айлендерс») и очень много молодых игроков.

    Впрочем, по общей сумме заключенных контрактов агентство Мильштейна не входит даже в первую десятку в НХЛ. У агентств Дона Мина и Пэта Бриссона общая сумма контрактов их клиентов превышает $2 млрд. Бриссон, в частности, обслуживает интересы лидеров «Питтсбург Пингвинз» Сидни Кросби и Евгения Малкина.

    Главный упрек Мильштейну от российских хоккейных деятелей состоит в том, что он слишком рано увозит молодых игроков в Америку. Мильштейн уверяет, что он избирательно подходит к этому вопросу: кому-то следует несколько лет поиграть в России, кому-то лучше переехать в Америку в юниорском возрасте.

    «Мы должны быть предельно честными и объективными. У меня нет никакого стимула везти игрока в Северную Америку, обучать его английскому, давать другие ресурсы, чтобы он год поиграл и вернулся в Россию. Или еще лучше — поменял агента на нового. Моя главная задача — обучить клиента, чтоб он принял верное решение, основанное чисто на фактах», — уверяет Мильштейн.

    Павел Минтюков стал первым россиянином, выбранным на драфте-2022
    Павел Минтюков стал первым россиянином, выбранным на драфте-2022 /Chris Tanouye / Getty Images

    Так, бывший клиент Мильштейна Артемий Панарин переехал в НХЛ в 24 года и сразу вписался в заокеанский хоккей. В этом году на драфте выше всех россиян был выбран 18-летний Павел Минтюков. Под десятым номером его забрал «Анахайм Дакс». И этот подопечный Мильштейна один сезон уже провел в юниорской лиге Онтарио (OHL). Так что универсального рецепта, действительно, нет.

    Мильштейн подчеркивает, что его агентство одно из немногих, которое сопровождает всю карьеру хоккеистов и работает с их рекламными контрактами. Дэн учит молодых игроков, как не растратить заработанные деньги, и решает бытовые проблемы хоккеистов.  

    В этом году Мильштейн обратил свой взгляд на футбол. Национальная независимая футбольная ассоциация (NISA) предоставила Мильштейну право на создание футбольного клуба «Голд Стар» в Детройте. Также хоккейный агент стал владельцем футбольного клуба «Санта-Колома» из Андорры. Главным тренером уже назначен российский специалист Дмитрий Черышев.