«Только бог спасает больше, чем Василевский». Голкипер из Тюмени ломает продвинутую статистику НХЛ

    Когда вратарь — это действительно больше, чем полкоманды
    Андрей Василевский
    Андрей Василевский /Zuma\TASS

    В четверг завершился мировой хоккейный сезон, расстянувшийся почти на 10,5 месяцев. Позже всех на планете начала и закончила НХЛ. Заокеанский чемпионат снова прошел по ускоренной программе и снова получил «Тампу» в качестве победителя. В финальной серии «Лайтнинг» с запасом расправились с «Монреалем» — 4-1.

    Колоссальный вклад в новый триумф команды из Флориды внесли россияне. Выше всех лига оценила старания вратаря Андрея Василевского. В победной толчее, которую «Молнии» устроили после финальной сирены, уроженцу Тюмени вручили «Конн Смайт Трофи» — приз лучшему хоккеисту розыгрыша Кубка Стэнли. Выбор журналистов, определяющих лауреата, едва ли стал сюрпризом. В какой-то момент плей-офф уверенное лидерство Василевского перешло в фазу тотального доминирования. Этот тезис подтверждают цифры и измученные Василевским соперники, которым приходилось прыгать выше головы, чтобы затащить шайбу в его ворота.

    Не только в типовой, но даже и в продвинутой статистике не нашлось показателя, по которому Василевский уступил бы хоть кому-то. Россиянин стал номером один по всем игровым параметрам без исключения. Например, самый высокооплачиваемый вратарь НХЛ, играющая легенда «Монреаля» Кэри Прайс, как отмечали североамериканские аналитики, дотащил свой клуб до финала и все равно проиграл Василевскому. Канадец отбил за плей-офф на 29 опасных бросков меньше, чем Васи (131 против 160). Общий коэффициент отраженных угроз оказался у Прайса почти на полтора процента меньше (92,4% против 93,7%). Кроме того, Василевский стал единственным вратарем лиги, который в играх на вылет пропускал в среднем меньше двух шайб за матч (1,9 против 2,04 у ближайшего преследователя — Флери из «Вегаса»).

    Еще один показатель рассчитала программа, разработанная экспертами сайта MoneyPuck.com. В оригинале индикатор называется Goals Saved Above Expected (GSAE). Он составляет разницу между значением ожидаемых голов в равных составах (xG) и числом пропущенных шайб. При разборе действий Василевского выяснилось, что за прошедший плей-офф он совершил 26,6 таких суперспасений. За россиянином по этому показателю — сначала пропасть и только потом Прайс с 12,3 сверхсэйвов. У всех остальных меньше 10. Никто не может сравниться с Василевским не только по сезону, но и за все последнее десятилетие. Наиболее близкие цифры показал Майк Смит, который в 2012 г. отразил 17,9 броска с ожидаемых голов. По-настоящему конкурировать с Василевским-2021 способен лишь Василевский-2020. Во время предыдущего розыгрыша Кубка Стэнли Андрей отразил 20,8 броска, которые с вероятностью, близкой к 100%, должны были превратиться в голы.

    «Порой на него смотришь и думаешь, что он из таких игроков, которые переросли НХЛ, ему надо играть где-то в другом месте, потому что эта лига уже не соответствует его мастерству! К сожалению, у нас нет другого хоккея для него», — оценил уровень Василевского в интервью ТАСС чемпион мира и бронзовый призер Олимпиады Илья Брызгалов

    Щедро разбрасывался эпитетами в адрес Василевского и его основной оппонент в борьбе за «Конн Смайт» — Никита Кучеров. Лучший бомбардир плей-офф заковал вратаря в свои крепкие объятия сразу после вручения награды и большую часть своей личной пресс-конференции посвятил именно ему. «Я говорил ему каждый день во время нашего последнего розыгрыша Кубка Стэнли: «Васи, ты MVP, ты лучший игрок». Они взяли и отдали «Везину» кому-то другому – это чушь номер один. Васи взял оба трофея. Я продолжаю говорить ему, что он тот парень, он лучший. Сегодня он был на взводе и держал нас в игре — еще одно его исключение. Замечательный. Даже не могу сказать больше», — сбивчиво, но ярко описал одноклубника и соотечественника Кучеров.

    В конце июля Василевскому исполнится только 27 лет. К этому скромному по вратарским меркам возрасту он успел забрать у соперников не только два Кубка Стэнли, «Везину» и «Конн Смайт», но еще и несколько рекордов. Не достигнув тридцатилетия, Василевский превзошел российский рекорд по числу побед в плей-офф НХЛ. За время заокеанской карьеры он выиграл 49 матчей на вылет — на семь больше, чем прежний лидер Евгений Набоков.

    Достижения лучших европейских вратарей из-за великолепной формы Василевского — тоже под угрозой. Чтобы добраться до Доминика Гашека, лучшего из представителей Старого Света, Андрею осталось одержать 16 побед в матчах на выбывание, то есть ровно столько же, сколько за один прошедший плей-офф. Кроме Гашека, впереди из европейцев только 39-летний швед Хенрик Лундквист (61 победа) и 34-летний финн Туука Раск (57 побед).

    Добраться до абсолютного рекордсмена плей-офф — Патрика Руа с его 151 победой — Василевскому будет крайне сложно. А вот дотянуться до всех остальных вполне реально. Идущий на второй позиции в истории лиги Мартин Бродо выиграл 113 матчей на вылет. Зато по еще одному показателю Василевский обошел и именитого канадца, и всех остальных. После «Монреаля» россиянин — единственный во все времена голкипер, который завершил «сухим» матчем пять серий плей-офф, причем подряд.

    Цифры в современном спорте могут объяснить многие явления. Но кажется, Василевскому нет равных даже в тех категориях, которые не поддаются измерению. После победы «Молний» именно его имя скандировала 18-тысячная Amalie Arena. А объединенная методистская церковь в Сент-Питерсберге в 37 километрах от Тампы посвятила Андрею такую фразу на табло рядом со своим зданием: «Только бог спасает больше, чем Василевский».

    Несмотря на бескрайнюю болельщицкую любовь и тонны комплиментов от признанных экспертов, Василевский остается скромен, будто делает в НХЛ первые шаги. Транспортируя «Конн Смайт» от Гари Бэтмена до скамьи запасных, он настойчиво тыкал указательным пальцем на партнеров. И на пресс-конференции говорил о них — не о себе: «Вся команда заслужила этот приз. Пять шатаутов в одном плей-офф – это точно достижение всей команды». И в Instagram фотографию с индивидуальным трофеем подписал: «Это наш «Конн Смайт».