Пополните баланс. Сколько зарабатывает и сколько тратит Международная федерация хоккея

    «Ведомости. Спорт» изучили финансовые отчеты ИИХФ
    Станислав Красильников / ТАСС

    В Риге завершается чемпионат мира по хоккею. Статусный турнир сборных проводится каждый год и составляет основу экономики международной федерации

    10 мая 2021 г. в Сочи состоялся традиционный гала-матч Ночной хоккейной лиги – главного в стране любительского турнира по хоккею, где сборная звездных друзей президента России играла против сборной лучших хоккеистов-непрофессионалов. Этот матч помимо восьми голов Владимира Путина запомнился тем, что его судил лично президент Международной федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазель, в далеком прошлом хоккейный арбитр.

    Швейцарец часто посещает Россию, особенно в последние годы, его можно было заметить и на Матчах звезд, и на играх открытия сезона КХЛ. Фазель возглавляет ИИХФ с 1994 г., должен был уйти с поста в 2020 г. (говорил, что не будет баллотироваться на новый срок), но пандемия продлила мандат еще на год.

    Фазеля в России часто сравнивают с руководителями ФИФА и УЕФА, но по уровню влиятельности на вид спорта босс ИИХФ сильно уступает коллегам из футбола: если футбольные чиновники жестко контролируют клубы (мощный проект Суперлиги схлопнулся за два дня), то в хоккее условия диктует НХЛ (и поэтому на Олимпиаде-2018 сборные выступали без игроков из сильнейшей лиги мира). Впрочем, дело тут не только в Фазеле. Европейский хоккей, который, по сути, и представляет ИИХФ, никогда не генерировал сверхприбылей, что делает позицию организации уязвимой в спорах с экономически успешной НХЛ.

    Прозрачная бухгалтерия

    ИИХФ ежегодно публикует финансовые отчеты. В сезоне-2019/20 выручка организации составила 26,6 млн швейцарских франков (около $27 млн), расходы – 30,2 млн швейцарских франков ($30,8 млн). Но период пандемии, когда федерации пришлось отменить большинство турниров, не дает адекватного представления об экономике организации, поэтому для оценки эффективности бизнеса ИИХФ лучше проанализировать цифры сезона-2018/19: доход – 48 млн швейцарских франков (столько же в долларах), расход – 41,6 млн.

    Много это или мало? Нет смысла сравнивать хоккей с многомиллиардными прибылями футбола, поэтому посмотрим на показатели других федераций по игровым видам спорта. Баскетбольная ФИБА, которая работает в схожих с ИИХФ условиях (диктат НБА), в 2018 г. заработала 98 млн швейцарских франков, а потратила 103 млн. Волейбольная ФИВБ до коронакризиса планировала выйти на выручку в 100 млн швейцарских франков в год.

    Но у каждой федерации своя система турниров для сборных и клубов. Хоккей часто критикуют за то, что чемпионат мира проводится ежегодно, но нет квалификационных соревнований, а также континентальных первенств. А у волейболистов, например, существует пять крупных турниров для сборных, включая Олимпиаду.

    Почти половину от заработанного в сезоне-2018/19 ИИХФ получила от агентства Infront, которое является основным маркетинговым партнером федерации уже несколько десятилетий: сумма контракта составила 24,36 млн швейцарских франков. Infront, в свою очередь, реализует телевизионные и маркетинговые права на чемпионат мира. После турнира-2019 компания сообщала, что совокупная телеаудитория достигла 1,5 млрд человек.

    В 2009 г. Infront и Фазель попали в скандал: одна из швейцарских газет обвинила главу ИИХФ в получении замаскированной взятки от главы агентства. На счет компании близкого друга Фазеля поступили 400 000швейцарских франков. Сам фигурант дела получение взятки отрицал, федерация создала комиссию для расследования, наняла аудиторов – они состава преступления тоже не нашли. Исполком МОК, впрочем, сделал Фазелю выговор, но по сравнению с последствиями коррупционных историй в футболе (к примеру, экс-президента ФИФА Йозефа Блаттера отстранили от футбола на шесть лет) хоккейный функционер легко отделался.

    При этом основания для подозрений у СМИ были: в мировом спорте доходы клубов и федераций серьезно растут, а маркетинговый контракт ИИХФ и Infront фактически стоит на месте. В сезоне-2008/09, например, федерация получила 20,4 млн швейцарских франков. Впрочем, в 2024 г. вступает в силу новое соглашение – на 10 лет и 500 млн.

    В 2020 г. чемпионат мира по хоккею не проводился, и международная федерация не получила от партнера ничего. Страховые выплаты, правда, почти покрыли потери: компенсация за отмену составила 22,85 млн швейцарских франков.

    Олимпийские надежды

    Большую часть билетной выручки на чемпионатах мира по хоккею получают местные организаторы, но ИИХФ полагается 10% от общей стоимости проданных билетов. В сезоне-2018/19 взрослый и молодежный турниры принесли примерно одинаковую сумму: 1,86 млн швейцарских франков – взрослый чемпионат в Словакии, 1,78 млн – молодежный в Канаде. В Ванкувере и Виктории арены вместительнее, чем в Братиславе, а раскрученность турнира в Канаде позволила продавать билеты дороже – выгоду получила и ИИХФ, и канадская федерация.

    Отдельной строкой в отчете обозначен доход от спонсорских контрактов – скромные 1,36 млн швейцарских франков в сезоне-2018/19. Федерация не детализирует, что именно учитывается в этой статье (основные маркетинговые сделки, напомним, заключает Infront) – возможно, речь идет о региональных спонсорах турниров или партнерах организации в новых категориях. Например, в 2021 г. ИИХФ подписала соглашение с компанией Crypto.com, которая выпускает NFT с лучшими моментами чемпионатов мира.

    Генеральным партнером ИИХФ уже много лет является автоконцерн Skoda. Черно-зеленый логотип чешского завода заливают в центральном круге ледовой площадки на всех матчах чемпионата еще с 1990-х гг., а на аренах выделено специальное место для новых моделей компании. Чешские авто так прочно ассоциируются со взрослым чемпионатом мира, что некоторые фанаты за границей называют его Skoda Cup.

    /IIHF

    Крупные спонсоры оказывают серьезное влияние на политику ИИХФ: судя по всему, решающим фактором переноса минской части ЧМ-2021 в Ригу стало решение Skoda отказаться от спонсорского статуса, если турнир пройдет в Белоруссии. Помимо автоконцерна бойкотировать турнир угрожали Nivea и производитель моторных масел Liqui Moly.

    Еще одна статья доходов ИИХФ – административные взносы клубов за переходы игроков (по 400 швейцарских франков за каждый трансфер): в сезоне-2018/19 это принесло федерации 1,83 млн.

    Солидную долю дохода ИИХФ составляют платежи за Олимпиаду от МОК. Пхенчхан-2018 принес федерации 44 млн швейцарских франков: 28 млн в сезоне-2017/18, 16 млн – в 2018/19.

    Дорогая администрация

    Основные расходы ИИХФ – призовые сборным. 16 команд элитного дивизиона, т. е. все участники чемпионата мира, делят между собой 7,3 млн франков, больше всех получает победитель ЧМ.

    Около 9 млн швейцарских франков в год ИИХФ тратит на разветвленную систему взрослых и молодежных турниров для более слабых сборных. Их проведение убыточно, да и сложно представить, как получить выгоду от матча молодежек Литвы и Румынии в дивизионе 2А (по силе – четвертого). На взрослом уровне «подвальных» чемпионатов ИИХФ платит за результат, в молодежном и женском чаще просто компенсирует командам транспортные расходы.

    О себе международная федерация тоже не забывает – на оплату труда сотрудников ИИХФ тратит 5,3 млн франков, на проведение ежегодных конгрессов и заседаний совета федерации суммарно уходит 1,3 млн. Работа многочисленных комитетов и подкомитетов стоит еще 2,2 млн франков – в итоге административные траты федерации приближаются к 10 млн, что довольно много на фоне общей суммы выручки.

    Очевидный резерв для роста доходов федерации – деньги от клубных турниров. Их много в волейболе, а ФИБА зарабатывает на Лиге чемпионов, хотя лучшие клубы играют в автономной Евролиге. Проблема в том, что в европейском хоккее клубные турниры не раскручены: с 1961 по 1996 г. существовал Кубок европейских чемпионов – и в промежутке с 1968 по 1990 г. ЦСКА лишь дважды не выиграл турнир, что не добавило соревнованию престижа и популярности. Из-за низкого уровня конкуренции, частой смены формата и нерегулярной турнирной сетки еврокубки так и не стали важной частью хоккейного календаря.

    ИИХФ дважды пыталась исправить ситуацию: в конце 1990-х Евролига имела призовой фонд в 3 млн швейцарских франков, но развалилась через четыре сезона из-за недовольства клубов. К столетию федерации в 2008 г. появилась Лига чемпионов с призовыми в 10 млн франков, но она рухнула уже через год – из-за мирового кризиса «Газпром» отказался от спонсорства, а он был основным партнером турнира.

    Сейчас Лига чемпионов существует, но ее статус не соответствует названию: в турнире не играют клубы из КХЛ, посещаемость там – 3300 зрителей за матч (в КХЛ почти в 2 раза больше), а победитель получает лишь $300 000. Формально это даже не турнир ИИХФ, федерация владеет в компании-организаторе долей в 12,5%.

    Как ни странно, интерес к еврокубкам в России традиционно выше, чем в Европе, – возвращение клубов КХЛ в Лигу чемпионов могло бы быть полезным и для Лиги, и для ИИХФ. Именно организация сильного клубного турнира в Европе будет главным вызовом для нового президента ИИХФ (выборы запланированы на осень 2021 г.) – на одних турнирах сборных и повышенном контракте Infront качественного рывка вперед не сделать.