Пополните баланс. Сколько зарабатывает и сколько тратит Международная федерация хоккея
«Ведомости. Спорт» изучили финансовые отчеты ИИХФВ Риге завершается чемпионат мира по хоккею. Статусный турнир сборных проводится каждый год и составляет основу экономики международной федерации
10 мая 2021 г. в Сочи состоялся традиционный гала-матч Ночной хоккейной лиги – главного в стране любительского турнира по хоккею, где сборная звездных друзей президента России играла против сборной лучших хоккеистов-непрофессионалов. Этот матч помимо восьми голов Владимира Путина запомнился тем, что его судил лично президент Международной федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазель, в далеком прошлом хоккейный арбитр.
Швейцарец часто посещает Россию, особенно в последние годы, его можно было заметить и на Матчах звезд, и на играх открытия сезона КХЛ. Фазель возглавляет ИИХФ с 1994 г., должен был уйти с поста в 2020 г. (говорил, что не будет баллотироваться на новый срок), но пандемия продлила мандат еще на год.
Фазеля в России часто сравнивают с руководителями ФИФА и УЕФА, но по уровню влиятельности на вид спорта босс ИИХФ сильно уступает коллегам из футбола: если футбольные чиновники жестко контролируют клубы (мощный проект Суперлиги схлопнулся за два дня), то в хоккее условия диктует НХЛ (и поэтому на Олимпиаде-2018 сборные выступали без игроков из сильнейшей лиги мира). Впрочем, дело тут не только в Фазеле. Европейский хоккей, который, по сути, и представляет ИИХФ, никогда не генерировал сверхприбылей, что делает позицию организации уязвимой в спорах с экономически успешной НХЛ.
Прозрачная бухгалтерия
ИИХФ ежегодно публикует финансовые отчеты. В сезоне-2019/20 выручка организации составила 26,6 млн швейцарских франков (около $27 млн), расходы – 30,2 млн швейцарских франков ($30,8 млн). Но период пандемии, когда федерации пришлось отменить большинство турниров, не дает адекватного представления об экономике организации, поэтому для оценки эффективности бизнеса ИИХФ лучше проанализировать цифры сезона-2018/19: доход – 48 млн швейцарских франков (столько же в долларах), расход – 41,6 млн.
Много это или мало? Нет смысла сравнивать хоккей с многомиллиардными прибылями футбола, поэтому посмотрим на показатели других федераций по игровым видам спорта. Баскетбольная ФИБА, которая работает в схожих с ИИХФ условиях (диктат НБА), в 2018 г. заработала 98 млн швейцарских франков, а потратила 103 млн. Волейбольная ФИВБ до коронакризиса планировала выйти на выручку в 100 млн швейцарских франков в год.
Но у каждой федерации своя система турниров для сборных и клубов. Хоккей часто критикуют за то, что чемпионат мира проводится ежегодно, но нет квалификационных соревнований, а также континентальных первенств. А у волейболистов, например, существует пять крупных турниров для сборных, включая Олимпиаду.
Почти половину от заработанного в сезоне-2018/19 ИИХФ получила от агентства Infront, которое является основным маркетинговым партнером федерации уже несколько десятилетий: сумма контракта составила 24,36 млн швейцарских франков. Infront, в свою очередь, реализует телевизионные и маркетинговые права на чемпионат мира. После турнира-2019 компания сообщала, что совокупная телеаудитория достигла 1,5 млрд человек.
В 2009 г. Infront и Фазель попали в скандал: одна из швейцарских газет обвинила главу ИИХФ в получении замаскированной взятки от главы агентства. На счет компании близкого друга Фазеля поступили 400 000швейцарских франков. Сам фигурант дела получение взятки отрицал, федерация создала комиссию для расследования, наняла аудиторов – они состава преступления тоже не нашли. Исполком МОК, впрочем, сделал Фазелю выговор, но по сравнению с последствиями коррупционных историй в футболе (к примеру, экс-президента ФИФА Йозефа Блаттера отстранили от футбола на шесть лет) хоккейный функционер легко отделался.
При этом основания для подозрений у СМИ были: в мировом спорте доходы клубов и федераций серьезно растут, а маркетинговый контракт ИИХФ и Infront фактически стоит на месте. В сезоне-2008/09, например, федерация получила 20,4 млн швейцарских франков. Впрочем, в 2024 г. вступает в силу новое соглашение – на 10 лет и 500 млн.
В 2020 г. чемпионат мира по хоккею не проводился, и международная федерация не получила от партнера ничего. Страховые выплаты, правда, почти покрыли потери: компенсация за отмену составила 22,85 млн швейцарских франков.
Олимпийские надежды
Большую часть билетной выручки на чемпионатах мира по хоккею получают местные организаторы, но ИИХФ полагается 10% от общей стоимости проданных билетов. В сезоне-2018/19 взрослый и молодежный турниры принесли примерно одинаковую сумму: 1,86 млн швейцарских франков – взрослый чемпионат в Словакии, 1,78 млн – молодежный в Канаде. В Ванкувере и Виктории арены вместительнее, чем в Братиславе, а раскрученность турнира в Канаде позволила продавать билеты дороже – выгоду получила и ИИХФ, и канадская федерация.
Отдельной строкой в отчете обозначен доход от спонсорских контрактов – скромные 1,36 млн швейцарских франков в сезоне-2018/19. Федерация не детализирует, что именно учитывается в этой статье (основные маркетинговые сделки, напомним, заключает Infront) – возможно, речь идет о региональных спонсорах турниров или партнерах организации в новых категориях. Например, в 2021 г. ИИХФ подписала соглашение с компанией Crypto.com, которая выпускает NFT с лучшими моментами чемпионатов мира.
Генеральным партнером ИИХФ уже много лет является автоконцерн Skoda. Черно-зеленый логотип чешского завода заливают в центральном круге ледовой площадки на всех матчах чемпионата еще с 1990-х гг., а на аренах выделено специальное место для новых моделей компании. Чешские авто так прочно ассоциируются со взрослым чемпионатом мира, что некоторые фанаты за границей называют его Skoda Cup.
Крупные спонсоры оказывают серьезное влияние на политику ИИХФ: судя по всему, решающим фактором переноса минской части ЧМ-2021 в Ригу стало решение Skoda отказаться от спонсорского статуса, если турнир пройдет в Белоруссии. Помимо автоконцерна бойкотировать турнир угрожали Nivea и производитель моторных масел Liqui Moly.
Еще одна статья доходов ИИХФ – административные взносы клубов за переходы игроков (по 400 швейцарских франков за каждый трансфер): в сезоне-2018/19 это принесло федерации 1,83 млн.
Солидную долю дохода ИИХФ составляют платежи за Олимпиаду от МОК. Пхенчхан-2018 принес федерации 44 млн швейцарских франков: 28 млн в сезоне-2017/18, 16 млн – в 2018/19.
Дорогая администрация
Основные расходы ИИХФ – призовые сборным. 16 команд элитного дивизиона, т. е. все участники чемпионата мира, делят между собой 7,3 млн франков, больше всех получает победитель ЧМ.
Около 9 млн швейцарских франков в год ИИХФ тратит на разветвленную систему взрослых и молодежных турниров для более слабых сборных. Их проведение убыточно, да и сложно представить, как получить выгоду от матча молодежек Литвы и Румынии в дивизионе 2А (по силе – четвертого). На взрослом уровне «подвальных» чемпионатов ИИХФ платит за результат, в молодежном и женском чаще просто компенсирует командам транспортные расходы.
О себе международная федерация тоже не забывает – на оплату труда сотрудников ИИХФ тратит 5,3 млн франков, на проведение ежегодных конгрессов и заседаний совета федерации суммарно уходит 1,3 млн. Работа многочисленных комитетов и подкомитетов стоит еще 2,2 млн франков – в итоге административные траты федерации приближаются к 10 млн, что довольно много на фоне общей суммы выручки.
Очевидный резерв для роста доходов федерации – деньги от клубных турниров. Их много в волейболе, а ФИБА зарабатывает на Лиге чемпионов, хотя лучшие клубы играют в автономной Евролиге. Проблема в том, что в европейском хоккее клубные турниры не раскручены: с 1961 по 1996 г. существовал Кубок европейских чемпионов – и в промежутке с 1968 по 1990 г. ЦСКА лишь дважды не выиграл турнир, что не добавило соревнованию престижа и популярности. Из-за низкого уровня конкуренции, частой смены формата и нерегулярной турнирной сетки еврокубки так и не стали важной частью хоккейного календаря.
ИИХФ дважды пыталась исправить ситуацию: в конце 1990-х Евролига имела призовой фонд в 3 млн швейцарских франков, но развалилась через четыре сезона из-за недовольства клубов. К столетию федерации в 2008 г. появилась Лига чемпионов с призовыми в 10 млн франков, но она рухнула уже через год – из-за мирового кризиса «Газпром» отказался от спонсорства, а он был основным партнером турнира.
Сейчас Лига чемпионов существует, но ее статус не соответствует названию: в турнире не играют клубы из КХЛ, посещаемость там – 3300 зрителей за матч (в КХЛ почти в 2 раза больше), а победитель получает лишь $300 000. Формально это даже не турнир ИИХФ, федерация владеет в компании-организаторе долей в 12,5%.
Как ни странно, интерес к еврокубкам в России традиционно выше, чем в Европе, – возвращение клубов КХЛ в Лигу чемпионов могло бы быть полезным и для Лиги, и для ИИХФ. Именно организация сильного клубного турнира в Европе будет главным вызовом для нового президента ИИХФ (выборы запланированы на осень 2021 г.) – на одних турнирах сборных и повышенном контракте Infront качественного рывка вперед не сделать.