Разоренное гнездо. Почему омский «Авангард» играет за Кубок Гагарина в Подмосковье?
«Ястребы» выступают в Балашихе третий год — арена в Омске разрушилась и едва не унесла 10 000 жизнейСегодня вечером в России может завершиться хоккейный сезон. «Авангард» ведет со счетом 3-2 в финальной серии против ЦСКА и находится в шаге от завоевания первого в своей истории Кубка Гагарина. Шестая встреча соперников пройдет в подмосковной Балашихе на арене имени Юрия Ляпкина, олимпийского чемпиона-1976 и участника легендарной Суперсерии 1972 г. между СССР и Канадой. Последние три сезона омичи арендуют этот стадион — потому что свой пришел в негодность и был снесен до основания.
Летом 2018 г. к руководству «Авангардом» пришли новые люди: президентом клуба стал директор «Газпромнефти» по региональным продажам Александр Крылов, а позицию генменеджера занял, пожалуй, самый известный из экс-игроков сибирского клуба Максим Сушинский. Вместе они решили реформировать не только внутреннее содержимое команды, проведя полтора десятка трансферов, но и окружающую ее среду: устроили ребрендинг во всей атрибутике, включая форму, и попытались изменить облик «Арены-Омск». Последнее не удалось.
«В межсезонье мы начали интерьерные ремонты и модернизацию инженерных систем арены, — так 23 июля начал самое грустное сообщение в истории омского хоккея Сушинский. — В процессе этих работ мы столкнулись с непредвиденными трудностями, после чего в срочном порядке были запущены необходимые дополнительные экспертизы. Для реализации данных задач были привлечены лучшие ресурсы и специалисты. Отмечу, что в предыдущие годы комплексных обследований на арене не проводилось. В настоящий момент консультации и экспертизы еще продолжаются. Но поскольку до начала сезона остается не так много времени, клуб обязан проработать все сценарии и запасные варианты. Мы будем сообщать о том, как развивается ситуация».
Ситуация развивалась по самому негативному для омских болельщиков сценарию. Через четыре дня после первого заявления Сушинский выступил со вторым: уже открыто сказал, что «Авангард» займется поиском новой арены в другом городе — для начала на первую половину сезона. 8 августа Сушинский объявил окончательно: клуб переезжает в Балашиху, соглашение с местной ареной Тяпкина подписано на три года с возможностью продления еще на два.
Невозможность играть в Омске имела чрезвычайно простое объяснение: местный стадион начал разваливаться. В фундаменте пошли трещины. Несколько экспертиз показали, что принимать, как и прежде, по 10 000 болельщиков арена не сможет: буквально на каждом следующем зрителе, переступающем ее порог, она может рассыпаться карточным домиком. Самое поразительное в том, что о трещинах знали давно. Не предполагали только, что они так сильно разрослись. Если бы не инициатива новых руководителей «Авангарда» изменить внешний вид стадиона, трагедии, вполне возможно, было бы не избежать.
Впрочем, проблемы были предсказуемы. «Арену-Омск» строили в бешеной гонке. В 2003 г. «Сибнефть» и Роман Абрамович выделили деньги на возведение хоккейного стадиона, и омские власти принялись срочно думать, как пустить эти деньги в оборот. Сооружать арену решили на левом берегу Иртыша, в нескольких сотнях метров от реки. В советские времена на этом месте находилась затапливаемая пойма. После строительства каскада ГЭС на Иртыше затопления ушли, рядом на намытой песчаной подушке построили два жилых микрорайона. На месте «Арены» уровень песчаной насыпи был ниже, чем там.
Но стадион не мог появиться на том месте, где появился, даже из правовых соображений: земельный участок под «Ареной» договором на 49 лет был закреплен за «Сибирской нефтяной компанией» под строительство микрорайона «Прибрежный». Внутри него планировался и спортивный комплекс, но не таких масштабов. Генподрядчиком объекта почему-то стала австрийская фирма AMR, хотя работами занимались исключительно местные застройщики.
Стройку гнали к Суперсерии 2007 г. между молодежными сборными России и Канады. Успели на самом волоске. Абрамович, приехавший инспектировать стадион во время первого матча в сентябре 2007 г., ушел из ложи после первого периода. Он давал деньги на двухъярусную арену с вместимостью до 15 000 человек, а увидел сооружение с низкими потолками и 10 000 посадочных мест. Уфа — второй город, где проводили Суперсерию, тоже запаздывал со сроками. Но турнир башкиры провели, а сразу после него закрыли стадион на доработку. Омск продолжил эксплуатировать арену как ни в чем не бывало.
Впервые публично о проблемах со стадионом в ноябре 2015 г. заговорил тогдашний президент «Авангарда» Владимир Шалаев. «Время ремонта дворца уже настает, и я думаю об этом с ужасом, — не стал смягчать ситуацию Шалаев в интервью омскому порталу «БК55». — В здании установлены специальные маячки. Это было сделано еще до трагедии с казармой и прочими омскими катаклизмами. Экономить на безопасности людей мы ни в коем случае не собираемся. Но что-то нас откровенно поражает. Очень, очень много недоделок. Если ночью у директора «Арены-Омск» Андрея Мохонько раздается звонок, он сразу предупреждает жену: «Вызывай «Скорую»!». От наших с ним разговоров о проблемах дворца у него скоро разовьется нервный тик, а закончится дело инфарктом».
Летом 2018 г., когда вслед за трещинами стали расползаться первые сигналы о бедственном положении «Арены», губернатор Омской области в годы строительства стадиона Леонид Полежаев попытался списать все на черный пиар. «Просто как строитель могу сказать, что нет таких вещей или дефектов больших или малых, которые не могли бы в кратчайшие сроки устранить, — заявил Полежаев изданию «Новый Омск». — Ну а если кому-то на этом пиар хочется делать, тогда следует задать вопрос, для чего это им». Осенью, когда все стало совсем серьезно, экс-губернатор просто открестился от стадиона. «Я не строил его, — заверил Полежаев в интервью журналу Forbes. — В Омске есть объекты, которые я строил, которые шли по титулу правительства Омской области. Набережная, вокзал, театр «Арлекин», Успенский собор, Христорождественский собор, метромост — я вел эти стройки, я знаком с документацией и сопровождал строительство. А строительство арены вы знаете, кто финансировал. И строили те люди, которые не допускали просто нас к процессу. Я же не полезу проверять, какая там документация. Дареному коню в зубы не смотрят — довольны были тем, что они строят объект».
В Омске долго решали, что можно сделать с «Ареной». В первую очередь рассматривался вариант с реконструкцией, но еще несколько экспертиз убедили руководителей: реконструировать уже нечего, надо сносить. Выглядело это так:
Через полгода после начала демонтажа старой арены было объявлено о строительстве новой, на том же месте, но по новым технологиям. Проверять ход работ в Омск регулярно прилетает Александр Крылов. Сумма проекта составляет 12 млрд руб. «Свай в два раза больше, [они] длиннее, — говорил Крылов пресс-службе «Авангарда» в ноябре 2020 г. — Они могут выдержать нагрузку в два раза больше, чем запланировано при проектировании. И мы существенно облегчили вес металлоконструкций. Нет никаких сомнений, что этот проект будет стоять долго». Возвращение «Авангарда» в Омск планируется осенью 2022 г. До этого времени возведение нового гнезда для «ястребов» — главная стройка в сибирском городе. Наблюдать за ней можно в прямом эфире.